ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Занятия с детьми: как научить любить... читать?

Занятия с детьми: как научить любить... читать?


16-08-2012, 12:19. Разместил: буревестник

Многие родители будущих первоклашек стремятся к тому, чтобы перед поступлением в 1-й класс научить своего малыша не только буквам, но и чтению. Опасность состоит в том, что в результате ребята читают и довольно быстро, но... делают это по принуждению, чтение их не захватывает, у них нет эмоционального отклика на прочитанное. Поэтому читать они не хотят и не любят. От такой нелюбви уже в школе начинаются проблемы: снижение успеваемости, нежелание учиться и т. д. и т. п. Родители бьют тревогу уже во 2-ом классе, когда эта проблема встает перед ними непосредственно, но, как правило, уже почти неразрешима. Сейчас же, дорогие мамы и папа, у вас еще есть время посеять семя любви к книге в благодатную почву податливой детской души дошколенка. И чтобы не присоединиться к хору разочарованных родителей:"Мой ничего не желает!", "Только компьютер и телек у него на уме!", воспользуйтесь советами детских психологов.

  • Чтение должно соединяться у ребенка ТОЛЬКО с чувством удовольствия. Не заставляйте и не уговаривайте ребенка. Он должен САМ захотеть читать.
  • Дети, у которых существуют проблемы с чтением, делятся на две основные группы: одни любят, чтобы им читали, другие - не любят ни читать, ни слушать. У первой группы нежелание читать - от отсутствия навыка быстрого чтения. Медлительность процесса начинает вызывать у ребенка раздражение. Постарайтесь выбрать интересный текст с ярким сюжетом, остановитесь на самом интересном месте и попросите ребенка почитать немного без вас, пока вы не сделаете срочно появившееся дело. Затем превратите чтение в игру: строчку - ты, две строчки - я. В 90% случаев хитрость срабатывает. Можно читать по ролям, превращая чтение в веселую игру. Независимо от того, как читал ребенок, его надо похвалить и, пока он купается в собственной славе, взять, как говорится "на слабо": "А за Карлсона сможешь?" Увидите, он не откажется.
  • Старайтесь исправлять ошибки ребенка при чтении очень незаметно.
  • Книга для вашего малыша должна быть яркая, с большим количеством картинок и с крупными буквами, а самое главное - с интересным сюжетом. Если ребенок заинтересуется иллюстрациями, то он, естественно, начнет слушать и книгу. Однако избегайтепокупать книги, где стиль рисунков деловой или упрощенный.
  • Дети готовы на многое, когда в их повседневную жизнь входит сказка. Родители же могут легко ее разыграть: однажды утром малыш просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, в котором он крупными буквами пишет, что любит его и хочет с ним дружить, а подарок для него лежит там-то. На следующее утро еще одно письмо. С каждым днем письма все длиннее, а читаются они уже быстрее.
    Или напишите небольшие послания для ребенка и развесьте их по всей квартире. Ребенок с удовольствием будет разыскивать записочки и читать их: "Привет! Улыбнись!", "Беги скорее, поцелуй маму", а потом он и сам будет писать подобные записочки для вас. Чтение при использовании такой методики становится не техническим, а содержательным. С чтением у ребенка будет связываться чувство удовольствия и радости.
  • Искушайте ребенка чтением. Сядьте в сторонке (там, где малыш может легко к вам присоединиться) и вслух читайте книгу себе. При этом у вас должна быть достаточно эмоциональная реакция на свое чтение: вы можете смеяться, периодически восклицая "вот это да!", либо изображать расстройство, со вздохом "ну вот, как всегда!".
  • Используйте различные технические средства. сейчас в продаже много книг, к текстам которых существуют аудиозаписи. У ребенка появится новая уникальная возможность - слушать профессионально озвученный текст и самостоятельно просматривать картинки в книжке. Очень хороший способ стимулировать самостоятельное чтение - записать его чтение на пленку. Дети с удовольствием слушают подобные аудиозаписи в собственном исполнении.
  • При совместном чтении подталкивайте ребенка к более активному участию, чем просто слушание. Сделайте в чтении паузу, рассмотрите и обсудите картинки. Дайте ребенку возможность отгадать дальнейший ход сюжета - это будет развивать его аналитические способности и, естественно, речь. В процессе чтения обсудите с ним персонажей и их поступки: "Тигр такой страшный, я бы залезла от него на дерево, а ты?".
