ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансы > Т. М. Исаченко: Региональные торговые соглашения и их роль в мировой торговле

Т. М. Исаченко: Региональные торговые соглашения и их роль в мировой торговле


24-11-2011, 14:40. Разместил: Yary

Т. М. Исаченко


Региональные торговые соглашения (РТС) являются характерной чертой современной многосторонней торговой системы. Их число, так же как и доля преференциальной торговли в общем объеме международного торгового сотрудничества, в течение последних 10 лет постоянно растет. Незначительный прогресс в многосторонних торговых переговорах в рамках Доха-раунда стал дополнительным стимулом для формирования новых РТС. Только за один год с января 2004 по февраль 2005 г. в рамках ВТО было дополнительно зарегистрировано 43 РТС. Таким образом, этот период стал наиболее значимым во всей истории региональной интеграции. Общее число РТС в настоящее время составляет 170, примерно 20 соглашений должны вступить в силу после процедуры ратификации, еще 70 находятся в стадии обсуждения. Процессы регионализации существенно интенсифицировались в масштабах всего мира, прежде всего в Западном полушарии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.На протяжении послевоенной истории процесс регионализации развивался неравномерно. Периодами наибольшей активности в подписании региональных соглашений стали 1970-е и 1990-е гг., со спадом в этой сфере в 1960-е и 1980-е гг. В разные периоды экономического развития и для отдельных групп стран при создании интеграционных объединений ставились различные цели. Так, для стран ЕЭС (ЕС) основными задачами являлись противостояние конкуренции состороны США и подъем европейской экономики. Страны Юго-Восточной Азии стремились укрупнить свои рынки и сделать их более привлекательными для иностранного капитала. В 1990-е гг. страны с переходной экономикой стремились облегчить издержки рыночной трансформации, используя сложившиеся связи.
С начала 1990-х гг. произошел резкий всплеск активности в формировании региональных экономических группировок. В это время возникли или окончательно сформировались практически все региональные ассоциации: Андский общий рынок (1990 г.), МЕРКОСУР (1992 г.), Соглашение о свободной торговле между странами АСЕАН (1992 г.), Европейский Союз (1993 г.), Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (1994 г.), Зона свободной торговли СНГ (1994 г.), ЕвразЭС (1999 г.) и т. п. В результате сложилась качественно иная расстановка сил, воздействующих
на принятие решений в сфере международных экономических отношений, в том числе и в сфере регулирования международной торговли.
Большое число членов ВТО использует РТС в качестве одного из инструментов регулирования торговли и в лучшем случае – в качестве дополнения к режиму наибольшего благоприятствования (РНБ).

Экономические аспекты отражают лишь одну сторону стратегии РТС. Зачастую они преследуют более широкие внешнеполитические цели
или цели политики безопасности. Активизация РТС создает новые сферы регулирования и возможности, а также ставит новые задачи перед ВТО. Для многих стран, прежде всего для развивающихся, реализация принципа свободной торговли может способствовать проведению внутренних реформ и стимулирует конкуренцию, что способствует их интеграции в мирохозяйственные связи. Для международной торговой системы РТС являются дополнительным инструментом либерализации, представляющей собой основу идеологии системы ВТО. Для лидеров мировой торговли это неизбежно означает диверсификацию мировых рынков товаров и инвестиций.

В рамках рассмотрения данной проблемы следует остановиться на ее трех аспектах:

1) основные тенденции формирования РТС;
2) причины подписания РТС и их эффективность;
3) соответствие РТС правилам ВТО.

 

Основные тенденции формирования и развития РТС


Рассматривая типологию РТС, следует отметить, что с точки зрения мировой торговли важным является не столько число РТС, в которых участвует та или иная страна, сколько доля мировой торговли, которая приходится на конкретное региональное объединение. Иначе говоря, соглашение между двумя крупными экономиками, например недавнее соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между США и Австралией, будет иметь гораздо больший эффект, нежели соглашение между малыми и/или менее развитыми странами.

