Долгое время считалось, что на построение аналогий способны только люди. Но, как выяснили исследователи, понятию "аналогичности" можно обучить даже низших обезьян. Исследователи Жоэль Фагот и Роджер Томпсон ставили эксперименты на 29 бабуинах. Клетки обезьян снабжались чувствительным к прикосновениям экраном (touch screen). Вначале животным показывались две геометрические фигуры, которые были либо похожи друг на друга (например, два овала) либо различны (например, треугольник и звезда). Потом им на выбор предлагались две новые пары фигур. В одной из них фигуры были похожи друг на друга, в другой - различны. Что бы получить вкусное вознаграждение, бабуинам нужно было выбрать ту пару, в которой отношение между фигурами (сходство либо различие) было такое же, как в начальной. Чтобы успешно справиться с подобным заданием, обезьянам необходимо было не только научиться определять отношение между предметами (на этом способны многие животные), но и отношения между отношениями, что и составляет одно из определений аналогии. Задачка для бабуинов оказалась весьма не простой. Но шесть особей смогли понять суть задания и после обучения решали ее правильно. Само обучение происходило на добровольных началах (животных никто не заставлял взаимодействовать с экраном) и заняло довольно продолжительное время: понадобилось несколько тысяч тестов. По прошествии года ученые повторили свой эксперимент на той же группе бабуинов. На этот раз обезьяны учились значительно быстрее и вскоре снова смогли строить аналогии. Не так давно в научных кругах считалось, что сознание и сколь либо сложные формы рассудочной деятельности (такие как мышление по аналогии) требуют наличия языка. Однако исследования, проводимые на низших обезьянах (которых даже простым подобиям языка научить не удается), показывают, что его роль менее критична.
Вернуться назад
|