ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Самый северный алтарь божества Митры обнаружили в Шотландии

Самый северный алтарь божества Митры обнаружили в Шотландии


23-03-2011, 13:33. Разместил: VP

На территории Шотландии в Восточном Лотиане найдены два алтарных камня, из которых был сложен алтарь для поклонения богу Митры. Находка относится к временам Римской империи.

Самый северный алтарь божества Митры обнаружили в Шотландии
Митра убивает быка. Римский рельеф III века.

Один из камней на боковых сторонах имеет изображения грифона и лиры. Здесь же находится чаша и кувшин, предназначенные для помещения предложения. Спереди камня расположена надпись, благодаря которой исследователи узнали о том, что этот алтарь был воздвигнут в честь бога Митра.

Митра имел индо-иранское происхождение, в эллинистическом мире его отождествляли с Аполлоном. Во времена Римской империи это божество особенно почитали. Некоторые элементы культа нашли свое отражение в христианстве.

На втором камне изображены четыре женщины, символизирующие времена года. О том, что они отражают поры года, свидетельствуют их головные уборы: зимний платок, весенние цветы, венок из листвы и украшение из осеннего винограда. Лик солнечного божества с короной находится в центре. Поскольку лучи, глаза и рот божества имеют множество отверстий, полагают, что позади камня размещался светильник и таким способом лик озарялся (очень напоминает тыкву в День Всех Святых).

К сожалению надпись под женщинами очень повреждена. По мнению специалистов, на ней могло быть имя человека, построившего алтарь (возможно, римского императора), и бога, в честь которого посвятили этот алтарь. Эксперты полагают, что камень был окрашен в яркие цвета, чему свидетельствуют следы белой и красной краски, сохранившейся под надписью.

Камни были обнаружены в южной части города Масселбург, где ранее находилась деревня Инвереск. До образования деревни на этой территории располагался римский форт II века. Редкие алтарные камни были обнаружены в ходе проведения реконструкции в крикетном павильоне.

 

 

Культ Митры погиб из-за женщин

 

Во время реконструкции павильона для игры в крикет в Восточном Лотиане, где ранее располагался римский форт, были обнаружены в хорошем состоянии два каменных блока, бывших частью алтаря бога Митры. Ценность находки заключается в том, что так далеко на север Европы, в Шотландию, культ Митры, судя по прежним археологическим находкам, не доходил.


 

На боковых сторонах одного из алтарных камней изображены лира и грифон, а также кувшин и чаша. Передняя часть содержит надпись, которая свидетельствует о том, что алтарь посвящен Митре.

 

На другом камне изображение четырех женщин, которые символизируют времена года. Об этом можно догадаться по украшениям на их головах: весенние цветы, летняя листва, осенние плоды и зимний головной убор. В центре каменного блока вырезан лик солнечного божества в короне с лучами.

 

В месте расположения глаз, рта и лучей имеются многочисленные отверстия.

 

Предположительно, с обратной стороны помещался светильник. 

  

Надпись под фигурами женщин сильно испорчена. По одной из версий, там было выбито имя человека (скорее всего, римского центуриона), посвятившего алтарь божеству, и имя Бога. Под надписью остались следы белой и красной краски. Свидетельство того, что изначально алтарь был ярко раскрашен.

 

Митра — древнеиранский мифологический персонаж, связанный с идеей договора, а также бог солнца. Его имя восходит к индоевропейскому корню mi-, mei-, имеющему отношение к идее посредничества, обмена (и меры), закономерности, согласия, состояния мира, дружбы, симпатии. Культ Митры имел широкое распространение и повлиял на самые разные культурно-исторические традиции и религиозно-мифологические системы.

 

"Историки почти единодушны во мнении, что индоевропейская культура повлияла на зарождавшиеся древние религии, — свидетельствует Жеральд Мессадье в книге "История дьявола". — Благодаря географическому положению и высокой политической организации, она не могла не оказать воздействие на формирование большинства вероисповеданий Ближнего Востока и восточного Средиземноморья. И иудаизм после Исхода не избежал подобной участи так же, как христианство и ислам".

 

Тема Спасения отчетливо проявляется в дозороастрийском мифе о Митре, которому, подобно Иисусу Христу, отведена роль Спасителя. Божественный младенец Митра также родился в гроте, когда на небе появилась необыкновенно яркая звезда. На небесах Митра занимал место между двумя богами-антагонистами, Агура-Маздой и Ариманом, или Ангро-Майнью. Между Добром и Злом. Митра заменил бога Вишну, который в существовавшей до Заратустры религии почитался как Спаситель мира. Когда боги и демоны затевали свару, угрожая уничтожить не только землю, но и весь космос, Вишну прикрывал его своим телом, спасая мир.