К началу 2005 г. процесс формирования РТС характеризовался четырьмя основными тенденциями. Прежде всего, страны, традиционно стремящиеся к либерализации МТС, все в большей степени стали рассматривать РТС как основу своей торговой политики. При этом для некоторых из них значение
РТС и многосторонней либерализации было одинаковым, в то время как для других РТС являлись приоритетным направлением торговой политики.
Во-вторых, механизмы РТС существенно усложнились. Во многих случаях они устанавливают торговые режимы, выходящие за рамки многосторонних правил.
В-третьих, активизировалось заключение взаимных преференциальных соглашений между развивающимися странами, что на практике демонстрирует их недоверие к международной системе невзаимных преференций. Заключение РТС между ведущими развивающимися странами ведет к усилению так называемых тенденций Юг–Юг в мировой торговле и прямом зарубежном инвестировании.
В-четвертых, динамика РТС свидетельствует о том, что, несмотря на региональные диспропорции и противоречия, налицо общая тенденция к консолидации в региональном масштабе. С одной стороны, мы наблюдаем активное взаимодействие в форме межрегиональных РТС, а с другой – основополагающей тенденцией становится формирование «континентальных» торговых блоков.

По сравнению с предшествующими десятилетиями, темпы формирования РТС в последние десять лет были беспрецедентными. По состоянию на январь 2005 г. 312 РТС были зарегистрированы в ГАТТ/ВТО (из них 170 действующих) и примерно 65 соглашений реализуются, не будучи заявленными в рамках ГАТТ/ВТО. Из 124 соглашений, нотифицированных в рамках ГАТТ, сегодня действуют лишь 38. В большинстве случаев этот факт является следствием эволюции самих соглашений и их замены более современными с сохранением основного числа участников (углубление интеграции) или объединения нескольких РТС в одно, более широкое по количеству участников. С 1 января 1995 г. 196 новых РТС были нотифицированы в рамках ВТО, в среднем 11 соглашений в год проходят процесс нотификации по сравнению с тремя в период сорокалетней истории ГАТТ3.

Из 131 действующего соглашения 109 представляют собой соглашения о зоне свободной торговли и в 11 поставлена задача формирования таможенного союза. Остальные 11 представляют собой соглашения ограниченного характера, в основном нацеленные на создание ЗСТ.

В 27 РТС из числа действующих (примерно 17% от общего числа РТС) наряду с правилами торговли товарами включены вопросы регулирования торговли услугами.

Что касается типологии РТС, то большая часть из них (84% от общего числа действующих) приходится на ЗСТ. Из числа соглашений, еще не
вступивших в силу, 96% представляют собой соглашения о ЗСТ и 4% являются соглашениями ограниченного характера, при этом среди них нет соглашений о формировании таможенных союзов.

Преобладание ЗСТ над таможенными союзами можно объяснить тем, что формирование ЗСТ проходит быстрее и требует меньших усилий по координации политики в торговле с третьими странами. Таможенный союз, в свою очередь, требует выработки единого внешнего тарифа и гармонизации правил ведения торговли с третьими странами и ведет к меньшей автономии его участников в сфере торговой политики. Эти процессы требуют более тщательной работы над соглашением и продолжительного времени.

В то же время следует отметить, что преобладание ЗСТ над таможенными союзами представляет собой исторический парадокс. Экскурс в историю статьи ХХIV ГАТТ (включающей определение зон свободной торговли, таможенных союзов и соглашений о преференциальной торговле) позволяет заметить, что Гаванская хартия была первым документом, регламентирующим процессы создания ЗСТ, что впоследствии составило содержание статьи ХХIV ГАТТ. В предшествующих международных документах есть упоминания о таможенных союзах и соглашениях о преференциальной торговле, ведущих к созданию таможенных союзов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что архитекторы ГАТТ в целом и статьи ХХIV в частности принципиально иначе трактовали региональную экономическую интеграцию и не рассматривали перспективу формирования межрегиональных ЗСТ.

Остается лишь догадываться, как бы выглядела современная картина РТС, если бы в статью ХХIV ГАТТ не были включены положения о ЗСТ.

Большая часть РТС посвящена вопросам доступа на рынки, не ограниченные географическими рамками, в то время как в таможенных союзах географические аспекты играют доминирующую роль в определении целей экономической, а зачастую и политической интеграции.

Что касается соглашений ограниченного характера, то их небольшое число, незначительное влияние на международную торговлю и узкие масштабы делают их малопривлекательными как для развитых, так и для развивающихся стран.

