Гражданский авиалайнер на базе ракетоносца Ту-160. Реально ли?
Короткая версия ранее уже показанной статьи - полная и более литературная версия, как всегда, по ссылке в конце текста.
* * *
Ту-160 - за красоту, изящество полёта и благородство (мирное небо защищает) его зовут Белым лебедем. Конструировали КБ Мясищева, Сухого и Туполева, больше Мясищева. Но так как работа была архи-срочная, а наибольший опыт в подобном (Ту-144 и семейство Ту-22) был у КБ Туполева, они и закончили.
Только у США и Россия есть такое оружие, но Ту-160 непревзойдённый по целому ряду характеристик. И раз Россия снова одна из ведущих в мировой политике, нам он очень нужен, и в немалом кол-ве.
Да, ресурс советских Ту-160 не бесконечен, но конструкция с огромным запасом по модернизации. И плюс восстановлено производство - с новыми и технологиями, и оборудованием, и подходами в проектировании и серийном производстве.
25 января 2018 г. Путин посетил КАЗ им. Горбунова, на первый полёт Ту-160М.
А раз надо думать и о производстве нашего вооружения, и сохранении КБ и производственных коллективов, на случай резкого наращивания, т.е. нужна разумная конверсия, видимо, и поэтому, Путин выдвинул идею о гражданском сверхзвуковом на базе Ту-160.
Кстати, в 2005 году летал на нём - и полёт, и самолёт ему очень понравился – т.е. Путин пристрастен.
Потом – богатые иностранцы регулярно просят компанию «Туполев» сделать личный самолет из Ту-160 и Ту-22М3.
Но дешевле заново сделать его, создать такой бизнес-джет на 20–25 пассажиров.
И - ряд проблем…
1. При сверхзвуковом полете образуются ударные волны, влияющие на характеристики лайнера, и на комфорт для пассажиров и людей на земле - такие полеты над сушей по ИКАО запрещены. Плюс проблемы с экономичностью и со спросом - и с инвестициями.
Но одно дело просьбы бизнесменов, и другое – Путина, кот. перед этим и мог проконсультироваться…
2. Ту-160 - самолет с крылом изменяемой стреловидности – это и преимущества, и усложнение конструкции, плюс больше масса, из-за поворотного узла консолей крыла.
На идею отреагировали и на Западе - см. статью на враждебном Би-би-си (ссылка в полной версии).
Сначала автор признаёт, что самые успешные проекты конверсии - наши авиалайнеры Ту-104 и Ту-114 (из бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95) - очень сэкономили средства, время и ресурсы КБ. Хотя пришлось полностью переделывать фюзеляжи.
Потом, 1 - для пассажирского не годилась схема "среднеплан", обычно "низкоплан". 2 - диаметр фюзеляжа военного меньше, чем у гражданского, пришлось расширять.
И эти самолеты не были сверхзвуковыми.
Согласен, ширина салона Ту-144 была 2,6 метра, а фюзеляж Ту-160 – 2,1 метра (салон будет ещё меньше). И, при сравнимой длине (54,1 м. у Ту-160 и 59,40/65,70 м. – у разн. Ту-144), И пассажиров 80-100 ч-к (у Ту-144) уменьшили бы до 40-60-ти, в случае пассажирского Ту-160.
И - обычно Ту-160 летит на скорости ниже скорости звука, а Concorde и Ту-144, большую часть полета - на сверхзвуковой скорости.
И - наибольшей проблемой Ту-160 (в случае его переделки) является сильно укрепленная и массивная силовая конструкция центроплана, в самом центре самолета. Там узлы крепления поворотных консолей.
Т.е. невозможно поместить пассажирский салон. Разве что в 2-х больших бомбоотсеках, впереди и позади центроплана.
Но, 1 – могут быть и 2 раздельных салона бизнес-джета. И, 2 - есть проект Ту-160 с крылом схемы бесхвостка, как у Ту-144.
Насчёт же дозвукового и сверхзвукового режимов – а если использовать другие двигатели, например, Ту-144?
В общем, время покажет, что стоит за предложением Путина.
Но, помимо нового класса гражданских самолётов, может появиться ещё и сверхзвуковой десантный - для очень оперативного решения некоторых проблем.
Например, за 1 час перебросить бойцов за 1 600 км, на самые западные границы бывшего СССР, или, чуть дольше, в другую горячую точку Евразии.
Полная версия - https://cont.ws/@KMochar-64/14...