ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Аэробаллистическая ракета Х-15
Аэробаллистическая ракета Х-152-03-2021, 12:27. Разместил: cosm |
В середине 60-х гг. Дубненское МКБ «Радуга» разработало малогабаритную ракету Х-2000, с помощью которой новые дальние бомбардировщики должны были уничтожать выявляемые позиции вражеской ПВО. Но самолеты «125», «135» и другие остались в проекте, Х-2000 не вышла на стадию испытаний, а между тем в США в 1972 г. поступила в эксплуатацию ракета AGM-69 – отличаясь компоновкой, она имела то же назначение.
Исследования показали, что схема AGM-69 с несущим корпусом и трехперьевым оперением, которое служит только для поддержания устойчивости и управления, имеет существенные преимущества перед компоновкой Х-2000, но конструкторы фирмы «Боинг» не сумели их извлечь. Уменьшение дальности с 200 до 150 км и использование только баллистической траектории дает рост числа Маха с 3,0 до 5,0, сокращает полетное время и накопленную ошибку инерциальной навигации в 1,7 раза. Экономия всего одной минуты полетного времени была сравнима с его затратами на пуск ЗРК «Пэтриот» и теперь бомбардировщик мог уничтожить его раньше, чем первая зенитная ракета выйдет из контейнера. Создание такой ракеты Х-15 было поручено Главному конструктору МКБ «Радуга» И.С. Селезневу, а комплексов вооружения с ней – руководителю ММЗ «Опыт» А.А. Туполеву, разработчику носителей Ту-95МА/МС, Ту-160 и Ту-22М3. Комплекс «Раструб» состоит из системы подготовки пуска, которая включает оборудование ракеты и соединяет с аппаратурой носителя, системы управления ракетным оружием СУРО-1, определяющей координаты цели, формирующей полетную программу и производящей пуск, а также пусковых устройств – шестизарядного МКУ6-1 в отсеке вооружения и четырех однозарядных ПУ-01 под центропланом.
Твердотопливный двигатель, 4-й и самый длинный отсек, состоит из корпуса, теплозащитного кожуха, шашки с фигурным продольным каналом из двух сортов смесевого топлива (первый горит на разгоне, а второй поддерживает скорость) и сопла. Рули отклоняются с высокой точностью и скоростью энергией, вырабатываемой ПАД – пороховыми аккумуляторами давления.
Маленькая и внешне простая Х-15 поднимается к краю стратосферы до высоты 40 км, разгоняясь до 5330 км/ч, ее корпус и оперение раскаляются, на них действуют сильнейшие перепады давлений и вибрации. Это потребовало принципиально новых конструктивных и технологических решений. Носовой кок предполагался из трех слоев композитного материала на общем связующем К-9-70, но для каждого был нужен свой тип ткани и режим термообработки. Тогда обычный стеклопластик облицевали тканью АТОМ-2 снаружи и теплоизоляцией ТКЧ-6 внутри, что сохранило его радиопрозрачность для работы дистанционного взрывателя ядерной БЧ, эрозионную стойкость и прочность при кинетическом нагреве.
Отсеки из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5 с окантовками из жаропрочной стали ВЖ-100 покрыто снаружи защитным материалом ТЗМКТ. Оперение также было титановым, а подвергающиеся наибольшему нагреву носки – из вольфрам-молибденового сплава ВМ-1. Оно имеет свое теплозащитное покрытие. Наконец, специальная металлизированная смесь гасит сигнал РЛС и уменьшает ЭПР.
Теплозащита корпуса наносится методом пропитки под давлением в жестких формах, а рулей – вакуумной формовкой в автоклаве с последующей термообработкой уже частично собранного изделия. Пластик и металл имеют разный коэффициент температурного расширения, и детали пришлось делать с упреждением размеров на величину деформации. Для термообработки таких готовых узлов изделия с перепадом температур по зонам ±5°С построили высокотемпературную печь ПАП.
Испытания комплекса прошли в 1984-1987 гг. на самолете Ту-22М3 и в 1988 г. он был принят на вооружение. Его создатели были отмечены государственными наградами СССР. Серийный выпуск ракет Х-15 начался на машиностроительном заводе в Дубне, и они компенсировали угрозу от новых натовских средств ПВО/ПРО. На рубеже 90-х гг. оборонный комплекс СССР переживал трудные времена. По политическим причинам закрыли работы по оснащению ракетами Х-15 межконтинентальных Ту-95МС и Ту-160, и они остались только в арсенале бомбардировщиков средней дальности Ту-22М3 в трех полках Дальней Авиации СССР, а затем России. Конструкторы МКБ «Радуга» создали неядерные модификации ракеты – Х-15П с пассивной ГСН для поражения РЛС и Х-15С с активной радиолокационной против кораблей. Ракета Х-15СЭ предлагалась на экспорт, однако информации о контрактах не было. В то же время в СМИ появились нечеткие снимки Ту-22М3 с подобными ракетами и китайскими опознавательными знаками. Не исключено, что разработка гиперзвуковых ракет, о чем заявляет Китай, базируется именно на изучении Х-15 в этой стране. ТТХ ракет Х-15 (Х-15С)
Наведение: ИСУ (ИСУ и АРГСН). Двигатель 2-режимный РДТТ. БЧ ядерная 350 кТ (проникающая 150 кг). Дальность до 150 км (40-100 км – пуск с малой высоты, 95-150 – пуск с большой высоты). Скорость 5330 км/ч. Высота полета до 40 км. Масса стартовая 1200 кг. Длина 4,78 м. Диаметр корпуса 0,455 м. Размах оперения 0,92 м (радиус описанной окружности). Носитель Ту-22М3 – 6 шт. в отсеке и 4 под крылом Вернуться назад |