ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансы > Естествознание. Исследование о природе и причинах богатства народов. Сочинение Адама Смита
Естествознание. Исследование о природе и причинах богатства народов. Сочинение Адама Смита17-02-2009, 04:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|||||||
Введение"Богатство народов" Адама Смита, Бранил Гомера, Феокрита; В 1776 в Лондоне был опубликован двухтомник "Исследование о природе и причинах богатства народов. Сочинение Адама Смита, доктора прав, члена Королевского общества, ранее профессора нравственной философии в университете Глазго ". Он содержал пять книг: в первой излагалась теория стоимости; во второй - описывались характеристики капитала, его накопление и применение; в третьей анализировалось развитие экономики Европы в период феодализма и становления капитализма; в четвертой сравнивались различные системы политической экономии, приводилась критика меркантилизма и физиократии; в пятой рассматривались составляющие финансов государства, его расходы, доходы и долги. По мнению физиократов, только сельское хозяйство является источником благосостояния страны и, следовательно, богатство страны - в массе товаров, ежегодно воспроизводимых трудом общества, а необходимым условием роста размеров этого воспроизводства является экономическая свобода. Сторонники меркантилизма считали, что богатство страны выступает лишь в денежной форме, и увеличивается только внешней торговлей, превышением вывоза товаров над ввозом. Так как последнее оплачивается золотом, то отсюда рост богатства страны. Поэтому меркантилисты выступали за приоритетное развитие промышленности - источника товаров для экспорта, требовали вмешательства государства в экономику, жесткой регламентации хозяйственной жизни (в частности, ограничения импорта, поощрения экспорта, запрещения вывоза драгоценных металлов). Величайшей заслугой Смита явилось научное обоснование в " Богатстве народов " трудовой теории стоимости. Согласно этой теории стоимость товаров и богатство создаются трудом и только трудом. Товары обмениваются, как правило, по их трудовой стоимости. Вследствие того, что стоимость создается только трудом, собственники капитала и земли не являются производителями стоимости товаров, а лишь предоставляют необходимый материал для производства, их же личные доходы представляют собой лишь вычет из стоимости продукта, создаваемой трудом. Адам Смит родился в Шотландии в 1723 году. Он получил образование в Глазговском университете, в котором было два основных класса: нравственной и естественной философии. Первая охватывала все науки об обществе, вторая включала в себя науки о природе и математику. Смит обучался в классе нравственной философии. Ее преподавал профессор Френсис Хатчесон, один из виднейших деятелей шотландского Просвещения, основатель шотландской философской школы. Энциклопедизм Смита, его широчайший круг знаний и интересов был воспитан именно Хатчесоном. Но Смит посещал также лекции по естественной философии. Преподававший ее профессор Симсон преклонялся перед гением Исаака Ньютона. Это преклонение Смит пронес через всю жизнь. В 1740 году Смит получил ученую степень магистра искусств и стипендию, выплачиваемую за счет наследства одного из первых шотландских богачей-благотворителей. Эта стипендия составляла сумму, на которую он мог жить и учиться в течение 11 лет. Он поехал на учебу в Англию и там поступил в Баллиольский колледж Оксфордского университета. Благодаря природным способностям к языкам он начал достаточно скоро говорить на чистом английском языке почти без акцента. Но еще занимаясь в университете, Смит изучил греческий и французский языки. Обучаясь, он много читал: древнегреческих историков, английских поэтов, французских философов, особенно Вольтера.
