ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Почему на Руси жить хорошо?
Почему на Руси жить хорошо?26-08-2012, 11:10. Разместил: буревестник |
О СТАБИЛЬНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ Что же даст надежную основу для устойчивого и поступательного развития России? Что нужно сделать, чтобы передышка в череде потрясений превратилась в длительный период строительства страны? На мой взгляд, базой для развития страны должно стать общественное согласие на основе устойчивой идеология, поддерживаемой большинством населения. Та самая пресловутая "национальная идея". Необходимость ее существования вытекает из следующей логики рассуждений: 1. Основным условием развития России является стабильность. При этом давайте не будем заниматься подменой понятий: «стабильность» – отнюдь не синоним слова «застой». Под стабильностью мы будем понимать превалирование эволюционных процессов поступательного развития над революционными. То есть развитие без разрушения, относительную неизменность правил игры. Только в условиях стабильности возможно расширение горизонта планирования с целью формирования и реализации стратегии - как на уровне страны, так и на уровне отдельных хозяйственных субъектов и конкретного человека.
2. Стабильность невозможна без некоего общественного консенсуса относительно приемлемости жизни в стране. Под приемлемостью жизни понимается совокупность условий, (уровень жизни, социальные взаимоотношения, возможность самореализации, возможность сохранения культурной идентичности, и т.д.) позволяющих подавляющему большинству граждан: - испытывать удовлетворенность условиями жизни; - считать легитимной существующую государственную власть; - при необходимости, встать на защиту страны; - не задумываться об эмиграции, и т.д. То есть считать Россию не "этой страной" а "своей страной". Не считать свою Родину "страной второго сорта". Только при этом условии возможно устойчивое развитие. 3. Общественный консенсус не может быть обеспечен ни за счет быстрого роста благосостояния (модель, существовавшая до недавнего времени), ни за счет развития демократических общественных институтов (исполнение чаяний либеральной общественности). Причина? Она очень проста. Мы объективно не достигнем в ближайшей (да и среднесрочной) перспективе ни уровня жизни развитых стран Запада, ни уровня развития западных общественных институтов. Непонятно, достижим ли этот рубеж (западные стандарты жизни в широком смысле этого слова) для России в перспективе ближайших 50 лет, с учетом наших климатических, географических и культурно-исторических особенностей. Более того, неясно, нужно ли его вообще достигать: последние тенденции мирового развития свидетельствуют о том, что тезис «западные стандарты - магистраль мирового развития и прогресса» далеко не доказан. А если базой для общественного согласия будет только уровень благосостояния и развития демократических институтов, то мы обречены на игру на чужом поле. Cравнение всегда будет осуществляться именно с Западом и именно по этим параметрам. Соответственно, в обществе будет торжествовать ощущение России, как второсортной страны. Мы должны ответить на вопрос: "чем в России лучше жить, чем в любой другой стране мира?" И ответив на этот вопрос, сделать его основой той самой пресловутой "национальной идеи". Российской национальной идеологии. Причем идеи, заложенные в ее основу, должны быть просты и понятны всем слоям российского общества. На мой взгляд, обсуждение именно этого вопроса должно стать стержнем повестки дня. Все остальное, включая даже экономическую политику и вопросы развития демократии, является производным от главного вопроса. ОБ ОСНОВАХ РОССИЙСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ Итак, что является глубинным для российского мироощущения? Воля Это слово как никакое другое характеризует состояние пространства, привычное для русского народа. Помните: "…от южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля..." или " я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!". Понятие "Воля" можно сформулировать как "ощущение человеком свободы в пространстве и в деятельности на этом пространстве". Она обеспечивается нашими бескрайними просторами, наличием огромных пространств с низкой плотностью населения и разнообразием природно-климатических условий. Проще говоря, это – ощущение огромной страны, каждый уголок которой тебе доступен. То есть человек может свободно передвигаться по стране и пользоваться всеми ее природными богатствами с минимальными ограничениями. Еще раз подчеркну: воля - это не просто личная свобода. Это, если можно так выразиться, географически подкрепленная личная свобода. Уникальность России в возможности ее обеспечить. В современных условиях «воля» может заключаться в следующем: - свобода передвижения по стране, обеспеченная достаточно развитой инфраструктурой
- равный и свободный доступ к природным, туристическо - рекреационым ресурсам России, обеспеченный ограничением передачи в частные руки лесных и водных объектов
- чистота окружающей среды, обеспеченная жестким контролем за соблюдением экологических стандартов
Сила Для России унизительно плясать под чужую дудку. Состояние независимости страны очень важно для мироощущения русского человека. Ощущение "пусть мы живем хреново, зато самостоятельно" является глубинным. Составляющие понятия «сила»: - защищенность от внешнего вторжения;
- проведение самостоятельной и последовательной внешней политики, обеспечивающей интересы страны;
- пресечение любых угроз суверенитету и территориальной целостности страны без оглядки на внешние факторы;
Все эти составляющие обеспечиваются сильными вооруженными силами и эффективной дипломатией.
