ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Мордовские узоры. Праздник Раськень Озкс – 2013.
Мордовские узоры. Праздник Раськень Озкс – 2013.28-07-2013, 18:10. Разместил: violettaru |
елоснежная каемка утреннего облака плыла в неизвестность по холмистой долине. На стенках кружки неба из голубого фарфора без единого пятнышка и царапинки осталась рыжетца недавнего рассвета. Ситец северного ветра обнимал сухую траву, раскачивая тонкие шелковые ленты цвета спелой малины и можжевельника. Трещали редкие шаги по сухой, еще холодной земле, из палаток струился кудрявый дым. Пахло костром и свежим сеном. Деревенские мальчишки в потертых шортах раскачивались на широкой карусели. Откуда-то издалека, в тишине, ручейком разливалось тихое народное пение. Голос - ясный, чистый, как горный источник где-нибудь в Кавказских горах, чуть подрагивал. Белые, черные и красные матерчатые блики флага развивались в стороне. Утро. Село Чукалы под Саранском. Уже через несколько часов здесь начнется самое настоящее магическое действо - священное моление одного из самых загадочных народов финно-угорской группы....
Раськень Озкс - древний народный эрзянский праздник, который берет свое начало с языческих времен. В то время эрзяне поклонялись богам, олицетворяющим силы природы: земли, ветра, огня. Раньше подобные праздники проводились в разные значимые для хозяйства времена: посев, сбор урожая, а так же в дни солнцестояния и равноденствия. В 1629-ом году событие было запрещено царским указом. С 2006-го года Раськень Озкс стал государственным праздником. Он проходит раз в три года в селе Чукалы - по легенде, на этом месте захоронены около 11 тысяч воинов: эрзян, марийцев, чувашей и удмуртов.
Палатки вокруг поляны заполняются людьми - каждый район на празднике угощает гостей своими блюдами. На цветных скатертях чего только нет - румяные пироги, густые супы, каши, соления - огурцы и помидоры прямо как с картинок. В больших металлических бидонах - брага, медовуха и даже эрзянский самогон. И у каждого стола всегда найдется круглолицая женщина с ясными, четкими чертами и мягкой улыбкой. В длинном цветастом платье или в расписном национальном сарафане - они готовы угостить каждого, они накладывают в тарелку с горсткой, а наливают так, что течет по краям. От каждой из них веет теплом, веет чем-то настоящим, искренним - они действительно рады здесь всем. И хочется подойти не потому что голоден, а просто, чтобы еще раз попасть под этот....гипноз? Гипноз радушия и искренности. Оказавшись раз под которым, начинаешь искать его в каждом... А тем временем, на главном месте действия, где будет проходить моление, идет активная подготовка к началу праздника.
На склоне холма все лавки заняты - женщины из разных народных коллективов в национальных костюмах общаются между собой, распеваются. Гул разноцветной толпы - в которой и пожилые люди, греющиеся на мордовском солнце, и молодежь в больших темных очках с фотоаппаратами, и детишки, удивленно моргающие по сторонам, изредка прерывается негромким пением - плавный мотив, густой грудной голос... Люди на миг притихают - кто прислушивается, кто даже тихонько подпевает. Секунда, и голос стихает, звуки вновь ощетиниваются, становятся колкими и хаотичными. Холм, на котором установлен штатол - огромная свеча метра под три, огорожен пестрой лентой. Рядом с холмом - деревянная сцена. На ней мужчина в белой рубахе с красным узором проверяет микрофон. «Раз, раз! Семь, восемь, семь, восемь!» - эхо бьет в глаза, смазывает громкие голоса и шум издалека, где расположились палатки с эрзянскими яствами.