Во время жизни в Оксфорде Смиту посчастливилось наблюдать и зафиксировать признаки новой эпохи: в Англии надвигался экономический переворот, происходила промышленная революция, начиналось массовое внедрение рабочих машин, особенно в текстильной промышленности. Правительство способствовало накоплению частного капитала. Широко использовалась система протекционизма: ввоз иностранных промышленных товаров облагался высокими пошлинами, а при вывозе своих товаров английские промышленники получали особые премии. Никаких налогов на прибыли не было. Финансисты, банкиры, биржевики становились большой силой. Вместе с богатыми промышленниками они основывали акционерные компании, объединяли капиталы предприятий. Отчетливо выделялись три главных класса общества: землевладельцы, буржуа, наемные рабочие. Адаму Смиту предстояло первому научно проанализировать эти процессы. В 1747 году Смит решил покинуть Оксфорд и выехать на родину. Почти два года он безвыездно прожил вместе с матерью в Керколди (его отец умер незадолго до рождения сына). Назначенная стипендия сохранялась. Поэтому он имел возможность подолгу просиживать над книгами, которые доставляли ему с оказией из Эдинбурга. Однажды, находясь там, Смит познакомился с Генри Хьюмом, богатым помещиком, видным юристом, писателем, покровителем наук и искусств. В его доме часто собирались ученые, писатели и просто образованные люди. Одна из страстей Хьюма состояла в том, чтобы выискивать молодых талантливых людей. Осенью 1748 года по предложению Хьюма Смит начал читать в Эдинбургском университете лекции по английской литературе. Через два года в своих лекциях Смит перешел от изящной словесности к социологии и политической экономии. Этот курс назывался " О юриспруденции, или естественном праве " . В XVIII веке этот предмет охватывал все науки об обществе. Одна из концепций Смита сводилась к тому, что " человек обычно рассматривается государственными деятелями и прожектерами (то есть политиками) как некий материал для политической механики. Прожектеры нарушают естественный ход человеческих дел. Надо же предоставить природу самой себе и дать ей полную свободу в преследовании ее целей и осуществлении ее собственных проектов... Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильственно направляют события иным путем или пытаются приостановить развитие общества, - противоестественны " . В своих лекциях Смит поставил проблему разделения труда, центральной в " Богатстве народов " . Именно разделение труда, по мнению Смита, является силой, которая увеличивает богатство. Но для разделения труда необходим широкий рынок сбыта, ибо оно предполагает то, что теперь называется массовым производством. Чтобы обеспечить такой рынок, нужна свобода торговли - как внутренней, так и внешней. Если какая-то отрасль эффективна, то она выдержит любую конкуренцию, в том числе иностранную. Если же она не выдержит конкуренции, то это не потеря для страны: просто будут развиваться другие, более эффективные отрасли. Идеи свободы торговли и ограничения вмешательства государства в экономику " открыла " промышленная революция, а Смиту суждено было подвести под эти идеи теорию и создать новую политэкономию. В 1751 году Смит перешел в Глазговский университет. Сначала он преподавал логику, а затем нравственную философию. При этом он возглавил кафедру, которую ранее занимал его учитель Френсис Хатчесон. Сначала, следуя Хатчесону, он излагал в своих лекциях только этику, но потом стал все больше и больше излагать вопросы социологии и экономики. В 1759 году Смит опубликовал книгу " Теория нравственных чувств ". Одной из центральных идей в книге была идея равенства: каждый человек от природы равен другому: поэтому принципы морали должны применяться одинаково ко всем - лордам и купцам, королям и мастеровым; надо предоставить каждому возможность свободно преследовать свой материальный интерес, но в пределах, не нарушающих равное право остальных. После выхода книги проблемы этики из лекций Смита почти исчезли. Теперь они состояли из двух основных разделов: государство и право; политическая экономия. В своих лекциях Смит часто обращал внимание на различия в экономике Англии и Франции. Он делил причины этих различий на две группы: природные и общественные. Например, во Франции природа всегда благоприятствовала человеку, но в то время большая часть земли обрабатывалась крестьянами, лишенными земли, и сельскохозяйственных орудий. Они арендовали их у помещиков, отдавая им половину урожая. Такие крестьяне не были заинтересованы в улучшении обработки земли. Они не стремились вводить новшества, направленные на увеличение производительности труда. В Англии крестьяне были не бесправными арендаторами, а капиталистическими фермерами. Их интересы защищало государство: фермеры платили ренту и их никто не мог лишить права аренды. Они были заинтересованы в прогрессе сельского хозяйства, ибо вкладывали в землю свой капитал. Сопоставляя естествознание и экономику, Смит писал: " Как производительные, так и непроизводительные работники, а также те, кто совсем не работают, одинаково все существуют за счет годового продукта земли и труда страны... Весь годовой продукт, если не считать естественные плоды земли, является результатом производительного труда " . В 1763 году Смит принял предложение герцога Баклю сопроводить его сына в качестве воспитателя в путешествии на континент. За это ему полагалось жалованье, а в дальнейшем пожизненная пенсия в 300 фунтов в год. Это превышало его профессорский оклад вдвое и позволяло работать впоследствии десять лет над " Богатством народов " без особых денежных забот. Воспитанник Смита, 17-летний Генри Баклю, закончил к тому времени обучение в Итонской школе. Путешествие по Европе со Смитом должно было заменить ему университет. Они посетили Францию, Швейцарию, Англию. Путешествие значительно обогатило знания и самого Смита. В частности, в Швейцарии он встречался с Вольтером. В 1767 году Смит возвратился в Керколди и несколько месяцев работал в роли личного секретаря министра финансов, готовя для него материалы о государственном долге, налогах, колониальной политике. Одновременно он писал свою главную книгу - " Богатство народов " . В ней он дал подробное описание развивавшегося капиталистического способа производства, вскрыл множество общественных связей: как они проявляются, как действует разделение труда, как складывается заработная плата рабочих, как обращаются деньги, как действуют банки. Он также создал, закрепил и упорядочил терминологию экономической науки: она оставалась в основном неизменной около ста лет, а многое применяется и теперь. Именно им были введены такие понятия как потребительная и меновая стоимость, основной и оборотный капитал, производительный труд.
