ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Реклама превратилась в монстра, который держит общество в заложниках
Реклама превратилась в монстра, который держит общество в заложниках15-04-2013, 17:07. Разместил: регион 93 |
|||
Чем дальше мы удаляемся от советского почти безрекламного времени, тем больше проявляется тревожная тенденция! Яснее ясного становится понятным, что скрытая коммерческая реклама — это один из видов социально опасного мошенничества. И усугубляется проблема тем, что процесс "развития" рекламных возможностей приобретает все более злокачественный характер. Один из классиков американского рекламного бизнеса утверждал, что любого может заставить купить ненужную вещь, показав соответствующий ролик. Но это зло ещё не такой "большой руки", как говорил другой классик: ведь помимо использования технологий манипуляции сознанием современная реклама дошла до предельных степеней цинизма, усугубленного возможностями века информационных технологий.
Сейчас ради рекламных кампаний по "раскрутке" того или того "продукта" (как теперь принято называть всё подряд) модно устраивать шумиху, зачастую являющуюся банальной подлостью по отношению к обществу. Человек устроил провокацию, плюнул в лицо обществу, но имя-то плюнувшего заверещало, зазвенело и, по законам нынешнего рынка, приносит коммерческую выгоду. Мерзко и ужасно, что такие "законы рынка" поощряют гнусности и откровенно деструктивное поведение. Сделана подлость, быть может задевшая и обидевшая многих, осквернены святыни, — но выиграно в коммерческом плане, поднято тиражи своих книг, дисков, узнавание бренда или продвигаемой продукции.
Уточню, что сейчас я говорю именно о скрытой коммерческой рекламе и её подвидах, а не о провокациях вообще. Ведь сейчас эпоха провокаций, и порой их устраивают в самых разных целях.
Не могу сказать, что в другие исторические периоды человеческая сущность состояла из иного теста, — нет, конечно. Но нынче человеческое общество и вправду серьёзно больно — потому некоторые пороки проявляются особенно мерзко. Когда-то ценилась репутация, когда-то честное слово дорогого стоило, когда-то было важно сохранение морального облика… Эх, жаль что эти времена ушли. Жаль, что "облико морале" вместе со скромностью, непоказной порядочностью оказалось высмеяно, выброшено на помойку, будто что-то ненужное. А ведь мы сами в этом виноваты! Мы высмеивали подлинные ценности и заменили их западным ценностным суррогатом. Мы переложили свою отвественность на пресловутые "законы рынка", уверяя себя, что они отрегулируют нашу жизнь. А они вообще ни черта не отрегулировали, но привели всю систему в болезненное, уродливое состояние раздувшихся "пузырей" (это и пресловутые пузыри фондовых рынков, и пузыри социального неравенства, когда у одного во владении — яхты и коттеджи, а другого мизерная зарплата, причём второй — кристально честен, а на первом пробу шлёпнуть негде). Невыгодно, критически невыгодно в нынешние времена быть порядочным! И чего хотите со мной делайте, но я готов утверждать, что в советский период всё было несколько иначе. Пускай в эти времена нахал мог оказаться ловчей и ухватистей, но всё же безупречная репутация имела значение, и о ней хотя бы разговор был, он хотя бы присутствовал на повестке дня.
Сейчас на книжных полках лежат пестря обложками издания типа: "Сто правил успешной стервы" и прочие пособия "учебного содержания", которые лишь провоцируют общественную деградацию в ещё более злокачественное состояние. Причём авторы этих книжонок и, порой, авторы художественных произведений вынуждены между строк вставлять всё ту же рекламу, т.е. пиарить всякие "бренды", названия ресторанов, марки алкоголя и прочего. То же самое перекинулось на кино, сериалы, которые часто чуть не наполовину состоят из "рекламных вкраплений". И так всё это гадко, так печально, ведь это убивает искусство, ставит его в неестественные рамки. Художников, не желающих подстраиваться под эти условия, просто отпихивает от зрителя, от читателя. Принципиальным людям не дают издаваться, пробиться к своему зрителю и читателю. Когда-то "бушевавшая" цензура лишь оберегала некие чувствительные болевые точки государства, власти и общества, вымарывала некоторые строчки из произведений. А сейчас автора "не вписывающегося в рынок" не печатают вообще. То есть осуществляют запрет на профессию, не собираясь обсуждать сущность или качество его творений.