В настоящее время, помимо ЗСТ и таможенных союзов, в мире существуют интеграционные группировки, имеющие форму общего рынка и экономического союза. Подобная классификация была разработана известным экономистом Б. Балашей в 1961 г. и используется в качестве классической схемы изучения интеграционных процессов в мире. В то же время справедливости ради следует подчеркнуть, что более продвинутые формы интеграционного взаимодействия в своей основе так или иначе имели формат ЗСТ или таможенного союза.
Формат РТС является крайне разнообразным и становится все более сложным по мере того, как РТС набирают силу, создаются «сети» РТС и они распространяются по всему миру на региональном и субрегиональном уровнях4. Этот факт определяет и предпочтение ЗСТ по сравнению с таможенными союзами. Страны ищут наиболее простые пути заключения РТС, и в основном они заключаются между двумя странами, в то время как для таможенных союзов характерно большее число участников. Двусторонние соглашения составляют 75% от общего числа нотифицированных и действующих РТС и почти 90% соглашений, находящихся на стадии переговоров. В ближайшей перспективе можно ожидать существенного прироста числа РТС, а также появления новых РТС, в которых один из участников представляет собой уже существующее РТС (например, ЕС-МЕРКОСУР, ЕЭП и др.).
В состав участников РТС входили так называемые традиционные торговые партнеры, географически близкие страны с устоявшимися торговыми потоками. Яркими примерами являются Австралия и Новая Зеландия, страны НАФТА, страны ЕС, ЕАСТ И ЦЕФТА. Действительно, большая часть стран подписывает свои первые РТС с одной или несколькими соседними странами. В то же время наступает момент, когда возможности строго регионального взаимодействия исчерпываются и страна начинает искать другие возможности преференциальной торговли, в том числе и за пределами региона.

Современные РТС также зачастую характеризуются диверсификацией уровня экономического развития партнеров по группировке. Так, например, очевидно преобладание США в НАФТА (на США приходится свыше 70% совокупного ВВП группировки). В Азиатской ЗСТ Сингапур имеет наиболее высокий показатель ВВП на душу населения (в 10 раз превышающий аналогичный показатель Камбоджи).

С точки зрения масштабов и глубины современные РТС существенно изменились, а также существенно различаются между собой. Помимо формы интеграционного взаимодействия, изменился и круг вопросов, на которые распространяются РТС. Некоторые из них до сих пор ограничиваются предоставлением тарифных преференций по ограниченному кругу товарных позиций. Другие включают в себя более широкий спектр вопросов регулирования взаимной торговли. С учетом требований, предъявляемых правилами ВТО к РТС, соглашения ограниченного характера регулируются «разрешающей оговоркой», касаются исключительно развивающихся стран и распространяются, как правило, на ограниченный круг товаров.
Соглашения о ЗСТ и таможенных союзах, регулируемые статьей 24 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и/или статьей 5 Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), являются более широкими по охвату. Это особенно касается РТС, заключенных в последнее десятилетие, которые выходят далеко за рамки ВТО, включая в себя, помимо прочего, положения об инвестировании, конкуренции, интеллектуальной собственности, охране окружающей среды и миграции рабочей силы. Как отмечается в Докладе Всемирного банка о мировом развитии в 2005 г., включение такого рода вопросов в РТС является отражением интереса развитых стран к подобным аспектам развития развивающихся стран – партнеров по РТС. Интересен также и тот факт, что так называемые «Сингапурские вопросы», которые не были включены в повестку дня Министерской конференции в Канкуне в 2004 г., являются предметом многих РТС, заключенных между развитыми и развивающимися странами.

Следует также отметить, что часто эти соглашения трактуются в экономической литературе как соглашения «ВТО плюс», что не всегда имеет позитивное значение. Например, в то время как соглашения об ограничении применения антидемпинговых мер во внутрирегиональной торговле в рамках РТС могут рассматриваться как «ВТО плюс», соглашения, содержащие положения по регулированию интеллектуальной собственности, носят более строгий ограничительный характер, нежели положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Развитие РТС в 1990-е гг. и до настоящего времени определяется комбинацией тенденций геополитического развития в 80-е и 90-е гг.К этим тенденциям можно отнести следующие.

1. Неуверенность в успехе Уругвайского раунда переговоров ГАТТ (1986–1994) заставила многие страны обратить свое внимание на ускорение переговоров о преференциальной торговле в качестве гарантии от возможного провала многосторонних торговых переговоров.
2. Продолжающееся расширение европейского интеграционного объединения и вовлечение в него все более широкого числа стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Средиземноморья.

3. Еще одним фактором, обусловившим активизацию интеграционного взаимодействия, стало радикальное изменение отношения к данной проблеме «законодателя моды» в мировой торговле – США.

