ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Стоит ли России опасаться грядущей «эры электромобилей»?

Стоит ли России опасаться грядущей «эры электромобилей»?


7-02-2020, 12:59. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон сделал очередное громкое заявление: продажа новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (как бензиновыми и дизельными) должна быть законодательно запрещена в Туманном Альбионе не с 2040 года, как планировалось ранее, а на целую пятилетку раньше. Долой дьявольские ДВС! Даешь климатическую нейтральность! Ну, Британия - это теперь как бы и не совсем Европа. Не Евросоюз – так точно. Вот как раз его ведущие страны, тоже стремящиеся к победам в борьбе с глобальным потеплением, совершенно не разделяют энтузиазма Лондона относительного полного перехода на электрический транспорт.

Прежде всего, как легко догадаться, это относится к лидеру мирового автомобилестроения – Германии. Насколько реалистичны прогнозы по поводу «заката эпохи нефти и бензина» и отправки на автомобильную свалку истории привычных нам машин? Стоит ли волноваться по этому поводу тем странам, чью экономику при подобном раскладе ничего хорошего не ожидает?



«Мерседес» капут, «Роснефть» - ахнунг?


Мощнейший немецкий автопром сейчас и так переживает, мягко говоря, далеко не лучшие времена. Вроде бы 4.7 миллиона «железных коней», сошедшие с тамошних конвейеров в 2019 году – это далеко не слабый результат, к тому же всего на 9% не дотягивающий до уровня 2018 года. Проблема в том, что именно такое количество автомашин выпускалось в Германии ... в 1997 году! То есть – налицо «откат» на уровень их производства 22-летней давности. Ничего удивительного тут нет. Начать надо с того, что экономический рост Германии, как таковой, замедлился в 2019 году до шестилетнего минимума – ее ВВП прибавил всего 0.6%. А что касается конкретно автомобилестроения... «Торговая война» Между Вашингтоном и Пекином, постоянные угрозы, звучащие от Дональда Трампа относительно зверских ввозных пошлин на немецкие автомобили, которые он «вот-вот введет»... Все это увеличению спроса, росту экспорта и развитию производства, как вы понимаете, совершенно не способствует. А тут еще и электромобили! Еще в 2018 году эксперты Фраунхоферского института пришли к выводу, что к 2030 году занятость в автомобильной промышленности Германии ждут крайне негативные изменения. Связано это, согласно их прогнозам, с тем, что к тому времени 25% всех произведенных в стране машин будут электрическими, а еще 15% – гибридами. Впрочем, это еще, представьте себе, оптимистичный прогноз! По мнению аналитиков из Национальной платформы будущего транспорта (NAB), перемены будут куда круче. Там предрекают «электрификацию» автотранспорта во все 30% - к тому же самому 2030 году, который, по большому счету, уже не за горами.

Согласно опубликованному не так давно докладу, подготовленному специалистами NAB, столь массовый переход на электромобили оставит без работы 88 из 270 тысяч работников, занятых сегодня на предприятиях немецкой автомобильной промышленности в области производства двигателей и трансмиссий. Однако, как известно, создание автомобилей (тем более – таких, как производятся в Германии) это далеко не только работа отверткой на конвейере. Да, со сборочных линий автозаводов на биржи труда рискуют попасть 240 тысяч человек. Но ведь к ним нужно добавить еще и конструкторов соответствующего профиля, испытателей, технологов и прочих. А есть еще подрядчики, субподрядчики, перевозчики... В общей сложности по прогнозу NAB, наступление «эры электромобилей» грозит превратить в безработных 410 тысяч квалифицированных и достаточно высокооплачиваемых специалистов в одной лишь только Германии. Верить в подобные предсказания не хочется никому. Так, в Немецкой ассоциации автомобильной промышленности (VDA) «страшилки» от NAB обозвали измышлениями, которые основаны на «экстремальном и нереалистичном сценарии», Тем не менее, даже там не берутся опровергать неизбежность перемен, которые далеко не всем пойдут на пользу. Да и куда деваться от очевидных фактов? В прошлом году немецкий концерн Continental AG объявил о прекращении инвестиций в запчасти, необходимые для работы двигателей внутреннего сгорания, а корпорация Daimler заявила, что полностью отказывается от разработок ДВС, как таковых. Вместо этого упомянутые выше компании намерены «заняться электромобилями»...