Наблюдается нечто вроде денатурации искусства, переход его в иное качество: где деньги значат всё, таланты — ничего. Однако тот самый вопрос провокаций, о котором я уже упоминал, является ещё более опасной проблемой. Люди, устраивающие провокации ради рекламы, идут как правило на заведомое нарушение моральных норм, а то и законов, популяризуя, тем самым, асоциальное поведение, калеча информационную среду нашего общества, навязывая ей уродливые социальные и духовные стереотипы. Вот буквально на днях произошёл очередной скандал, который был направлен на "раскрутку" писательницы, которая под видом участия во "всероссийской акции грамотности" выдала заведомо провокационный текст. Она походя, между делом, написала через запятую "коммунизм, нацизм", и теперь радуясь образовавшейся шумихе и суматохе, ходит по радиостанциям, где стараясь побольше разжечь страсти клеймит всех, кто возмутился и сделал ей замечание. Зачем она это делает? А затем, что ждёт одного — повышения тиражей, то есть денежной выгоды от скандала, совершенно не тревожась о том, что поступила гадко и задела многих людей.
Каким-то подобным образом недавно раскручивали некую выставку, не менее провокационного и банального содержания. Организаторы, выпотрошив труп лисы и сотрясая им, тявкали какие-то гадости в адрес всё тех же "проклятых коммунистов". Более всего раздражает, когда кто-то из пошлых и бездарных скандалистов, "продвигающих" свой "продукт" (на который никто бы не обратил внимание, коль не было бы скандала) орёт о том, что его пытаются запретить (чаще всего кивая на "кровавый репрессивный режим")! Ах, меня хотят запретить, вот-вот запретят, — орёт он (хотя, на поверку это оказывается пошленькой рекламной уловкой). И дело в том, что путём скандала вокруг возможных запретов, пиарят зачастую всякую непотребную мерзость, которую, и вправду, не жалко "слить в унитаз" и не вспоминать о ней вовсе.
Как хочется, чтобы ввели норму, согласно которой истошно орущий о том, что его "продукт" удостоился запретов — должен приостановить свою деятельность до тех пор, пока какая-нибудь комиссия не разберется в том, действительно ли "запрещенный" прав в своих претензиях и разоблачениях. Считаешь, что тебя запретили? Ну так и отлично, время рассудит, многое из действительно запрещенного потом лишь набирало прелести (однако большинство явлений, запрещенных советской властью, но выплеснутых сейчас на нас, оказались и вправду дрянью). Но и тема "запрещенности" не последняя беда. Много всяких уловок используют те, кто норовит прибегнуть к нечестным методам скрытой рекламы. Воображения у таких "скандалистов", как правило, нет вовсе. Придумать тонкий и остроумный скандал они не могут, а способны как пресловутые церковные "плясуньи" лишь тупо залезть на чужую территорию, и немножко там нагадить. Но если "плясуний" использовали ради политических игр, то нередко, почти такие же "акции", "перфомансы" и "инсталляции" устраивают исключительно ради денег. Чтобы разбудить в обществе дух суматохи, шумихи, пустых сплетен и разговоров, — и на этой волне навязать оглушенному обывателю "продукт" (который людям, на самом-то деле, совсем и не нужен).
