Ледокольный флот России сегодня кажется слишком маленьким для полноценной загрузки Северного морского пути грузовыми судами. Самая острая проблема в том, что пока невозможно обеспечить проход по СМП крупнотоннажных судов. Этот вопрос способен в будущем решить новый атомный ледокол «Лидер».
В нынешнем году открывается финансирование строительства судна. «Лидер» сможет круглогодично проводить любые корабли через СМП. Сообщается, что новый ледокол способен поддерживать минимальную скорость, преодолевая льды толщиной в 4 метра. Чтобы за «Лидером» могли идти крупнотоннажные суда, корпус судна расширен до 48 метров. В длину ледокол составит внушительные 209 метров. Известно, что «Лидер» получит «классическую» высокую надстройку и закрытую палубу в носовой части. Предусмотрена вертолетная площадка. Дальность плавания практически не ограничена. На «Лидере» предусматривается возможность установки вооружения. Разумеется, ледокол будет оснащен передовым радиоэлектронного оборудования для максимально эффективной навигации в любых условиях.
По большому счету, атомный ледокол «Лидер» проекта 10510 / ЛК-120Я станет самым крупным и тяжелым в истории отечественного и мирового судостроения. Благодаря своим качествам, судно будет иметь значительные преимущества в непростых условиях арктического региона. Однако стоит сказать и про некоторые сложности проекта. При всех его достоинствах, на реализацию потребуется время.
Проектировка «Лидера» началась еще несколько лет назад силами ЦКБ «Айсберг». К 2020-му году проектная документация прошла критику и все стадии доработок. Проект действительно масштабный, и любой просчет может поставить крест на корабле. Финансирование строительства рассчитано на 7 лет до 2027-го года. Общая сумма расходов – более 127 млн рублей. Это отличная цифра. Для сравнения, ледоколы проекта ЛК-60Я стоят сегодня порядка 50 млрд.
Вероятно, столь долгий срок строительства взят с запасом. Запускать СМП нужно как можно скорее, и в Москве это прекрасно понимают. Поэтому можно предположить, что «Лидер» коснется арктических вод раньше запланированных сроков. Когда первый ледокол спустят на воду, предполагается, что в стране будет активно идти возведение двух серийных судов данного класса.
Как вы понимаете, будущее СМП, его эффективность и надежность как транспортной артерии, во многом будут определять перспективные технологии и наработки, которые реализуют в новейших ледоколах РФ. Представляется, что в течение ближайшей пятилетки Россия нарастит ледокольный флот и направит новые суда на службу в арктических водах. Уже сегодня многие транспортные компании готовы перевозить грузы по СМП, но пока мы физически не можем удовлетворить спрос.