4. Распад СССР и роспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) привели к формированию новых РТС между странами ЦВЕ и ЕС,а также между самими странами с переходной экономикой как новой формы оформления взаимного сотрудничества.

Важным кластером регионализации международной торговли являются РТС между развитыми и развивающимися странами, с другой стороны. На ЕС и ЕАСТ приходится свыше половины РТС в рамках евро-средиземноморского сотрудничества со странами Северной Африки и Ближнего Востока, а также ряд двусторонних соглашений с Мексикой и Чили.

В подписании РТС с развивающимися странами активно участвуют и США. Другие страны следуют их примеру. Наибольшую активность проявляют Япония, Австралия, Новая Зеландия и Канада. Особенностью вышеназванных соглашений является взаимный характер их обязательств по либерализации торговли в отличие от системы невзаимных преференций в рамках Общей системы преференций (ОСП) и в рамках односторонних инициатив, каковой, например, является Котонийский договор или другие меры, предоставляемые развитыми членами ВТО развивающимся. В соответствии с существующими положениями ВТО по регулированию РТС, развитие преференциальных соглашений между развитыми и развивающимися странами представляет собой постепенный и существенный переход от либерализации торговли на основе невзаимных преференций к преференциям, предоставляемым на основе взаимности.Важной характерной чертой современного этапа развития регионального взаимодействия стало участие в РТС тех стран, которые раньше не проявляли к этим процессам никакого интереса. Так, например, Япония не участвовала в подписании РТС в период существования ГАТТ, однако уже в начале нового тысячелетия закончила переговоры о ЗСТ с Сингапуром. В настоящее время новыми «игроками» в этой области стали Китай, Южная Корея и Тайвань.

 

Причины подписания РТС и их эффективность

 

На интенсификацию и диверсификацию РТС оказал влияние целыйкомплекс экономических и политических факторов. К экономическим факторам заключения РТС можно отнести борьбу за рынки и расширение экспортных возможностей. Эти факторы особенно важны для малых или меньших по масштабам экономик. Так, например, для Канады и Мексики было очень важно получить доступ на рынок США. Действие этих факторов особенно важно на региональном или двустороннем уровне, особенно в условиях отсутствия прогресса в переговорах о дальнейшей либерализации в рамках ВТО.

РТС могут также использоваться странами в качестве инструмента более тесной интеграции их экономик, нежели это возможно в рамках ВТО, особенно по тем вопросам, которые не решены на многостороннем уровне, например инвестиции, регулирование конкуренции, окружающая среда и трудовые и социальные стандарты.

Для отдельных стран, прежде всего малых и развивающихся, РТС являются необходимостью с точки зрения защиты и безопасности, особенно в условиях глобализации. Членство в РТС может рассматриваться как средство привлечения ПЗИ, особенно для стран, обладающих дешевой рабочей силой. Примером может служить рост притока ПЗИ в Мексику на волне присоединения к НАФТА.

Политические мотивы также важны в процессе принятия решений об активизации регионального взаимодействия. Правительства стремятся к сохранению мира и усилению регионального сотрудничества в целях безопасности с партнерами по РТС, а также к утверждению своего политического влияния путем достижения поддержки на региональном уровне. Крупные страны могут использовать РТС с целью формирования геополитических альянсов и прочных дипломатических связей.

Эффект от участия в РТС для участвующих в соглашении стран и для мировой торговой системы в целом неоднозначен. Существуют две основные системы взглядов на регионализм.

Одна из них заключается в том, что интеграционные объединения способствуют закрытости и диверсификации торговли. В данном случае критики регионализма утверждают следующее. Во-первых, в процессе формирования интеграционных связей преобладает создание торговли, что препятствует эффективной диверсификации и не позволяет достигать оптимального размещения ресурсов в мировом масштабе.

Во-вторых, в интересы участников региональных и преференциальных соглашений не входит дальнейшая либерализация вследствие того, что может произойти диверсификация торговых связей (например, африканские страны поддерживали борьбу ЕС против решения Уругвайского раунда ГАТТ снизить пошлины на тропические товары).

В-третьих, в рамках некоторых интеграционных объединений вырабатывается система протекционистских мер, направленных на защиту от товаров, происходящих из третьих стран.

В-четвертых, большое внимание, уделяемое внутрирегиональным проблемам, отвлекает политиков от участия в решении общемировых задач, то есть происходит так называемая диверсификация интересов.