Я написал "такие же акции" имея в виду не внешнюю схожесть, а похожесть смысловую и содержательную. Ведь возвращаясь к вышеприведенному примеру, вполне можно сравнить написанные "раскрученной писательницей" через запятую (коммунизм и нацизм) с таким же точно плевком в лицо, который хотели сделать пуси. Разве что они метили в клерикалов и политиков, а тут плевок предназначался русским патриотам, приверженцам левых взглядов. Но суть-то та же самая — тупо соорудить скандал на пустом месте, используя технологии манипуляции сознанием. В данном случае потребителю просто хотят "впарить" книги, которые иначе удалось бы продать гораздо меньшим тиражом. По сути дела, такие рекламные акции, использующие "удары ниже пояса", являются чем-то вроде психологического лохотрона, мошеннической спекуляции на эмоциях людей, на человеческих порывах, и
(тем более в нынешний век всеохватных средств массовой информации, которые могут достать любого, и пробрать до самых печёнок, воздействие становится особенно опасным). Во имя коммерческих интересов той или иной скаредной и беспринципной личности калечат всё общество, навязывают ему жупелы (часто чудовищные), приучают, скажем, к пивной зависимости, к определенной манере асоциального поведения. Реклама превратилась в монстра, который держит наше общество в заложниках, и чем дальше, тем монстр делается всё более прожорливым, беспринципным, способным на всё. Сначала, в девяностых годах (я имею в виду, нашу страну, в данном случае), рекламная индустрия развивалась чуть иначе, попадались даже талантливые ролики, имеющие свою драматургию и художественную ценность. Но к нынешнему моменту реклама мутировала, насквозь проросла злокачественной тканью. А поскольку момент нынче особенный, небывалый, дающий невиданные прежде возможности, то рекламный монстр норовит распространять эти злокачественные метастазы на всё общество, окутывая его и удушая в своих "объятиях".
Рекламный монстр проник повсюду, он залез в вопросы медицины и цинично навязывает людям лекарства, которые порой вредят и здоровью и психике людей (чудовищно, но теперь немалая часть рядовых врачей участвуют в скрытых рекламных кампаниях и стараются навязать людям то некий препарат, то курс некой терапии, то ещё чего-то). Рекламный монстр залез в детскую коляску, он забрался к нам в постель, он давно уже обосновался на кухне, старясь тащить туда всякую дрянь (которая нам совсем не нужна), он всюду, буквально всюду распространяет свои щупальца-метастазы!
Глядишь на рекламного монстра, и омерзение берёт. Я уже телевизор не могу включать, и кажется, будто телевизор уже сказал всё что мог, а теперь устал и также покорился рекламному монстру.
На мой взгляд это есть серьёзная проблема. Я обозначил её. Но чего же я могу предложить? Долго думая над этим, дискутируя с разными людьми, я нашёл-таки кое-какие зацепки, которые, возможно, помогут отыскать подходы к исправлению ситуации, помогут вернуться в человеческое состояние.
Предложение моё звучит просто: необходимо объявить любую рекламную деятельность отдельным видом занятий, то есть профессией, подлежащей лицензированию и уплате налога. Причём, чем выше доход от рекламной деятельности, тем выше налог. А в тех случаях, когда реклама представляет собой психологический лохотрон, давление на сознание людей путём провоцирования скандала в ситуациях, где, казалось бы, коммерция должна отсутствовать, —брать ещё и штраф, причём немалый (сообразный с доходами от скандала, в каждом конкретном случае). Я отлично отдаю себе отчёт, что вопрос это очень сложный; отлично понимаю, что нельзя создать такое законодательство, которое уследит за всем и сумеет предусмотреть всё. Однако даже само движение по пути борьбы с "психологическим лохотроном" уже будет иметь оздоравливающее действие.