Ну и, понятное дело, описываемые выше перспективы повального перехода автотранспорта от бензина, дизеля и газа к электрической «тяге» совершенно не радуют те компании и страны, материальное благополучие которых зиждется на добыче и экспорте ископаемых энергоносителей. России – в том числе. Надо сказать, что данная тенденция порождает переходящий прямо-таки в экстаз восторг в стане разнообразных «небратьев» и прочих искренних «доброжелателей» нашей страны, с упоением обсуждающих сладостные перспективы «конца мировой бензоколонки». Что поделать – падение спроса на «черное золото» неизбежно будет означать не только снижение объемов его продажи, но и максимальное удешевление данного ресурса. Вон, стоило грянуть в Китае эпидемии, подкосившей тамошнее народное хозяйство, достаточно было одной только Поднебесной снизить потребление нефти на каких-то 20% - и на мировых биржах баррель уже скатился к 50 долларам. Сейчас, кстати, идет обратный процесс, цена на нефть начала уверенное движение вверх, но в ОПЕК все равно утверждают, что «краны» всем его членам на какое-то время не худо бы прикрутить даже не на 500, а на все 600 тысяч баррелей в день. Еще лучше (по мнению перестраховщиков из Саудовской Аравии) – на целый миллион! А теперь давайте представим себе, что будет, если даже не все, а половина автомобилей на Земле станут электрическими... Нет, для выработки энергии на многих электростанциях тоже используется все та же нефть. Однако, это совершенно не то же самое, что миллиард с лишним моторов, ежедневно пожирающих десятки и сотни литров бензина и дизельного топлива. На сегодня количество электромобилей составляет всего-то 1.2% от общего количества «железных коней» на дорогах мира. Изменится ли это цифра в ближайшем будущем настолько серьезно, чтобы быть поводом для тревоги?

Экономические реалии против экологических грез


На самом деле между намерениями находящихся под бешеным давлением адептов всемирной секты имени норвежской девушки и истинным положением дел дистанция, как писал классик, огромного размера. Для того, чтобы обосновать этот тезис мне придется повторить ряд общеизвестных истин, но уж не обессудьте – без них картина будет далеко неполной. Итак, прежде всего, электромобили сегодня «завоевывают» мир со скоростью хромой улитки, прежде всего, в силу своей вызывающей ужас дороговизны. Казалось бы – «минимум подвижных частей» и вообще всяческой набивающей цену «начинки», а поди ж ты: на те же деньги, что придется выложить за электрокар, можно прикупить автомобиль с ДВС куда более высокого класса. Причина проста – бешеная дороговизна главного, пожалуй, элемента этого «чуда техники» - аккумуляторной батареи. За последнее десятилетие, кстати, ее цена существенно уменьшилась, но все равно колеблется где-то в пределах 20 тысяч долларов. Это – стандартной, на которой вы сможете при полном ее заряде проехать сотни четыре километров максимум. Сегодня правительства стран, пытающихся пересадить на электромобили собственное население, идут по пути банальнейшего «подкупа» потребителей. Выглядит это, как система субсидий и дотаций при покупке электрического автотранспорта (25% стоимости в США, 35% - в Китае и целых 50% в Эстонии), либо как избавление нового автовладельца от части обязательных в таком случае налогов и платежей. В Британии «скостят» четверть годовых налогов (но в сумме не более 5 тысяч фунтов), в Японии, Дании и даже не слишком богатой Португалии приобретающий электромобиль гражданин не уплатит ничего в бюджет за его покупку и регистрацию. Португальцу к тому же еще 5 тысяч евро из бюджета отвалят...

