ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Ил-96-400М: зачем российскому авиапрому этот самолет?
Ил-96-400М: зачем российскому авиапрому этот самолет?25-02-2020, 22:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Я уже рассказывал историю Ил-96. Сейчас же я хочу рассказать про нынешнее положение проекта, а заодно подумать, нужен ли России преемник Ил-96 - Ил-96-400М. ![]() Начиная с шестидесятых годов прошлого века, нишу трансконтинентальных самолетов прочно заняли многодвигательные самолеты-гиганты. Боинг 707, 747; Дуглас DC-8 и DC-10; L-1011. Способные перевести много пассажиров, надежные и красивые - эти самолеты надолго стали основой флота трансконтинентальных перелетов. Однако, время шло, технологии не стояли на месте, и у четырех- и трехдвигательных самолетов начали появляться серьезные конкуренты. Первым ударом стал Airbus A-300 и его преемник - А-310. Именно "коротыш" стал первым двухдвигательным самолетом, которому стали доступны трансатлантические рейсы. Стали появляться все более совершенные и надежные двигатели; монополия четырех двигателей над океаном пошатнулась... ![]() DC-8. Первой жертвой стал ведущий авиапроизводитель в мире — американская компания Boeing. Четырёхдвигательный Boeing 747 "пустили под нож" почти сразу после того, как стала очевидной дешевизна двухдвигательных самолётов. В этом смысле американский промышленный гигант стал первопроходцем — выход на рынок Boeing 787 Dreamliner позволил избавиться от старых 747-х и занять почти весь рынок трансокеанских перевозок. Конкуренцию 787 Dreamliner составил европейский Airbus A330. Кстати, его четырехдвигательный собрат - А340 - так и не стал очень успешным самолетом, лишний раз доказав, что четырехдвигательные самолеты в современном мире становятся все менее востребованными. Если американцам удалось продать почти 1 тыс. бортов по всему миру, то европейский промышленный консорциум смог реализовать почти 1,5 тыс. самолётов разного типа. И в случае с европейским производителем ситуация оказалась зеркальной — проект производства самого крупного и самого вместительного широкофюзеляжного авиалайнера Airbus A380 закрыли. Поставки крупнейшего серийного авиалайнера в мире будут завершены к 2021 году, а первый невостребованный самолёт уже разобрали на запчасти. ![]() А-330neo. В России с производством собственных самолётов после развала СССР наблюдались большие сложности. Проект по созданию российского ближнемагистрального самолёта SSJ-100, хоть и не провалился, но периодически испытывает всяческие трудности. Почитать про это можно здесь: тык(цикл из 3 статей). Исправить ситуацию может программа производства среднемагистрального самолёта МС-21, и тут есть определённые надежды. Портфель твёрдых заказов на самолёт — примерно 170–200 единиц. ![]() А вот программа по созданию широкофюзеляжного самолёта Ил-96-400, как и востребованность таких самолётов в целом, стала предметом споров для авиационных специалистов. С одной стороны, потребность в огромных четырёхдвигательных самолётах такого типа почти исчезла (истории с Boeing 747 и Airbus A380 — лучшее тому подтверждение). С другой стороны, потребность в широкофюзеляжных лайнерах по-прежнему продолжает расти. Четырёхдвигательные самолёты отстают от своих двухдвигательных конкурентов по показателям эффективности — расходы на их эксплуатацию существенно выше. И в то же время авиакомпании всё чаще открывают прямые рейсы между городами, в силу чего потоки между крупными хабами, для которых предназначались четырёхмоторные гиганты, перестали определять облик мировой гражданской авиации. ![]() Ил-96М - проект Ил-96 с двигателями Pratt&Whitney PW2337 . В серию, к сожалению, не пошел... На этом фоне в России появляется проект модернизированного широкофюзеляжного самолета Ил-96-400М. Вот, что про него пишут: Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-400М создается на базе серийного самолета Ил-96, в целях дальнейшего совершенствования самолетов этого типа и расширения их транспортных возможностей за счет удлинения фюзеляжа и установки более мощных двигателей ПС-90А1 взамен ПС-90А. Ил-96-400М может взять на борт до 370 пассажиров. Фюзеляж большого диаметра обеспечивает пассажирам современный уровень комфорта в длительных перелетах. По показателям надежности, безопасности и экономичности Ил-96-400М стоит на одном уровне с мировыми аналогами. Благодаря применению современных систем и «стеклянной» кабины, экипаж самолета составит 3 человека. ![]() И тут возникает вопрос о целесообразности модернизации достаточно старого четырехдвигательного самолета. Нужен ли новый "Ил" российской авиационной промышленности? На мой взгляд, ответ на этот вопрос достаточно прост. Вложения государства в производство Ил-96-400 нужны в первую очередь для того, чтобы сохранить производство широкофюзеляжных авиалайнеров в стране. Тут важно напомнить, что крупный международный проект по созданию самолётов такого типа уже в работе. Российско-китайский CR929 станет первым широкофюзеляжным самолётом, созданным после развала СССР, и первым самолётом такого типа для китайской авиационной промышленности вообще. К тому же, заказы на Ил-96-400М позволят на ближайшие несколько лет загрузить работой российские предприятия. ![]() На первый взгляд может показаться, что Россия параллельно создает сразу два дальнемагистральных лайнера, что, при учете экономической ситуации странно. Однако, необходимо иметь в виду то, что эти самолеты относятся к разным нишам рынка: CR-929 вмещает 250-300 пассажиров, в то время, как Ил-96-400М вмещает от 330-435 пассажиров. То есть, в линейке Ил-96 идет на ступеньку выше, CR-929 — это разные и, дополняющие друг друга лайнеры. Кроме того, к концу 2020-х, когда на CR-929 планируется установить ПД-35 этот же двигатель может стать основой силовой установки обновленного Ил-96. И тогда, с учетом опыта создания CR929, новый Ил-96 может получить не только новые моторы, но и двухдвигательную схему, улучшенную начинку и новое крыло. При таких условиях, Ил-96 может оказаться вполне неплохим и конкурентоспособным самолетом. ![]() Подводя итог, можно сказать, что Ил-96-400М в нынешнем его обличии имеет достаточно специфическую задачу. Можно сказать, что он может позволить России сохранить технологии производства широкофюзеляжных авиалайнеров и стать хорошим толчком на пути производства CR-929 в России. Ведь, не смотря на совместную разработку, самые технологичные части CR-929 - композитные крылья и двигатели - предполагается производить в России - в Китае просто нет соответствующих предприятий, а на их постройку и наладку производства может уйти до 10 лет - что, согласитесь, очень долго. А дальше Ил-96 может стать базой для создания нового российского широкофюзеляжного авиалайнера. ![]() https://zen.yandex.ru/media/no... Вернуться назад |