Оговорюсь что, разумеется, на данном этапе, начать это делать вряд ли получится. Пока господствует нынешняя американоцентричная система, меры по очеловечиванию среды вряд ли удастся продвинуть. Но текущая ситуация не вечна, и думать надо уже о том, что будет после её распада, который неизбежен. Итак, полностью запретить скрытую рекламу и нечистоплотные скандалы невозможно, тут и спорить не о чем, но прийти к какому-то согласию в обществе, устранив хотя бы самые агрессивные и уродливые проявления болезни надо попытаться. Да и необходимо вернуть на место (условную) "кафедру", с которой говорилось о порядочности, единстве целей и задач общества, вредности "достигаторства любой ценой", нечистоплотности психологических манипуляций! Надо, надо, надо вновь начать говорить о ненормальности "достигаторства за счёт других"! Сейчас-то сама "кафедра" валяется на помойке, её снесли туда за ненужностью. Вот ведь в чём беда! Если говорить чуть более детально, то приведу неожиданный пример! Всё в той же Америке (вернее в некоторых её штатах) ввели сейчас довольно странный закон, который запрещает владельцам домов с приусадебным участком выращивать у себя чего-то кроме газонной травы. Вернее будто бы и не запрещает, а обязывает брать лицензию на выращивание овощей и фруктов, платить налоги, взносы и прочее (это сделано ради интересов торговых сетей, которые хотят отжать из потребителя побольше денег). Закон довольно подловат и почти абсурден, но нам нужно тщательно присматриваться к технологиям, которые использует враг, стоящий по ту сторону имущественного рубежа, молящийся на деньги и готовый творить что угодно во имя денег. Нужно брать его оружие и сражаться с ним этим оружием, памятуя о законах диалектики (не зря же Гегель старался, открывал их).
Итак, на новом этапе развития общества, который обязан начаться после краха системы нынешнего миропорядка (но сам по себе новый этап не начнётся, ради него нужно вкалывать), нам необходимо будет использовать некие наработки, с помощью которых мы демонтируем монструозную систему, подавляющую нас до сих пор. Мы должны её хотя бы угомонить и, при ближайшей создавшейся возможности, отбросить. Итак, нужно лицензирование и налогооблажение рекламной деятельности (особенно скрытой рекламы, для выявления которой необходима специальная структура, состоящая из независимых экспертов). Думаю, именно тут нужно ювелирно и тонко поработать. Усадить за разработку подобных норм не таких людей как наши нынешние депутаты, а какого-нибудь умного человека.
Пускай будут рекламные блоки на ТВ (в специально выделенные временыне промежутки, а не прерывая программы или подсовывая рекламные баннеры людям под нос). Чтобы было понятно — это именно реклама, люди рекламируют то-то и то-то. Также нужно учесть, чтоб всё это лишь в незначительной степени касалось людей, не имеющих богатств и больших возможностей. Вводя штрафы, лицензирование и прочее, надо избегать американских подходов (запрещающих малообеспеченным слоям населения растить укроп и редиску). То есть идти не путём введения очередного "налога на бедных", а совсем с другого направления: бороться не с мелкими проявлениями, а искать корень зла сообразно нечистоплотным барышам, на которые рассчитывает ловкач. Нужно смотреть, кто стоит за всей этой системой, кому выгодно существование её в таком виде? А выгодно это тому "владетельному классу", который нахапал в девяностых, обворовал наше общество. И считает теперь себя гегемоном, подумывает даже о социальном дарвинизме!
Разумеется, без разбора завалов на главной арене истории, на месте главного фронта, то есть в области социального неравенства и неоднородности прав, невозможно осуществить ничего из того, что я называю новым очеловечиванием общества. Именно потому я утврждаю, что всерьёз браться за разбор завалов мы сможем лишь после краха нынешней уродливой системы миропорядка, после её банкротства… хотя и мешкать будет нельзя. Короче, всему всё время — не раньше и не позже.
Но разговор, дискуссию полезно вести уже сейчас, и как можно более осмысленную, острую, деловую. Чтоб мы не оказались, опять будто "слепые котята" в 1990 году в момент катастрофы, подстроенной нашими противниками. Нужно учиться на своих ошибках, но ещё более важно понимать, что вызовы всегда бывают неожиданными. И готовиться надо к динамичным явлениям, а не застывшим. Воспитывать в себе гибкость ума, гибкость реагирования на эти вызовы. Однако лечить болезни нынешнего общества необходимо, нужно удалять опухоли, делать что-то с "пузырями", отказываться от денатуратов и фальсификатов всех мастей, которыми нас закармливала эпоха, в течение которой происходило немало чудовищного и глумливого. Такого, как действия рекламного монстра, что держал, и всё ещё продолжает держать общество в заложниках, издеваясь над ним. Вернуться назад |