Заманчиво? Естественно! Вот только по имеющимся данным весь этот «аттракцион невиданной щедрости» скоро должен закончиться. Побаловали – и будет... О намерения прекратить финансово поддерживать производителей электромобилей, завлекая в их сети клиентов, более, чем прозрачно намекнули власти Поднебесной, являющейся для них едва ли не наибольшим рынком. Правительство Соединенных Штатов тоже устало выбрасывать деньги на реализацию мечты Илона Маска и вряд ли дальше будет приплачивать из казны покупателям «транспорта будущего». Некоторые европейские страны тоже подумывают о том, чтобы подобную практику прекратить. «Прорыва» все равно не получилось – потребители не отринули «грязные» бензиновые машины и не бросились, сшибая с ног и топча друг друга скупать «экологичные» электрические – так зачем же деньги зазря тратить? Однако, наиболее серьезный удар по «электромобильному буму», уж каким ограниченным он ни был, в ближайшем будущем должно нанести даже не это. Насколько известно, крайне неприятный сюрприз готовят владельцам этого вида транспорта его заправщики. Мало того, что подзарядка электротранспорта является его самым «больным» местом – за то время, пока аккумулятор наберет энергии на пару-тройку сотен километров пробега, на обычной заправке можно «залить под пробку» танковую колонну средних размеров... Вынужденные выстаивать в унылом ожидании часы, а не считанные минуты «электрифицированные» водители в самом скором времени будут платить за каждый потребленный их транспортом киловатт. Электричество – оно ведь не берется «ниоткуда»! Его выработать надо, доставить к потребителю по линиям передач, обеспечить трансформацию до нужных параметров и безопасное пользование.

Одним словом, затрат хватает и бесплатно раздавать эдакую благодать могли исключительно в маркетинговых целях – для привлечения, опять-таки, максимально большого количества покупателей электрокаров. Флагманом в этом деле до сего дня была Ionity – сеть автомобильных зарядных станций, созданная в Европе содружеством ряда мировых автогигантов всех стран и континентов, таких как Ford Motor, Hyundai, Daimler, BMW Group, Volkswagen Group. «Сеть» - это, кстати, довольно громко сказано. Две сотни заправок на весь Старый Свет, согласитесь, не слишком впечатляют. Тем не менее, даже на этих станциях уже с нынешнего года намерены драть с посетителей не 8 евро «за заезд», а по 0.8 евро за каждый потребленный киловатт! Для справки: заряд среднестатистического электромобиля обойдется в полсотни евро и кататься на нем можно будет две сотни километров. Ценовое соотношение с заправкой автомобиля на бензине или дизеле каждый может высчитать сам – в зависимости от марки машины, потребляемого топлива и региона проживания. Обобщенно скажу: как правило, оно совершенно не в пользу электричества. Более того – находящиеся «в предмете» люди, не буйнопомешанные экологические активисты, а специалисты-энергетики давно уже указывают на то, что в случае даже не тотальной, а половинной «электрификации» европейского автотранспорта, Евросоюзу придется вложить миллиарды в возведение новых электростанций, линий электропередач и остальной сопутствующей и совершенно необходимой инфраструктуры. А деньги на это выделять кто будет? Грета Тунберг? Маск и его последователи?! Кроме того, здравомыслящие скептики задают следующий циничный вопрос: «А что толку Старому Свету «тянуться в нитку», переходя на электрический транспорт, если от двигателей внутреннего сгораний даже и не подумают отказываться Китай, Соединенные Штаты, Россия, арабский мир и многие другие страны?» Планета-то одна – как и атмосфера над ней...

Автомобили с электрическими двигателями при нынешнем уровне научно-технического развития (то есть еще достаточно долгое время) будут оставаться дорогущей игрушкой для жителей, преимущественно, небольших стран с развитой системой соответствующих заправок. В Германии все так же будут делать бензиновые «Мерседесы» и BMW, в России – добывать нефть и отправлять ее на экспорт по всему миру. Хотят британцы остаться с одними только электромобильчиками – их дело. Нам об этом нечего переживать.

Вернуться назад