ОКО ПЛАНЕТЫ > Лица > Алексей Кузовкин о цифровой урбанизации и развитии цифрового сознания жителей крупных городов
Алексей Кузовкин о цифровой урбанизации и развитии цифрового сознания жителей крупных городов2-06-2020, 12:46. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Алексей Кузовкин — инвестор, инноватор, генеральный директор «Инфософт», член рабочей группы по развитию технологий безопасности РАКИБ, экс-председатель совета директоров группы компаний «Армада». Алексей Викторович Кузовкин принимает активное участие во внедрении инноваций в России, в том числе участвует в проектах по импортозамещению, информационной безопасности, во внедрении новых технологий, таких как machine learning, Big Data, blockchain, нейросети, VR. Умные городаКонцепция "умного города" (smart cities) появилась уже десятилетия назад, а первые научно-фантастические разработки в этой области относятся и вовсе, наверное, к началу ХХ века. Но вот сейчас, по мере развития скоростных соединений, "интернета вещей" и систем обработки больших данных, "умные города" превращаются из темы модных спекуляций во вполне реальное явление. Это сопровождается изменением не только самой городской среды, но и метаморфозами сознания людей, для которых вчерашняя экзотика становится нормой. Самый простой пример: смартфон. Сегодня мы таскаем в карманах устройства, на порядок мощнее большинства стационарных компьютеров 1990-х, а скорость мобильной связи в городах малоотличима от широкополосных проводных соединений, хотя, казалось бы, давно ли мы все сидели дома на "диалапе"? Это не говоря уж о том, что каких-то лет тридцать для абсолютного большинства были доступны только фиксированные телефонные линии, а сейчас забыть дома смартфон - это организовать ощутимый стресс и себе, и близким. При этом, смартфон - одна из ключевых сегодня составляющих “умного города”, практически основной пользовательский интерфейс, позволяющий взаимодействовать с его системами. Другой пример - электронные платежи. Ещё в начале 2010-х даже оплата с кредитных карт в супермаркетах была относительной редкостью, не говоря уж об использовании смартфонов с этой целью. Зачастую оплата с кредитки происходила медленно, со сбоями, так что обладатель таковой порядком задерживал очередь. Сегодня же и оплата с кредитных карт, и использование смартфонов с NFC для проведения платежей, настолько обычное дело, что, столкнувшись с невозможностью их произвести - например, на окраинах крупных городов или в их пригородах до сих пор могут встречаться торговые точки, принимающие оплату только наличным или с карт "Сбербанка", - городской житель оказывается, самое меньшее, озадаченным. Но, на самом деле, платежи - это лишь одно из направлений цифровизации городов, которая сказывается на восприятии мира их обитателями. Другими подобными направлениями оказываются транспорт; взаимодействие с государственными органами; возможность получения самых разнообразных услуг в цифровом виде и так далее. ТранспортПроблема транспорта в российских городах-миллионниках стоит особенно остро: пропускная способность городских магистралей сама по себе оказывается недостаточной, построенные в советское ещё время дороги и шоссе не предполагали такого количества автомобилей, которые сегодня находятся во владении у жителей страны. Существуют четыре направления борьбы с перегрузками транспортных артерий, которые при эффективном применении действительно способны изменить ситуацию к лучшему: развитие общественного транспорта, развитие каршеринга и служб такси, оптимизация и интеллектуализация контроля уличного движения - и искусственное вытеснение частного автовладения из центров городов. Как видим, три из четырёх этих мер базируются на технологиях: общественный транспорт - это не только количество маршрутов и транспортных средств на них, но и постоянная подстройка их движения под плотность пассажиропотоков, использование передовых технологических решений для усовершенствования надёжности и снижения количества аварий и сбоев. Развитие каршеринга и служб такси - и вовсе один из ключевых инструментов оптимизации мобильности горожан. По мере роста городов и их населения, время, которое приходится тратить на перемещение из одной точки в другую, растёт, как растёт и "запрос на сложность маршрутов", которые общественный транспорт удовлетворить, понятно, не в состоянии. Использование каршерингового транспорта или такси в городских условиях - оказывается экономически более оправданно, чем владение личным автомобилем: эффективность эксплуатации коммунального транспортного средства в разы выше, а обладание личным автомобилем оказывается в конечном счёте более чем сопоставимой с расходами на поездки на каршеринге или такси. Но ни такси-агрегаторы в их нынешнем виде, ни каршеринг были невозможны без высокого уровня развития коммуникационных сетей, мобильной связи и облачных технологий. То есть без всего того, что является становым хребтом "умного города". Опять же, сейчас сложно представить себе жизнь без такси, которое можно вызвать в несколько нажатий по экрану на смартфоне - без длительных переговоров с недружелюбной операционисткой ("вас много, я одна") и бесконечного ожидания машины, которая, может быть, едет через полгорода. Самым высокотехнологичным, если угодно, направлением является интеллектуализация контроля уличного движения. То есть, непрерывный мониторинг и анализ данных о текущем состоянии дорог и транспортных потоков и подстройка средств регулировки - светофоров, информационных табло с рекомендациями скоростных режимов, и т.д. Это - огромный объём данных с бесчисленного количества самых разных источников, который необходимо очень быстро "чистить", анализировать и использовать для перенастройки регулировочных инструментов. К слову сказать, косвенно к средствам регулировки можно отнести и навигаторы для водителей, отображающие загруженность автомагистралей, - такие как режим дорожной ситуации на Яндекс.картах: если водитель знает, что на его предполагаемом пути будет пробка, он может заранее скорректировать маршрут. То есть, совершить хотя бы микроскопический, но реальный вклад в решение проблемы. Общедоступная информация о пробках онлайн - это ещё один фактор изменения сознания людей, автомобилистов, в данном случае. Больше никто не ездит по городам "вслепую", у всех есть доступ к актуальной информации о происходящем здесь и сейчас. Дальше - дело личного выбора каждого, как эту информацию использовать. Многофункциональные центрыМногофункциональные центры для получения госуслуг, равно как и возможность их получения в цифровом виде, не выходя из дома, - это более чем значительное достижение, повысившее и эффективность работы госорганов, и снизившее стресс-фактор у населения. Ещё в середине 2000-х, например, визит в БТИ и другие учреждения, занимающиеся вопросами недвижимости, начинался с очереди, вставать в которую приходилось в пять-шесть часов утра, если не раньше. Выстаивание трёх-четырёх часов на улице зимой - это был особый вид экзотических удовольствий. Но этому предшествовала колоссальная подготовка - создание информационных систем, их интеграция и унификация форматов данных, разработка и модернизация средств анализа и распределения и многое другое. В том числе, обучение новых работников таких центров максимальной деликатности в общении с гражданами, обращающимся к ним. Что это дало? - Изменение представлений людей о "присутственных местах". Они перестают восприниматься как источник враждебно-хамского, пренебрежительного отношения, к которому надо морально готовиться загодя; визит туда больше не является "потерянным днём". Занимать очередь в пять утра? О чём это? А, о недавнем прошлом. К счастью, это то самое прошлое, которое прошло. И, хотелось бы верить, не вернётся. Службы доставкиНаконец, в ситуации с коронавирусом прямым спасением для граждан в "самоизоляции" оказались курьерские службы; некоторые непродовольственные товары, в том числе, плюс-минус относящиеся к категории первой необходимости, остались доступными только в интернет-магазинах. Количество продовольственных заказов тоже резко выросло. И даже когда пандемия и "самоизоляция" останутся, наконец, в истории, курьерские доставки и интернет-магазины никуда не исчезнут - это новая норма. В том числе, в сознании людей. Вернуться назад |