ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Первомай: история праздника от богини Майи до марксистов

Первомай: история праздника от богини Майи до марксистов


28-04-2012, 18:00. Разместил: poisk-istini

Первомай: история праздника от богини Майи до марксистов

Вряд ли жители больших городов, вырвавшиеся в первые майские дни на природу, знают, а что мы, собственно говоря, празднуем?

Длинных майских праздников россияне ждали, кажется, еще с новогодних каникул. Многие уже, несмотря на официальный рабочий день, потихоньку (а иначе не позволяет дорожная ситуация) тянутся за город, в сторону дачных поселков, поближе к природе – открывать «шашлычный сезон», наслаждаться прекрасной погодой, убирать участки после зимы. Вряд ли кто-то из наконец-то вырвавшихся из душных коконов больших городов еще помнит – а что мы, собственно говоря, празднуем?

Попробуем разобраться.
 

Официально праздник, который в нашей стране отмечается 1-го мая, носит название Праздник весны и труда. Но многие из нас еще помнят те времена, когда назывался он совсем по-другому - День солидарности трудящихся. Но на самом деле отмечать первый день мая начали даже не коммунисты и мировой пролетариат.

Впервые отмечать «Первомай» начали еще жители Древней Италии. Они поклонялись богине Майе — покровительнице земли и плодородия. В честь нее последний месяц весны назвали маем, а в его первый день устраивались гулянья и торжества. Древние славили эту богиню, чтобы предстоящий год был плодородным и принес хороший урожай. Тем более удивительно, что тысячелетия спустя 1-го мая официально стал днем Труда.

Обычаи Древней Италии постепенно распространились по всей Европе. К примеру,  в Англии, Шотландии и Франции этот день стали устраиваться массовые гуляния и шествия, а на Сицилии до принято в этот день собирать и дарить луговые ромашки. В Испании этот день тоже связан с цветами – жители страны устраивают Праздник цветов, в честь которого молодые люди дарят букеты своим девушкам.

Празднование начала весеннего сева в языческой Европе было посвящено богу солнца и плодородия Белену, жертвы которому приносили друиды. Языческий праздник Белтейн и по сей день продолжают отмечать в некоторых сельских районах Шотландии, Уэльса и Ирландии. Согласно древним языческим традициям, праздник отмечают разжиганием ритуальных костров на возвышенностях. Участники празднества прыгают через огонь для очищения. На дверях домов вешают Майский Сук, а во дворах сажают Майский Куст из ветвей рябины.

Схожими обрядами встречают  1-е мая во многих деревнях и городах Германии, Австрии, скандинавских стран, Чехии и Словакии. Главный символ праздника Майское дерево —это украшенный высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно в мае на центральных площадях. На макушке столба устанавливают венок. С Майским деревом связщано множество традиций: перед установкой его проносят по всему городу, устанавливают его несколько крепких парней  с помощью длинных  шестов, само дерево украшают лентами. В некоторых районах Германии холостые мужчины устанавливают маленькие майские деревья — берёзки — у домов незамужних женщин деревни. В Альпах существует традиция забираться на Майское дерево.

Так или иначе, все древние традиции празднования первого дня мая были связаны с природой, плодородием, рождением, началом нового цикла.

После начала христианизации Западной Европы кельтский праздник был намеренно вытеснен близким по дате церковным: днем святой Вальпургии, которую принято поминать как раз 1-го мая. Однако имя христианской святой, по иронии судьбы, по сей день ассоциируется с самым что ни на есть языческим праздником: Вальпургиевой ночью. По германскому народному поверью, именно в ночь на 1-е мая со всего света на шабаш слетаются ведьмы. В канун 1-го мая, по поверьям, открывались границы между нашим и потусторонним миром, и нечистая сила собиралась на праздник.

В июле 1889 г. Конгресс II Интернационала принял решение о ежегодном праздновании «всем мировым пролетариатом» этого дня в память о «героической борьбе американских рабочих в Чикаго против капиталистов и эксплуататоров»: 1 мая 1886 года в американском городе Чикаго рабочие местных заводов и фабрик вышли на демонстрацию. Основными требованиями их были улучшение условий труда, укорочение продолжительности трудового дня с 15 часов до 8 часов. Демонстрация в тот день была подавлена властями и владельцами заводов.

Таким образом, история  современного праздника 1-го Мая в России тесно переплелась с историей развития марксистского движения:  так называемые «маевки» (запрещенные встречи рабочих на природе) и демонстрации каждый год происходили в крупных промышленных центрах.

В советское время 1 Мая стал именоваться Днем международной солидарности трудящихся. В этот день на Красной площади устраивалась демонстрация москвичей, которые с лозунгами, шариками и цветами шли мимо трибун, откуда их приветствовали руководители КПСС. Впрочем, еще в эпоху Брежнева праздник практически потерял свою политическую окраску, а на демонстрации «трудящиеся» отправлялись только после обещания руководства выдать им «отгул».

Население СССР очень любило этот праздник, в первую очередь, за возможность поехать на дачу, вскопать грядки и отдохнуть на природе.

В 1997 году Первомай окончательно потерял свою политическую окраску и был переименован в неполитический, общенародный праздник «День весны и труда».


Вернуться назад