Знания Русский человек по натуре - творец. Изобретатель. Творческий труд и получение знаний могут и должны стать смыслом жизни русского человека. Знания - это то, что может дать России по-настоящему устойчивое будущее. Я прекрасно осознаю, что на горизонте ближайших 10-15 лет основой экономики, благосостояния народа и обеспечения интересов России в мире останется сырье. Считать, что ситуация может резко, в течение 4-5 лет, измениться, - это утопия. Однако, если смотреть в перспективу, Россия может и должна стать ведущей научной и технологической державой. Кроме того, на этой основе можно существенно откорректировать жизненные цели и ценности подрастающего поколения. Именно культ знаний может и должен стать альтернативой культу потребления. Мы много говорим о пагубности культа потребления, но ничего не предлагаем взамен! Для формирования такой альтернативы в стране должны быть открыты все дороги к получению знаний, интеллектуальному труду и воплощению результатов труда в жизнь. А именно: - возможность получения бесплатного высшего образования, зависящая только от интеллектуального уровня абитуриента, обеспеченная сетью государственных ВУЗов; - возможность заниматься научными исследованиями, обеспеченная системой государственного финансирования; - реальная защита интеллектуальной собственности, обеспеченная законодательством и судебной и правоохранительной системами; - заинтересованность государственных и частных компаний в прикладном применении результатов российских научных исследований, обеспеченная системой налоговых льгот. Итак, триада "Воля. Сила. Знания" может стать основой российской национальной идеологии. Однако есть еще одна фундаментальная категория. И эта категория называется «Справедливость». Справедливость – есть тот фундамент, который необходим для реализации какой-либо идеологии в России. Никакая общественная модель, основанная на сколь угодно логичных идеях, не может быть реализована в России без ощущения русским народом справедливости общественного устройства. Образно говоря, справедливость - это та «черепаха», основа мироздания, на которой покоятся «три слона» (воля, сила, знание) национальной идеи. Именно ощущение несправедливости общественного устройства является основным источником всех русских протестов - вплоть до недавних "болотных" выступлений.
Понятно, что справедливость - понятие относительное. Идея построения абсолютно справедливого общества – это чрезвычайно опасная утопия, в силу принципиальной невозможности создания единых критериев справедливости. Однако, на мой взгляд, возможно дать следующее определение применительно к конкретному обществу на конкретном историческом отрезке: общество может считаться справедливым, если большая часть его членов считают уровень несправедливости, возникающий в процессе общественных взаимоотношений, приемлемым. Применительно к сегодняшней ситуации в России, я считаю возможным достижение обществом вышеописанного состояния, при условии: - создания системы беспристрастных судов; - существенного снижения уровня коррупции в госаппарате; - снижения диспропорций в потреблении материальных благ различными слоями общества.