Красный, малиновый, золотой, белый, изумрудный - цвета национальных одежд эрзян необыкновенно богаты. Все женщины одеты в расшитые сарафаны и кокошники, которые представляют собой настоящее произведение искусства - украшенные камнями, монетами, бисером У каждого ансамбля, а их здесь около 20-ти, - свой собственный костюм, модель и крой которого, чаще всего передаются по наследству и являются особенностью представителей той или иной территории группы эрзян. А народ этот обитает в самых разных уголках России - Пензенская, Калужская, Кировская области. Неотъемлемая деталь национального костюма у эрзянских женщин - это украшения. Длинные жемчужные бусы, крупные серьги из самого разного материла, большие броши, платки, украшенные бисером или жемчугом - без всего этого эрзянский костюм немыслим. Все герои одеты в стилизованные под тот или иной образ костюмы, а речь каждого записана и раздается из дутых колонок, что безусловно портит впечатление и не вписывается в торжественную и вместе с тем магическую атмосферу моления. После «явления великих» инязор - царь эрзян, который избирается по определенным праздничным датам, выходит на середину холма и начинает выкрикивать на эрзянском короткие фразы, восхваляющие мощность и силу народа. Все, пришедшие на моление, повторяют за царем фразу, подняв руки к небу. Важная деталь - во время процесса моления нельзя есть и тем более разговаривать - удивительно, что все, оказавшиеся на празднике, это правило соблюли, хотя процесс моления оказался довольно длительным. Поле продолжительных выкриков, на холм восходит молодая девушка в белом узорчатом сарафане. В руках у нее каравай и соль. Она спускается вниз, к людям, и ей подводят коня - его макушка украшена цветами и маленькими ленточками. За девушкой спускаются все персонажи «явления великих». У каждого в руках горстка земли. Выстроившись друг за другом герои, делают круг и кидают горстки на холм, произнося молитву. Так эрзяне просят у природы богатого земледелия и хорошего урожая. Вообще бросание горстей земли на священное место - действие довольно распространенное в истории многих культур и народов. Даже Ромул, закладывая Рим, выкопал в центре ров и велел всем бросать в него горстки своей родной земли - чтобы сила почвы разных территорий сконцентрировалась именно на этом месте и земля была плодородной. После ритуала все участники моления ведут огромный хоровод - длинная вереница тянется на все поле, и даже сбивается в несколько кружков. Здесь уже совсем не важна религиозная принадлежность - любой, пришедший на праздник просто берет за руку человека, оказавшегося рядом. Этот момент народного единения, пожалуй, один из главных. Люди улыбаются друг другу, хохочут, стараются, чтобы круг не разомкнулся, смотрят в небо, и даже угрюмый стриженый мужчина в спортивном костюме или маленькая старушка в ситцевом платке, еле-еле успевающая за хороводом, кажутся именно сейчас действительно счастливыми. На вдох. На мгновение. Но только в такие редкие моменты счастья можно ощутить гордость за свой народ и истинное единение с ним, и только так можно на долю секунды поймать ощущение главного чуда - чуда человеческой жизни.
….Впереди прозрачность камышового поля, которая сливается с чуть подхмурившимся небом цвета парного молока. Океан из камышей, где свой настоящий подводный мир - путанные водоросли из длинных ветвей и травянистых зарослей. Из глубины свои хрустальные головки тянут пышные ромашки и васильки, цвет которых на фоне теплого камышового оттенка особенно сочный и живой. Здесь рядом на полянке протянулись два огромных накрытых стола, вокруг которых стоит 24 котла - в них варится суп из быка, который был принесен в жертву специально для праздника. Сложно поверить, но обряд жертвоприношения и в наши дни сохранился в культуре малых народов - животное, приносимое в жертву, зависит от характера и масштаба праздника. Так, например, марийцы на своих постоянных молениях приносят в жертву гусей. Чуть позже, когда блюдо будет готово, на полянке соберутся почти все гости праздника - отчасти это будет напоминать солдатскую кухню - очереди с пустыми одноразовыми тарелкам и гигантская гора из хлебных батонов...
Коллектив Чагмане («Калина») деревня Белозерка Калужской области:
фото Виктора Новикова
Вернуться назад |