Сторонники РТС подчеркивают преимущества, вытекающие из расширения масштабов, конкуренции и привлечения инвестиций в более крупные экономики. Несмотря на то, что либерализация в рамках РТС является вторичной задачей, она может стать единственной возможностью, если

либерализация в данной сфере на многостороннем уровне невозможна или не может быть достигнута из-за противоречий.

РТС могут служить полигоном для инноваций и основой для принятия новых правил торговли на многостороннем уровне. Создание региональных блоков способствует усилению степени внешней открытости и созданию и расширению торговли. В работах многих экономистов выдвигаются шесть аргументов в защиту регионального объединения стран. К ним относятся:

1. Либерализация и главным образом унификация и снятие нетарифных ограничений в рамках интеграционных объединений осуществляются быстрее, чем в рамках всей мировой торговой системы. Это можно рассматривать как основу для дальнейшей либерализации, поскольку решения, принятые на уровне группировки, редко подлежат пересмотру в сторону ухудшения.

2. Кроме того, очень многие меры по либерализации, отработанные и проверенные в региональных масштабах, были перенесены в практику ВТО.
3. Инициативы по региональной интеграции являются хорошим стимулом для дальнейшей активной работы чиновников и политиков на международном уровне.
4. В региональных и преференциальных соглашениях создаются основы для создания торговли, региональная либерализация лишь ускоряет эти процессы и облегчает их регулирование.

5. Региональные механизмы зачастую позволяют подтянуть уровень экономического развития более слабых звеньев региона за счет более сильных в экономическом отношении партнеров.

6. Многие интеграционные объединения способствуют решению сложных политических конфликтов, которые не могли быть решены до сих пор. В качестве примера приводятся:

  • сглаживание противоречий между Францией и Германией после создания ЕЭС;
  • смягчение противоречий между Бразилией и Аргентиной в процессе объединения в рамках МЕРКОСУР;
  • устранение военно-политического напряжения в отношениях Японии и Китая в процессе взаимодействия в рамках АТЭС.


Соответствие РТС правилам ВТО

 

Одной из важнейших проблем в процессе функционирования РТС является определение страны происхождения товара. В рамках ЗСТ определение страны происхождения товара является существенным с точки зрения определения того, подпадает ли товар под действие преференциального режима в стране-импортере, а также с точки зрения избежания проникновения на территорию региона через границы с более либеральным торговым режимом в отношении третьих стран.

За исключением панъевропейской системы определения страны происхождения товара, гармонизирующей правила ЕС, ЕАСТ, стран ЦВЕ и Балтии, многие действующие ЗСТ имеют свои правила определения страны происхождения товара. Сложность этих процедур различается: некоторые основываются на общих правилах, применяемых ко всем товарным позициям, проходящим таможенный контроль на границе; другие используют различные правила, зависящие от конкретного товара. Чаще всего различные правила определения страны происхождения товара применяются к различным товарным группам. Участие одной страны в нескольких РТС со своими правилами определения страны происхождения товара требует от экспортеров адаптации своих товаров к специфическим требованиям и критериям происхождения с целью использования преференциального режима
при доступе на различные рынки. Некоторые исследования показывают, что экспортеры готовы пожертвовать преференциальным доступом, если разница не настолько велика, чтобы компенсировать все административные затраты, связанные с исполнением правил.

Существуют также исследования правил определения страны происхождения товара в различных РТС по всему миру. Целью этих исследований является анализ издержек экспортеров, связанных с адаптацией к тем или иным правилам. Выходом из положения может служить лишь разработка общих критериев определения страны происхождения.

Заключение двусторонних преференциальных соглашений привело к появлению большого числа пересекающихся и противоречащих друг другу РТС со своими графиками тарифной либерализации и различными правилами определения страны происхождения. Даже РТС с большим числом участников могут содержать двусторонние обязательства по сокращению уровня тарифной защиты, Таким образом, число двусторонних графиков существенно увеличивается. В тех случаях, где это возможно, тарифные преференции предоставляются на гармонизированной основе всем участникам многостороннего РТС хотя бы в течение переходного периода.

Безусловно, экономический эффект РТС зависит от его структуры, степени предполагаемой либерализации, главным образом по «чувствительным товарам», и уровня экономического развития участников РТС. С учетом различной мотивации стран при подписании РТС можно предположить, что они сохранят свою популярность, независимо от того, как и насколько эффективно будет функционировать многосторонняя торговая система.