 

Французский историк Эрнест Ренан как-то даже сказал: "Если бы христианство было остановлено в своем развитии каким-то смертельным недугом, мир обратился бы к культу Митры". Особым почитанием культ Митры пользовался у римских легионеров. Дольше всех языческих культов он сопротивлялся христианству. Наибольшее количество памятников, воздвигнутых поклонниками Митры, относится к 376 и 377 годам. 

 

Главный эпизод мифов о Митре — умыкание небесного быка и принесение его в жертву, судя по всему, по приказу Солнца. Принесение в жертву быка происходит в пещере перед лицом Солнца и Луны. На космическую структуру жертвоприношения указывают 12 знаков зодиака или семь планет, а также символы ветров и четырех времен года. 

 

Самое первое упоминание о мистериях Митры в античном мире встречается у Плутарха около 70 года до Рождества Христова. Плененным Помпеем киликийские пираты, как пишет историк, "тайно совершали мистерии Митры" и распространили этот культ на Западе. Культ Митры постепенно входил в моду и только во II веке, мастерски организованный по типу таинств, столь популярных в Древней Греции, достиг поразительного успеха.

 

"Что касается распространения митраизма, то оно было внушительным: от Шотландии до Месопотамии, от Северной Африки и Испании до Центральной Европы и Балкан. Большинство святилищ было обнаружено в древних римских провинциях — Дакии, Паннонии, Германии (культ, по-видимому, не проник в Грецию и Малую Азию). Однако следует помнить, что в каждое культовое сообщество принимали не более сотни приверженцев. Следовательно, даже в Риме, где в определенный момент существовало сто святилищ, количество адептов не превышало десять тысяч человек", — пишет большой знаток вопроса философ Мирча Элиаде в своем трехтомном труде "История веры и религиозных идей". 

 

Сходство митраизма с христианством было настолько поразительным, что христианские теологи Иустин и Тертуллиан усматривали в нем сатанинскую имитацию и плагиат. В культе Митры было крещение, евхаристия, агапы (вечери любви у первых христиан), покаяние, искупления, помазания. Его часовни внешне походили на небольшие церкви. Митра устанавливал между посвященными братскую связь, в чем позднейшие исследователи видели тогдашний "вызов времени". С христианским причащением роднило и таинство чаши, вечерние собрания в "пещерах" и маленьких молельнях.

 

В чем-то митраизм напоминал позднейшее франкмасонство. В обществах его приверженцев существовали степени посвящения, их порядок, а также последовательные испытания (инициация), включавшие в себя почти десятидневный пост, испытания страхом и бичеванием (флаггеляцией).

 

Адепты бога-спасителя верили в бессмертие посвященных, в рай для чистых душ, что обнаруживает сходство с более поздним учением христиан-еретиков катаров (или альбигойцев) и, отчасти, с философией китайских отшельников-даосов. 

 

Многие римские императоры из политических соображений поддерживали митраизм. Диоклетиан в 307 или 308 году посвятил алтарь Митре, "благодетелю империи", в Карнунтуме — столице римской провинции Паннония. Победа Константина над Максенцием при Мильвийском мосту в 312 году решает вопрос о дальнейшей судьбе митраизма. На очень короткое время он снова возникает при правлении Юлиана Отступника. Этот император-философ объявил себя митраистом. После его смерти в 382 году последовал период веротерпимости, но уже в том же 382 году эдикт императора Западной Римской империи Флавия Грациана положил конец официальной поддержке митраизма.

 

Далее Мирча Элиаде отмечает особенности культа Митры и причину его исчезновения: "Митраизм был почти исключительно тайным культом воинов; его распространение соответствовало продвижению легионов. То немногое, что нам известно о посвятительных ритуалах, скорее напоминает инициации индоевропейских мужских союзов, нежели египетских или фригийских мистерий. Митра был единственным богом мистерий, который "не познал смерти". К тому же митраизм — единственный среди прочих тайных культов — не допускал участия женщин. А в эпоху, когда участие женщин в культах достигло невиданных ранее масштабов, такое существенное ограничение делало затруднительным, а то и вообще невозможным обращение мира в митраизм".


Игорь Буккер


Вернуться назад