Смит обосновал экономическую политику прогрессивной буржуазии. Сотни страниц " Богатства народов " посвящены критике того, что сдерживало накопление капитала в промышленности и рост буржуазии: монопольные компании во внешней торговле, высокие пошлины на ввоз товаров, стесняющие производство налоги и многое другое. Основной замысел книги был подчинен единой идее " естественной свободы " . Доказательством этого постулата был огромный фактический материал, содержавший в исторической части книги. Эта часть интересна не только содержащейся в ней информацией, но и методологией, подходом автора к анализу исторического процесса: причины важнейших исторических событий он искал в развитии хозяйства и отношений между основными классами общества. Даже такая широта анализа представлялась Смиту недостаточной. В дальнейшем он хотел создать глобальную, всеобъемлющую теорию человека и общества. В его воображении этот труд должен был состоять из трех частей: в первой из них - " Теории нравственных чувств " - он хотел исследовать мир морали, человеческих чувств и мотивов действий человека; во второй части - " Богатстве народов " - описать экономический базис общества; в третьей части - изложить историю и теорию культуры, в частности, науки и искусства. Последние 12 лет жизни Смит работал в таможенном управлении Шотландии. Он умер в 1790 года. Через 70 лет автор " Истории цивилизации в Англии " Г.Бокль написал: " Об Адаме Смите можно сказать, не боясь опровержения, что этот одинокий шотландец изданием одного сочинения больше сделал для благоденствия человечества,чем было когда-либо сделано совокупно взятыми способностями всех государственных людей и законодателей, о которых сохранились достоверные известия в истории " . Созданию " Богатства народов " способствовали такие качества Адама Смита, как энциклопедическая ученость, исключительное трудолюбие, уравновешенность, любовь к систематизации, научное беспристрастие, независимость суждений, аналитический склад ума. Последний позволял сопоставлять весьма далекие друг от друга факты, использовать методы разных наук и, в частности, естествознания. Так, работая над лекциями по экономике, Смит тщательно изучал жизнь и научную деятельность Исаака Ньютона. Ведь он родился всего за четыре года до смерти великого предшественника. Он имел возможность и общался с людьми, которые лично знали Ньютона. Однажды в разговоре с Хьюмом Смит заметил: " Сэр Айзек полагал, что его методы применимы и к нашим наукам. Недавно я разбирался в его " Оптике " и натолкнулся на замечательную мысль. Это звучит примерно так: если натуральная философия усовершенствует свой экспериментальный метод, то это расширит пределы и нравственной философии. Человека и общество надо исследовать так же, как природу " . Среди друзей Смита был известный в то время физик и химик - доктор Блэк. Однажды, слушая сообщение Блэка о теплоте и ее измерении, Смит думал о том, каковы должны быть научный метод и форма изложения в его области ? Чтобы исследовать явление, " натуральный философ " (физик, химик) мысленно выделяет его из окружающей природы, абстрагируется, отвлекается от всего несущественного, побочного, очевидно, так же надо поступать и при исследовании человеческого общества, то есть выделить предмет исследования, рассмотреть его в чистом виде. Он не мог, как Блэк, продемонстрировать опыты и тем более повторить их. Он мог только наблюдать, сопоставлять, анализировать жизненные ситуации. Жизнь общества сложна и многообразна. Прежде чем что-то анализировать, от чего-то отвлекаться, надо все это просто описать, изобразить картину в целом. Он все больше и больше убеждался в том, что в рассуждениях естествоиспытателя и философа есть что-то общее. Так что же такое естествознание ? Земля, на которой мы живем, Вселенная, простирающаяся вокруг нас, живая и неживая материя, которую мы познаем в своих ощущениях, и, наконец, сам человек - вот то, что изучает естествознание. По-другому, Земля, Вселенная, материя, жизнь и человек составляют предмет естествознания. Современное естествознание образуется из таких наук, как
Невозможно назвать всех ученых, внесших в развитие естествознания наиболее весомый вклад, но нельзя говорить о естествознании, не вспоминая таких гениев как Г.Галилей, И. Ньютон, Р.Декарт, М.В.Ломоносов, Ч.Дарвин, Г.Гендель, М.Фарадей, Д.И.Менделеев, В.И.Вернадский. Ниже описываются основные концепции современного естествознания. Как известно, под термином " концепция " понимается система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов или единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения. В 1687 году, когда вышли в свет " Начала " Ньютона, физический мир представлялся ученым цельным и взаимосвязанным. Казалось, что его можно описать с помощью небольшого числа компактных формул. Но " тот, кто копается в глубоких шахтах знания, - писал в одном из своих писем И.Ньютон, - должен, как и всякий землекоп, время от времени подниматься на поверхность подышать свежим воздухом " . Вряд ли Ньютон, однако, имел в виду издержки специализации, когда говорил о " свежем воздухе " . Вряд ли он мог предвидеть, как разветвится в будущем фундаментальная наука. И вряд ли он предполагал, что углубление " шахт знания " рано или поздно может привести к результатам, обратным желаемым. Но именно это и произошло: через 300 лет круг замкнулся. Перенасыщенность специальных знаний, информационный бум привели к тому, что вновь возникла острая ностальгия по универсальности. Еще сравнительно недавно физика казалась химикам или биологам закрытой сектой, члены которой смотрят на непосвященных свысока.
