ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > С чего начинается Родина? Или к вопросу о патриотическом воспитании

С чего начинается Родина? Или к вопросу о патриотическом воспитании


15-09-2012, 21:29. Разместил: poisk-istini

С чего начинается Родина? Или к вопросу о патриотическом воспитании

С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре? Ну и далее, как в знаменитой песне из кинофильма «Щит и меч». Но вспомните – после перечисления разных вариантов эта песня заканчивается тем же вопросом. Потому что для каждого человека есть нечто ценное, чем он дорожит, и с чего, по его мнению, начинается Родина.

Но для учителя, ведущего практическую деятельность по патриотическому воспитанию учащихся, этого знать недостаточно. Ему необходимо знать саму систему ценностей патриотического воспитания и законы её развития и образования в общественном и индивидуальном сознании. Чтобы не быть многословным, постараюсь изложить кратко (и заранее прошу прощения за канцеляризм – некоторым это вообще может показаться сухой «методичкой»).

Задачи патриотического воспитания решаются через их компоненты – познавательно-образовательный, эмоционально-нравственный и деятельностно- реализационный с опорой на систему ценностей и сферы влияния. В систему ценностей патриотического воспитания включены четыре сферы.

Духовно-патриотическая:

– признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры, как высших святынь народа;

– национальное самосознание;

– гордость и достоинство;

– духовная зрелость.

Нравственно-патриотическая:

– любовь к Родине, своему народу;

– следование собственной совести и моральным принципам;

– добросовестность;

– честность;

– коллективизм;

– уважение к старикам;

– любовь к семье и близким;

– этикет.

Историко-патриотическая:

– верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества;

– следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории;

– сохранение исторической памяти и преемственности поколений.

Государственно-патриотическая:

– приоритет национальных ценностей и интересов России, её суверенитет, независимость и целостность;

– гражданская зрелость;

– верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества;

– активное участие в решении проблем и преодоление трудностей в обществе и государстве.

Воспитательные ценности, в свою очередь, делятся на:

– вечные общечеловеческие;

– вечные социально-значимые индивидуально-личностные;

– устойчивые ментально-этические;

– преходящие и уходящие, исчезающие и заменяющие конкретно-исторические.

При этом развитие и образование воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании подчиняется определенным общественно-политическим закономерностям, среди которых:

– социально-психологическая дифференциация воспитательных ценностей от объективных потребностей в различных областях общественной жизни и одновременно устойчивая зависимость первых от вторых;

– психологическая и историческая преемственность воспитательных ценностей в общественном сознании и педагогической деятельности;

– движение, перемещение в обществе представителей различных слоёв  групп, носителей конкретных воспитательных ценностей из одного страта в другой.

И при этом все эти закономерности – динамические. А значит, воспитательные ценности имеют тенденцию менять свои приоритеты и иерархичность. Отчего это зависит? На мой взгляд, это зависит от наличия или отсутствия ВЫСШИХ СМЫСЛОВ. Поэтому, возражая Владимиру Владимировичу, хочется сказать, что патриотизм не является «ценностным фундаментом общества», как бы он и мы этого не хотели. Патриотизм всё-таки не фундамент, а надстройка. Возможно и первая после фундамента.

В подтверждение своего вывода хочу привести один пример.

Десять лет тому назад я был участником межрегиональной научно-практической конференции «Патриотизм российских народов – традиции и современность». Организаторами этой конференции значились: Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Российский государственный историко-культурный центр при правительстве РФ, Институт военной истории РАН, Российская Академия образования, Российский комитет ветеранов войны и военной службы, Союз писателей Российской Федерации и т.д.

На этой конференции рассматривались актуальные вопросы реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, материальные и духовные основы патриотизма и дружбы российских народов, механизмы формирования патриотических чувств личности и современная российская действительность. Рассмотрели, обсудили актуальные вопросы и что же? Всё повисло в воздухе. За десять лет серьёзных сдвигов в деле патриотического воспитания граждан России я не наблюдаю. Работа идёт, бюджеты осваиваются.

5 октября 2010 года  В.В. Путиным утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В части первой говорится, что Государственная программа сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Для реализации Программы из бюджета предусмотрено выделить 596,75 млн. рублей, а из внебюджетных источников 180,45 млн. рублей. Вполне справедливо отмечается необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации в области патриотического воспитания и модернизации материально-технической базы, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания.

В данном случае мне непонятно, о каких специалистах и организаторах патриотического воспитания идёт речь? Я нахожусь на самой первой ступеньке системы патриотического воспитания (я так считаю) – непосредственно работаю в школе. Обладаю определённым опытом. Но мой опыт сейчас никого серьёзным образом не интересует. Более того, я вижу совсем другую тенденцию – учителя-гастарбайтеры. Другими словами, это учителя, которые заняты исключительно зарабатыванием денег, а всё остальное вторично – и образование, и воспитание.

В связи с этим вспоминается советский художественный фильм режиссёра Марка Донского «Сельская учительница» с Верой Марецкой в главной роли. Молодая учительница из города приехала в деревню обучать детей грамоте. Сегодня мы видим обратный процесс. У людей поменялись цели, а соответственно – и ценности.

Дмитрий Медведев только недавно начал говорить о том, чтобы сохранялись сельские школы. А что говорить, когда дело-то уже сделано! Сотни сельских школ по всей стране закрыты. Возможно, экономию от закрытия школ чиновники уже просчитали, но кто посчитает моральные и духовные потери – ведь как не крути, а школа на селе еще является своеобразным культурным и духовным центром.

Не вдохновляет меня и инициатива нового министра образования Дмитрия Ливанова по привлечению в школы молодых учителей с помощью неких «экономических механизмов». Мы уже НСОТ «наелись» по самое не хочу. Вот где принцип «каждый – сам за себя» поставлен во главу угла! Эту НСОТ надо отменять, пока она не наделала больших бед. Ведь при такой системе некогда дружные педагогические коллективы очень быстро превращаются в сборище под одной крышей учителей-индивидуалистов.

А в таком случае говорить о патриотическом воспитании школьников уже не приходится...


Вернуться назад