В Казани открылся IV Всероссийский форум татарских религиозных деятелей "Национальная идентичность и религия". Центральной темой съезда, который уже пообещали посетить более 700 мусульманских деятелей со всей России, заявлено укрепление позиций традиционного для татар ислама на фоне растущего влияния зарубежных экстремистских течений и сохранение национальной идентичности.
Однако, по данным "НГ", основной задачей предстоящего форума станут попытка консолидировать татарских религиозных лидеров России под эгидой Духовного управления мусульман (ДУМ) республики и позиционирование нового муфтия Татарстана Камиля Самигуллина как лидера татарских мусульман всей страны, а не только как главы отдельной общины республики.
С момента своего избрания на пост главы ДУМ Татарстана Камиль Самигуллин провозгласил курс на объединение мусульман региона, которые фактически оказались на грани раскола после объявленной предыдущим муфтием Ильдусом Файзовым кампании деваххабизации мусульманского духовенства республики. Политика муфтия зафиксировала глубинные противоречия между сторонниками традиционного ислама и последователями экстремистских течений, пришедших в республику из-за рубежа, в частности, из арабских стран. Однако решить кардинальные проблемы татарстанской уммы муфтият при Ильдусе Файзове оказался не в состоянии.
Впрочем, курс на консолидацию татарских мусульман - не изобретение нынешнего муфтия. Почва для претензий мусульманского духовенства Татарстана на лидерство среди российских мусульман готовилась еще на предыдущем съезде татарских религиозных деятелей в 2012 году, где, в частности, по свидетельству участников, был раскритикован глава Духовного управления мусульман азиатской части России, сопредседатель Совета муфтиев РФ Нафигулла Аширов. Ему поставили в вину якобы имевшую место практику раздачи мест имамов в традиционных татарских мечетях в Сибири и на Дальнем Востоке иммигрантам из Средней Азии. Нынешний съезд, по мнению республиканских экспертов, призван лишь продолжить политику объединения татарских мусульман под эгидой традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба в качестве единого религиозного течения.
По словам политолога Руслана Айсина, татары, проживающие вне республики, всегда воспринимали Казань как духовный центр народа. "Именно поэтому задачей Казанского кремля, а именно он является соорганизатором форума татарских религиозных деятелей, до сегодняшнего дня оставалось формирование некоего ответного послания татарским духовным лидерам за пределами республики, - говорит эксперт. - На предыдущем съезде была сформирована концепция "Ислам и татарский мир", которая, по сути, должна стать идеологической основой национальной консолидации татар-мусульман и окончательно закрепить роль Казани как татарской, а учитывая, что именно татары составляют большинство среди российских мусульман, то и мусульманской духовной столицы России".
"Консолидация татарских мусульман вокруг Казани как духовного центра назрела давно, - считает исламский богослов Фарид Салман. - Ни Совет муфтиев России, ни Центральное духовное управление мусульман в Уфе не в состоянии решить наболевшие проблемы татарского мусульманского мира, поэтому если эти две организации в самое ближайшее время не подчинить единому мусульманскому религиозному центру, они просто сойдут с дистанции. Однако не думаю, что новый муфтий Камиль Самигуллин сейчас подходит на роль лидера всех татарских мусульман. Он должен вначале консолидировать умму Татарстана, а там уже можно говорить о его выходе на российский уровень".
Вернуться назад
|