Почему именно эти задачи важны? Беспристрастный суд. Этот пункт важен, поскольку он является системообразующим. К сожалению, думать, что возможно резко уменьшить объем произвола и беззакония, творимого во всех сферах общества – иллюзия. Мы не сможем резко изменить укоренившийся общественный менталитет, основанный на принципе "прав тот, у кого больше прав". Попрание норм закона и общественной морали силой денег или силой власти не искоренить сразу. Однако, возможно создание одной инстанции, которая может дать оценку произволу. И сделать это гораздо проще, чем ликвидировать его истоки. Уже потом может и должен последовать следующий этап - это ликвидация причин возникновения несправедливости, изменение правил игры. Но сначала мы должны (все!) привыкнуть к мысли, что правила игры едины для всех. Ибо бессмысленна выработка любых, самых лучших правил, если их никто не соблюдает.
Коррупция. Собственно, от решения именно этого вопроса во многом будет зависеть поддержание легитимности существующей власти. Отсутствие реальной борьбы с этим явлением приведет к радикализации общественных настроений. И наоборот: даже небольшие, но реальные дела на этом направлении подтвердят намерение выполнить предвыборные обещания. При этом лакмусовой бумажкой здесь, на мой взгляд, послужит готовность первых лиц государства начать с себя и своего ближайшего окружения. При этом, нужно идти как институциональным путем – по сути, путем создания законодательной и общественной нетерпимости к коррупции - так и путем «точечной» борьбы на наиболее важных участках. В частности, невозможно победить коррупцию, пока будут коррумпированы органы, которые должны с ней бороться. Стране очень нужен честный на 100% правоохранительный орган. Возможно, созданный вне существующей правоохранительной системы. Социальная справедливость. По сути, для выравнивания диспропорций в обществе нужно выполнить предвыборные обещания, изложенные в статье Путина "Строительство справедливости. Социальная политика для России". Этого будет более чем достаточно. Особенно хочется отметить идею о необходимости поднятия зарплаты врачам, преподавателям высшей школы и научным сотрудникам РАН до уровня 200 % от средней по экономике. Это будет способствовать не только восстановлению социальной справедливости, но и изменению общественных ценностей. Подтвержденная государством значимость данных специальностей будет стимулировать уважение к людям и их труду. Однако на текущий момент в области социальной справедливости существует своя лакмусовая бумажка – это введение налога на роскошь. Именно этот шаг, неоднократно продекларированный руководством страны, послужит сигналом стремления к построению более справедливого общества. И финансовый эффект от вводимого налога при этом не такважен, как общественный резонанс. О СОЗДАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ Российский народ видел немало красивых лозунгов, основанных на теоретических построениях. Для подтверждения того, что национальная идея – это не очередная звонкая трескотня, необходимы практические шаги, реализация программы действий. Причем эта программа должна быть понятна народу, не носить бутафорский характер (как недавнее драматическое переименование милиции в полицию), иметь четкие приоритетные цели, и соответственно, конкретные и осязаемые результаты. Прежде всего, необходимо создать условия для реализации такой программы – общественные и финансовые. 1.Создание общественных условий, то есть условий, обеспечивающих признание обществом целей данной программы в качестве приоритетных. Необходимо честно сказать народу, что мы в ближайшем будущем (в течение, как минимум, 20 лет) не будем жить, как на Западе. Если говорить себе правду, то даже нынешний уровень жизни – это заслуга в основном прошлых поколений, чьими трудами были завоеваны огромные богатые ресурсами территории и создана основа производственной и транспортной инфраструктуры. Однако у России как страны для жизни есть другие преимущества, которыми можно и нужно пользоваться простым людям. При этом уровень жизни будет повышаться как закономерный результат стабильного и поступательного развития страны. Кроме того, нужно начать трансформацию общественных отношений в направлении большей справедливости – иначе в России ничего не построить. 2. Создание финансовых условий для реализации приоритетных целей. Необходимо создать финансовую основу для целенаправленной реализации политики, вытекающей из декларируемых приоритетов. Причем основным игроком и инвестором здесь неизбежно придется выступать государству, поскольку речь идет о базовых, системообразующих вещах. В настоящее время ключевым параметром, определяющим возможность реализации тех или иных государственных программ, является цена на нефть. При этом, ситуация в ближайшее время не поменяется – сырьевая направленность российской экономики никуда не денется, поскольку крупные структурные изменения в экономике требуют длительного срока.
