ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Президент Кестонского института Ксения Деннен: Толерантность в российской глубинке больше, чем принято считать

Президент Кестонского института Ксения Деннен: Толерантность в российской глубинке больше, чем принято считать


7-02-2013, 22:14. Разместил: poisk-istini

Президент Кестонского института Ксения Деннен: Толерантность в российской глубинке больше, чем принято считать

Москва, 7 февраля, Благовест-инфо. Чем дальше от столицы, тем больше религиозной толерантности – такую закономерность обнаружила в России президент Кестонского института (Оксфорд, Англия) Ксения Деннен. Вместе с российскими коллегами в течение ряда лет она проводила масштабные исследования российской религиозности, результаты которых обобщаются в многотомном издании «Энциклопедия религиозной жизни России». Воспоминаниями о своих поездках по России она поделилась 5 февраля в Москве, в Культурном центре-Библиотеке имени М.А. Волошина, на встрече, посвященной открытию первой в России Библиотеки социологии религии.

Как рассказала Ксения Деннен, друзья на родине считали ее «авантюристкой», т.к. она исколесила по российским дорогам всю Россию, добираясь до самых отдаленных уголков. Сама же она считает себя «научной журналисткой». По ее словам, первые же ее впечатления развеяли миф, в который верят большинство англичан: что в России живут только православные, которые ходят в храмы Русской Православной Церкви. Британскую исследовательницу сразу поразило религиозное многообразие в России: «Средний англичанин не имеет понятия, что в России есть еще и католики, и протестанты, и харизматы, не говоря уже о нехристианских религиях». Поэтому главной задачей полевых исследований,  которые вместе с Ксенией Деннен проводили  руководитель проекта «Энциклопедия религиозной жизни России» Сергей Филатов и президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин, стало описание взаимоотношений различных религиозных организаций друг с другом и с властями, а также верований всех христианских деноминаций и нехристианских религий.

Следующее открытие, которое сделала К.Деннен, -- это сильный контраст между европейской частью России, с одной стороны,  и Зауральем, Крайним Севером или отдаленными южными регионами, с другой: «Насколько более толерантны там люди, особенно православные из РПЦ, которые обычно ведут себя, как будто принадлежат к государственной Церкви, а не живут в светском государстве». В Бурятии, Калмыкии, на Алтае,  где христианство живет бок о бок с различными направлениями буддизма, язычества, шаманизма, «научная журналистка» встретилась с православными епископами. Вот ее впечатления (стоит обратить внимание на прекрасный русский язык британской исследовательницы): «Мне понравился православный епископ в Сибири, рассказывавший о протестантах и католиках как братьях во Христе, а не как об агрессорах, угрожающих так называемой духовной безопасности. Меня порадовал епископ в Бурятии, который в свободное время любит скакать на чудесном арабском скакуне в архиерейской рясе и в скуфье. Я умилилась другому епископу, который верит, что в детскую душу можно вложить нравственные принципы христианства, строя с ними модели кораблей. И с восторгом выслушала рассказ калмыцкого епископа, как он превысил скорость и был остановлен полицией, которая (тут его глаза сверкнули) не стала его штрафовать, а напротив, отдала ему честь, когда узнала, кто он».

Последний из упомянутых епископов произвел на гостью из Англии сильное впечатление. По ее словам, он верит, что буддисты могут прийти к христианству, и именно поэтому  не является сторонником открытой, «в лоб», миссии и поддерживает хорошие отношения с  лидером Союза буддистов Калмыкии. В этой республике Ксения Деннен и ее коллеги, беседуя с людьми, описывали такое явление, как двоеверие: люди считают себя одновременно и православными, и буддистами; принимая крещение, участвуют в буддистских ритуалах. Есть в Калмыкии и тенгрианство – культ почитания неба, и «необычный христианский миссионер» Игнатий Лапкин. О встрече с ним докладчица рассказывала с особой теплотой: к нему пришлось ехать в немыслимую даль, но изысканную англичанку, которая предусмотрительно надела платок и длинную юбку, он встретил «как родную душу». «Он верит в крещение сверху, как российские пятидесятники, но крестит через погружение, как православные; он выглядит как старообрядец, но легко общается с протестантами и восхищается искренностью Свидетелей Иеговы, с которыми познакомился в советской тюрьме. Он выпадает из всех определений», -- таков портрет старца, который подвергся репрессиям за веру.

В Бурятии президент Кестона и ее коллеги обнаружили альтернативную буддистскую организацию «Майдар», которую московские эксперты считали исчезнувшей. В поисках следов «Майдара» ученые забрели в непролазную глушь, куда не могла пройти машина; взобрались на гору, увидели там две юрты, в одной жила старуха с длинными седыми волосами, в другой – мальчик-подросток (в устах К.Деннен этот рассказ звучал как сказка или даже эпос)… Каково же было изумление англичанки, когда юноша не только «навел на след» «Майдара», но и беседовал с ней об итальянской опере и произведениях  Толкиена и Дж.Роулинг!

Невозможно было в кратком докладе рассказать обо всех приключениях и впечатлениях, которые оставили путешествия по России. Ксения Деннен пообещала, что научное их изложение добытой информации можно будет прочитать в новом издании «Энциклопедии религиозной жизни России», которая появится уже в этом году.

У участников встречи было много вопросов к докладчице. Например, ее попросили  рассказать о взаимоотношениях Англиканской Церкви и государственной власти на Британских островах. К.Деннен, жена англиканского священника, может поделиться информацией «из первых уст»: «Моя Церковь – государственная, но она всегда может сказать все, что думает (о действиях власти – ред.) У вас главная Церковь de ure отделена, но  de facto она более государственная, чем в Англии. У нас были религиозные войны в XVII веке, но потом мы дошли до более толерантного взгляда на разные религиозные течения. У вас, особенно в отдаленных частях России, заметно сосуществование различных религий, и это знак развитого государства».

В финале встречи, следуя этой логике, самым ярким примером развитой государственности пришлось признать … Урюпинск. Ксения Деннен добралась и туда, и обнаружила, помимо развивающейся православной жизни в новообразованной епархии, особую терпимость в казачьей среде: оказывается, в каждом райцентре Волгоградской области есть казачьи баптистские и пятидесятнические общины, которые мирно соседствуют с православным казачеством. В России есть и такое.


Вернуться назад