Единственно возможным компромиссом является поиск путей максимизации общеэкономического эффекта от РТС и их соответствия правилам ВТО.

В рамках ВТО первые правила регулирования РТС были установлены еще в 1947 г. в ГАТТ. Статья XXIV ГАТТ, дополненная ее толкованием, принятым в результате Уругвайского раунда, представляет собой правовую базу для подписания РТС в сфере торговли товарами. Разрешающая оговорка, принятая в 1979 г., закрепила правила взаимного сокращения тарифов в торговле товарами между развивающимися странами. Правила, регулирующие торговлю услугами в рамках РТС, принятые на Уругвайском раунде, закреплены в статье V ГАТС. Вопрос о влиянии интеграционных блоков и объединений на мировую торговлю и торговую систему стал предметом обсуждения уже первых министерских конференций ВТО и деятельности созданного в 1996 г. при Секретариате ГАТТ Комитета по региональным торговым соглашениям (КРТС) ВТО. Одним из путей решения этой задачи является разработка принципов построения РТС. Например, в рамках РТС стороны могут принимать на себя обязательства, которые они рано или поздно будут готовы распространить на всю многостороннюю систему. Это не только будет стимулировать конкуренцию, но и приведет к отсутствию необходимости в преференциальных правилах определения страны происхождения. Кроме того, страны должны внедрять принцип транспарентности информации по тарифам, мерам регулирования и правилам определения страны происхождения, включаемым в РТС, а сами РТС должны быть нотифицированы в рамках ВТО. И, наконец, может быть достигнута договоренность о том, что все РТС будут находиться под постоянным мониторингом и в них будут вноситься изменения в соответствии с новыми правилами, принимаемыми в рамках ВТО.

На Министерской конференции в г. Доха члены ВТО признали, что РТС играют важную роль в либерализации торговли и ускорения экономического развития, и подчеркнули необходимость гармонизации правил многосторонней и региональной торговли. В качестве первого шага министры договорились начать переговоры, направленные на разъяснение и совершенствование процедур формирования РТС, установление контроля над развитием РТС и минимизацию риска участия в РТС. Такие переговоры необходимо продолжать. Из-за политических и правовых сложностей, большая часть которых была унаследована от ГАТТ, Комитет по региональным торговым соглашениям пока не достиг существенных результатов. Одна из проблем заключается в возможной связи между решениями КРТС и процедурой разрешения споров. Кроме того, противоречивой является интерпретация правил ВТО в отношении РТС. Институциональные проблемы возникают или из-за того, что в рамках ВТО нет определенного набора правил (например, правил определения страны происхождения товара), или из-за противоречий между правилами ВТО и правилами некоторых действующих РТС. Эффективность деятельности КРТС также не является достаточной.

В настоящее время переговоры ведутся по двум направлениям. Первым приоритетом является достижение транспарентности, хотя, безусловно, эту договоренность легче достичь по сравнению с системными вопросами. В то же время между участниками РТС и ВТО существуют серьезные разногласия по вопросу о том, как оценивать соответствие соглашений правилам ВТО. Интересно, что из всех случаев нотификации и рассмотрения РТС только в одном случае между их участниками и ВТО был достигнут консенсус: при рассмотрении Соглашения о таможенном союзе между Чехией и Словакией после распада Чехословакии.

В июле 2006 г. Переговорная группа ВТО по правилам утвердила и отправила в Комитет по торговым переговорам документ под названием «Новый механизм транспарентности ВТО» (New WTO Transparency Mechanism) для всех РТС. По мнению генерального директора ВТО Паскаля Лами, принятие этого документа означает первые шаги по разработке механизма создания и регулирования РТС в рамках ВТО. Этот механизм устанавливает процедуры раннего оповещения о готовящихся к подписанию РТС и их нотификации в ВТО. Моментом нотификации РТС будет считаться дата фактического представления всех документов в Секретариат. Комитет по торговле и развитию будет осуществлять проверку РТС, действующих на основе разрешающей оговорки (торговые преференции между развивающимися странами). В то же время следует отметить, что данный механизм является мерой временного характера. Члены ВТО должны изучить его, проанализировать, внести, если это необходимо, изменения и утвердить впоследствии постоянный механизм, который станет одним из результатов Доха-раунда.


Вернуться назад