Следовательно, для проведения осмысленной бюджетной политики, стимулирующей развитие, необходимо: -минимизировать риски, связанные с возможными резкими колебаниями цены на «черное золото»; -изменить ключевые финансовые парадигмы – поступления от высоких нефтяных цен являются не проклятием, подлежащим стерилизации в фондах, и не золотым дождем, обеспечивающим неоправданно высокий уровень потребления, а одним из ключевых факторов возможного ускоренного развития страны. Об этом много говорится, и по сути, от принципов, описанных в последнем Бюджетном послании президента, до реализации предлагаемой идеи – всего один шаг. Суть идеи в том, что бюджет балансируется в двух разрезах: «Текущий бюджет» и «Бюджет развития». Текущий бюджет финансируется за счет устойчивых доходов – то есть за счет доходов, которые бюджет получил бы при определенной цене нефти, устойчивой в долгосрочной перспективе. В Бюджетном послании речь идет о средней стоимости нефти за 5 лет; однако можно предложить и более жесткие варианты. Текущий бюджет обеспечивает исполнение текущих обязательств государства (расходы на заработную плату всех категорий госслужащих, финансирование дефицита ПФ, содержание и нормативный ремонт дорог, школ, больниц, и иной инфраструктуры, находящейся на государственном обеспечении, а также расходы на обслуживание государственного долга). Текущий бюджет должен быть бездефицитен. Избыток средств текущего бюджета направляется в Фонд развития. Фонд развития формируются за счет профицита текущего бюджета, а также нефтегазовых доходов, не вошедших в текущий бюджет и поступлений от приватизации. Финансирование любых инвестиционных расходов осуществляется из бюджета развития, финансируемого за счет Фонда развития, а также поступлений от государственных заимствований. При этом финансирование должно осуществляться только при наличии: - сформированных целевых программ (проектов) с четко определенными целями, сроками, ответственными лицами и бюджетом; - подтверждении наличия в Фонде Развития необходимой суммы, позволяющей полностью профинансировать данную программу и добиться заявленных целей.
Тем самым мы сможем научиться определять приоритеты и избавиться от порочной практики «размазывания» тонким слоем средств по всем программам. Лучше одно доведенное до конца дело, чем десять незавершенных. Нужно научиться выделять самые важные вопросы на каждом направлении, формировать целевые программы и финансировать приоритетные программы полностью. При этом такой принцип обеспечит совпадение слов с делом. Процесс начинает носить управляемый характер. При этом, естественно, перестройка механизма бюджета развития с технологии «освоения средств» на технологию проектного подхода займет довольно значительное время. Однако увеличение эффективности расходования государственных средств на цели развития будет колоссальным. По мере структурной перестройки экономики, будет проиcходить увеличение категории устойчивых доходов и соответственно, увеличение профицита текущего бюджета, выделяемой на цели развития. То есть переход к устойчивому развитию. Но это будет, к сожалению, еще не скоро. Бесспорно, как уже говорилось выше, необходимо реализовать ряд первоочередных мероприятий, создающих понимание, что заявленные цели – не пустая декларация. Рамки настоящей статьи не позволяют перечислить те предложения, которые возникли у автора. Однако можно выразить уверенность, что количество предложений, которые могут возникнуть у неравнодушных людей для раскрытия понятий «Воля. Сила. Знание» чрезвычайно велико. Формулирование национальной идеи, формирование и выполнение программы реализации основных заложенных в ней принципов будут являться залогом устойчивого развития России. При отсутствии объединяющих общество ценностей и целей велика вероятность, что Россию опять ждет сезон революций и анархии. Андрей Беленцов, эксперт по управлению Вернуться назад |