Это было время бурного развития теории элементарных частиц, первых экспериментов на больших ускорителях, уверенности в самом скором покорении " термояда ", популярных изложений теории относительности и квантовой механики, когда широкая публика смогла получить хоть какое-то представление обо всем этом. Но теперь даже специалисты, работающие в близких областях физики, перестали понимать друг друга. Чтобы оценить сделанное соседом по смежной теме, требуются отдельные изыскания. Ушли в прошлое золотые времена, когда универсалы могли заниматься то электричеством, то теплотой, то разрабатывать математические методы. Сегодня, например, физику-ядерщику переквалифицироваться в геофизика не проще, чем в специалиста по филологии. Стало ясно: в одном физическом государстве живут многие племена, говорящие на разных языках. И физика, и другие науки продолжают стремительно специализироваться. Конечно, еще можно встретить химика, переливающего раствор из колбы в колбу, или биолога, собирающего гербарий, но и в этих науках происходит модернизация методов и концепций, размежевание, выделение новых " поднаук " , углубление " колодцев " .
Наука стала тоньше, ювелирнее, изощреннее. Стало совершеннее оснащение науки, появились искусные косвенные методы наблюдений и регистрации в эксперименте, разработан элегантный и разветвленный математический аппарат. Но при всей филигранности современные исследования стали уже, чем прежде. Объект нынешней науки расчленен и разложен на составляющие, раздроблен и отчасти рассеян. Конечно, само такое дробление - неминуемый этап познания: сначала изучается часть, потом судят о целом. Но дело, как раз в том, что первый этап налицо, а второй - лишь мерцает на горизонте. Тенденция, обратная специализации, существовала всегда. Сейчас она возобладала. При объединении усилий специалистов разных отраслей знаний очень часто находится решение проблем, которые долго не могли решить методами лишь одной науки. Ярким примером является решение проблемы генетического кода: при его раскрытии использовались и сугубо биологические наблюдения, и рентгеноструктурный анализ - метод экспериментальной физики. Другими примерами служат освоение медициной термометра, биологией - микроскопа. Сегодня взаимопроникающими оказываются целые системы научных представлений. Выявляются такие объекты исследований, которые обладают свойствами и физических, и химических, и живых систем. Бывает так, что универсальная (как правило, математическая) теория сначала возникает не из нужд конкретных приложений, а в рамках фундаментальных исследований. Потом выясняется, что она " работает " в таких конкретных областях, куда создатели ее и не думали заглядывать. Примером могут служить теория колебаний и теория самоорганизации (синергетика). Свойство различных систем (физических, химических, биологических, экономических, социальных) самоструктурироваться, самоорганизовываться было отмечено задолго до появления синергетики. Изучением этих систем и их свойств занимались тысячи ученых на протяжении многих лет. Однако изучение самоорганизации как таковой долго представлялось непродуктивным. Американский ученый Г. Хакен сумел выделить одно общее свойство всех самоструктурирующихся систем: согласованность действий их элементов. С помощью сложного математического аппарата ему удалось описать многие явления самоорганизации. Современную науку, переживающую фазу синтеза и наведения мостов между еще недавно весьма далекими друг от друга областями, нельзя оценивать и описывать в прежних категориях. Устаревает на глазах и существующая структура естествознания. Призыв к объединению различных отраслей знаний не нов, как не нов и путь, который предлагает для этого современная наука: создание некоторой общей концепции, опирающейся на ряд аналогий между процессами различной природы. Ведь еще в начале XX века выдающийся немецкий физик Л.Больцман однажды заметил, что процесс познания есть отыскание аналогий. Учитывая тенденции к объединению идей самых различных отраслей знаний, отмечая аналогии в окружающем нас мире, исходя из способности систем самой различной природы к самоорганизации, ниже сделана попытка дать самый общий взгляд на нашу планету и Вселенную, материю и ее часть, представленную в живом веществе, человека и его взаимодействие с биосферой, а также на такие обобщающие дисциплины, как кибернетика и синергетика. Использованная литература: 1. Аникин А.В. Адам Смит. М., 1968. - 256 c. 2. Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. Минск. 1986. - 223 c. de.ifmo.ru Вернуться назад |