ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Вы часто слушаете ребёнка? А слышите?

Вы часто слушаете ребёнка? А слышите?


16-03-2012, 22:45. Разместил: virginiya100

Давайте поговорим на повседневную тему «как я общаюсь со своим ребёнком». Тема стара как мир, а прогресса всё нет. Как разговаривали в повелительно-поучительном тоне с детьми, так и продолжаем до сих пор. 

Вспомним один из тех случаев, когда ребёнок пришёл расстроенный с прогулки, из садика, школы. Как Вы среагировали? Уверена, что больше половины из Вас спросили: «Что случилось?», «Ты чего такой грустный?», «Тебя кто-то обидел?». На что получили ответ: «Ничего не случилось», «Нормальный я», «Никто не обидел». Знакомая ситуация? Как Вы думаете, Ваш вопрос сильно прояснил ситуацию? Скорее всего, совсем не прояснил, даже напротив, запутал. Теперь ребенок еще больше надулся, замкнулся в себе и не проявляет желания общаться с Вами. Что пошло не так?!

Другая ситуация – ребенок на Ваш вопрос «Что случилось?» всё-таки отвечает и рассказывает в чём проблема. Например, отобрали в садике машинку, больно толкнули, обозвали, несправедливо оценил учитель и т.д. Ваша реакция? Хотите, отгадаю?

1. Начнёте советовать и предлагать готовые решения «А ты бы взял и сказал ему…», «Я бы на твоём месте…» и т.д.

2. Будете объяснять, что привело к такой ситуации, приводить доводы, читать лекции и учить жизни.

3. А может и дойдёт до критики и обвинений «сам виноват, я тебе говорила…»

4. Начнёте успокаивать: «Ну, ничего страшного…»

Вот список самых распространенных родительских реакций. Есть ещё, но о них чуть позже.
---------------
Так как же правильно вести себя в ситуациях, когда ребёнок расстроен, обижен, подавлен? Ответ: активно выслушать его!

Активное слушание – одна из замечательных техник в психологии, лучше всего описанная Ю. Б. Гиппенрейтер. Итак, что же такое активное слушание и как его применять.

Активно слушать ребёнка – значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, обозначив при этом его чувство.

Представим, что ребёнок пришел из школы сам не свой. Первое, что надо сделать – повернуться к нему лицом и расположитесь так, чтобы ваши глаза были на одном уровне (присядьте на стул, сядьте вместе на диван). Если ребёнок маленький, то посадите его на колени. Можно просто обнять и прижать к себе. Это очень важное условие! Ваше положение по отношению к ребенку уже говорит о готовности выслушать, принять и помочь.

Второе и тоже очень важное условие – не задаём вопросов!!! Констатируем чувства ребёнка в утвердительной, а не вопросительной форме. Пример:

Дочь (насупившись): Я больше с Катей не играю!

Родитель: Ты на неё обиделась (сердита, зла).

Почувствуйте, насколько утвердительная форма предложения отражает то, что Вы настроились на волну ребёнка и готовы принять его огорчение.

Для сравнения, почувствуйте, как бы здесь прозвучал вопрос «Ты что, обиделась на неё?». Вопрос явно не выражает Вашего сочувствия.

Третье важное условие – держим паузу! Не нападайте на ребёнка своими констатациями, пусть даже в утвердительной форме. После каждой фразы ребёнка выдерживайте паузу. Она необходима для того, чтобы ребенок собрался с мыслями и с духом. Возможно, он подбирает нужные слова, а Вы собьете его, и ребенок замолчит и замкнется.

Четвёртое важное условие – в Вашем ответе полезно повторить происходящую ситуацию, как Вы её поняли, и при этом обозначить чувство ребёнка. Пример:

Дочь: Я больше с Катей не играю!

Родитель: Не хочешь с ней больше дружить, (повторяем ситуацию, как мы ее поняли).

Дочь: Да, не хочу.

Родитель (после паузы): Ты на неё обиделась. (обозначаем чувство).

Начинать использовать активное слушание – всегда непросто. Для нашей культуры такой стиль общения очень непривычный, поэтому овладеть техникой активного слушания получится не сразу. Главное не отчаиваться при первых промахах. Лично у меня раза с 5-6 начало получаться. Многие родители не могут привыкнуть к утвердительной форме, им она кажется неестественной.

В таком случае, я предлагаю упражнение: представьте, что Вам позвонила подруга и говорит «купила сегодня на распродаже кофточку, дома обнаружила брак» Вы: «Расстроилась, конечно». Она: «Ещё бы! Я такую по всему городу искала». Суть в том, что когда Вам изливает душу подруга, Вы очень часто применяете утвердительные фразы.

Часто у «родителей-новичков» возникает проблема с подбором нужных слов. Это тоже не беда. Старайтесь не повторять слово в слово за ребёнком, подбирайте синонимы, как в примерах выше (не играю – не дружишь).

Когда техника активного слушания приживётся в Вашем сознании, Вы увидите, сколько плюсов она имеет. Во-первых, у ребёнка ослабевает или полностью исчезает стрессовая эмоция (гнев, обида). Во-вторых, убедившись в том, что родитель готов выслушать и понять, ребёнок начинает раскрываться и рассказывает гораздо больше, чем связано с данной ситуацией. Выясняются подробности обид и травм, которые произошли гораздо раньше и не связаны напрямую с сегодняшней ситуацией. Третий плюс заключается в том, что ребёнок в процессе активного слушания сам приходит к нужному решению ситуации. Кроме того, родители, использующие технику достаточно долго (более 3-х месяцев) замечают, что дети сами начинают активно слушать их, родителей! Благодаря активному слушанию дети становятся ближе к родителям, а родители – к детям.

По своему опыту знаю, что техника перестаёт быть техникой уже через 3-6 месяцев. Она приживается и превращается в обычное общение с ребёнком. Слова находятся быстро и утвердительные предложения звучат естественно.

Не стоит забывать, что активное слушание мы применяем ТОЛЬКО В СТРЕССОВЫХ для ребёнка ситуациях, когда он обижен, рассержен и т.д.!!! В остальное время общайтесь как прежде .


Вернуться назад