  • При чтении вслух, чем больше вы входите в роль, тем лучше ваш ребенок будет следить за сюжетом. Будьте смешными, говорите с разными акцентами, разными голосами, сделайте домашний театр.
  • Используйте куклу! Пока вы читаете, кукла (то есть вы за нее) вмешивается со своими вопросами и комментариями. После чтения ребенок обсуждает с ней книгу. Затем кукла переходит к ребенку и уже вы задаете вопросы ей.
  • Можно при чтении вслух допридумывать сюжет, включая в него членов вашей семьи и самого ребенка. Используйте в чтении импровизации, интересные мелочи из вашей повседневной жизни. Пускай и ребенок поэкспериментирует с ролью рассказчика. Детям очень нравится придумывать персонажи, имена для них, решать, где они живут, какие они, а также определять будет ли конец счастливым или грустным. Таким образом вы устанавливаете тесную связь между реальным миром ребенка и миром книги, которую читаете, ребенок становитс активным участником событий.
  • Необходимо сделать чтение семейной традицией. Возьмите себе за правило, например, чтение перед сном. Если дела заняли у вас слишком много времени и ребенка пора укладывать спать, все равно не отказывайтесь от чтения. Возьмите небольшую сказку и почитайте ее минут 15. Совместные переживания за судьбу героев очень помогают не только в воспитани ребенка , но устанавливают прочные эмоциональные связи и доверительные отношения между вами.
    Обсуждение прочитанного без поучений, на равных правах, споры, в которых внимательно выслушивается мнение ребенка, уважается его точка зрения, в которых вы соглашаетесь с ним или доказываете, что он не прав, - лучший способ ненавязчивого, незаметного руководства им.
  • Преподносите чтение, как награду. Если ребенок плохо себя ведет, предупредите его, что тогда вы отмените вечернее чтение. С психологической точки зрения рейтинг чтения в таком случае поднимается. Но при этом за провинности не стоит, как сейчас распространено, наказывать его тем, что ребенок не будет смотреть мультфильмы, поднимая тем самым рейтинг телевизора.
  • Помните, что телевизор, видео и различные приставки - враги книгам. Если привычка смотреть телевизор (мультфильмы) стало для ребенка правилом, постарайтесь расставить необходимые акценты в пользу книги. Например, просмотрев мультфильм, приобретите книгу, по мотивам которой поставлен этот мультик. В следующий раз вы уже будете смотреть этот мультик вместе с книгой, стараясь акцентировать внимание ребенка не на экране, а на веселой картинке из книжки. После просмотра проанализируйте, чего не было в мультфильме по сравнению с книгой. Обязательно сделайте акцент, что в книгах всегда все гораздо интереснее и подробнее, чем показывают по телевизору.
  • Чувство сопереживания с героями произведений у детей острее, чем у взрослых. Напишите вместе с малышом письмо полюбившемуся герою. И конечно же, обязательно, ребенок через некоторое время должен получить настоящий ответ на свое послание. Кстати, этот метод способствует и тренировке письма.
  • Возьмите за правило: на просьбы "помоги" или "поиграй", мама может и не отреагировать, а просьба "давай вместе почитаем" удовлетворяется всегда.
  • Помогают привить любовь к чтению диафильмы. Даже самого неусидчивого ребенка завораживают картинки на стене его комнаты. К тому же просмотр диафильмов - это таинственный ритуал: задергиваются шторы, что-то налаживается...
  • Неоходимо прививать и культуру обращения с книгой. Рисование в книгах должно пресекаться сразу. Книги нельзя кидать на пол. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе они обижаются и уходят к другим детям. Книжки должны находиться в пределах досягаемости ребенка.
  • Не прекращайте читать вслух, даже если ребенок уже умеет это делать сам. Он узнает много полезного из чтения вами более сложных книг. Кроме этого, он получает удовольствие просто от звука вашего голоса и от контакта с вами.
  • "Читать, обсуждать - все это здорово, но где взять на это время?" - скажете вы. Конечно, вы очень загружены. Но и из этой ситуации можно найти выход: "Пока я занята, пожалуйста, почитай мне вслух. Мне так интересно, что там было дальше в той сказке, которую мы вчера с тобой не закончили". Поверьте, стоит только раз попробовать такое домашнее чтение и ребенок будет ждать его как праздник.

Вернуться назад