ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Упражнения для развития памяти у детей

Упражнения для развития памяти у детей


19-08-2012, 10:24. Разместил: буревестник

      Обычно вопрос «Как улучшить память?» задают взрослые. Однако начинать процесс развития памяти нужно ещё в детстве.

      Дошкольнику вполне хватает механической, непроизвольной, эмоциональной памяти. Впечатления детства яркие, всё запоминается как бы «само собой». А если что-то и забудется – то ничего страшного не произойдёт. Будет новый день и новые впечатления.

      С поступлением в школу нагрузка на ребёнка и требования к его памяти значительно возрастают. Нужно запоминать большой объём учебного материала, который с каждым годом только возрастает. Причём информация, которую учителя пытаются впихнуть в голову ребёнка, может казаться ему скучной и ненужной, а значит, и запоминаться будет с трудом.

Запомнить – это только половина дела. Нужно ещё вспомнить в нужный момент: у доски, на контрольной… Дети, которые механически заучивают материал, склонны и воспроизводить его так же механически, дословно, часто даже не понимая, о чём они говорят. Стоит сбиться в одном месте – и дальше сдвинуться уже очень сложно. Наводящие вопросы учителя в этом случае не помогают – ведь их тоже нужно понять, проанализировать, соотнести с тем, что уже было сказано…

Детям вольно или невольно приходится использовать какие-то приёмы запоминания. К сожалению, чаще всего они делают это стихийно. Редко кто из учителей специально обучает своих подопечных рациональным, эффективным приёмам. Значит, позаботиться об этом нужно родителям.

      Занятия по развитию памяти детей лучше проводить в игровой форме и стараться использовать разнообразные упражнения (для развития зрительной, слуховой, двигательной памяти; запоминать слова, картинки, движения, ритм и т.д.).

      Для развития памяти, вне зависимости от её вида (двигательная, слухоречевая, зрительная) необходимо придерживаться определённого порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения, наконец – избирательности памяти. При коррекции узнавания алгоритм работы следующий: ребёнок запоминает 2-6 изображений предметов (животных, растений и т.д.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные образцы убираются; ему надо узнать (найти) их среди 10-15 аналогичных. В ходе формирования избирательности любого вида памяти ребёнку предлагается запомнить материал, затем следует: 1) показать ему такой же ряд стимулов, но в другом порядке – требуется восстановить порядок; 2) показать такой же ряд, но с измененными элементами – требуется найти ошибочный вариант и заменить его верным. Одновременно происходит обучение ребёнка разным мнемотехникам.

Как это выглядит на практике? Приведу несколько примеров игр для развития зрительной памяти.

      Предложите ребёнку поиграть в «фотографа» или «сыщика». Возьмите набор открыток, карточек от детского лото или разрезную азбуку, карточки с написанными на них словами или цифрами. Разложите на столе 5-7 карточек (количество карточек обычно определяется по формуле: возраст в годах минус два. Небольшое количество можно запомнить механически, для большого требуются специальные приёмы, например, использование ассоциаций и составление связного рассказа по карточкам). Попросите ребёнка как следует рассмотреть их и запомнить. Уже сама эта инструкция способствует концентрации внимания и повышает вероятность успешного запоминания. Затем пусть ребёнок отвернётся. Добавьте к имеющимся на столе карточкам ещё 7 и перемешайте их. А теперь попросите ребёнка: 1) выбрать из этой кучки те карточки, которые он запомнил; 2) разложить их в том порядке, в каком они лежали вначале. Другой вариант игры: уберите часть карточек (3-4) из первоначального набора, а вместо них положите другие. Попросите ребёнка найти подмену.

      Составление рассказа (сказки) по карточкам помогает развивать не только память, но и мышление. Можно, как и в первой игре, разложить карточки в ряд. А можно взять стопку и выкладывать по одной. Если в игре несколько участников, то каждому раздаётся определённое количество карточек, и игроки выкладывают их по одной по очереди. Выложив карточку, нужно придумать предложение, включающее изображённый рисунок или слово. Следующий игрок выкладывает свою карточку и продолжает разворачивать сюжет. После того как все карточки выложены в ряд (или по кругу) на столе, ведущий переворачивает их изображением вниз. Задача игроков – правильно назвать порядок, в котором лежат карточки (опираясь на рассказ). Другой вариант – когда карточки остаются открытыми, а вспомнить нужно сам придуманный рассказ, опираясь на рисунки.

      Вы можете придумать и свои варианты игр. Желаю интересно и с пользой провести время!


Вернуться назад