ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Первый в мире беспилотный электрический экраноплан «Шторм-600» заинтересовал иностранцев

Первый в мире беспилотный электрический экраноплан «Шторм-600» заинтересовал иностранцев


11-01-2020, 17:21. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Роботизированная электрическая многоцелевая платформа «Шторм-600» – детище сотрудников петербургского политеха. На ПМИФ-2019 она привлекла внимание не только главы Роснано, но и зарубежных гостей. О преимуществах и перспективах уникального аппарата в интервью ПЭ рассказал директор Центра развития инновационной деятельности СПбПУ Алексей Майстро.

«Шторм-600» – первый электрический экраноплан. С аккумуляторами, водородной ячейкой и гибридной ДВС-электрической установкой. Никто в мире такого раньше не создавал. Наряду с электромобилем этот аппарат готов занять особую нишу в новом десятилетии, когда привычное топливо постепенно теряет свою популярность.

Главный минус электрических двигателей в том, что они быстро садятся. Но проектировщики СПбПУ решили эту проблему за счет установки солнечных батарей.

«Это судно-электростанция. Солнечные панели – неиссякаемый источник энергии. Даже если жадно ее расходовать, она все равно появится, пока на этой планете есть солнце. При разрядке аккумулятора достаточно немного подождать и двигаться дальше, а при грамотном планировании расхода энергии можно перемещаться без остановок сутками. Однажды мы плавали без остановки в течение шести дней. Прошли бы и больше, но прервали тестирование, потому что задачи установить рекорд не было», – рассказал собеседник «ПолитЭксперта».

Весят аккумуляторы «Шторма» всего 10 кг – в два раза легче обычных литий-полимерных, что тоже немаловажно. Емкость аккумуляторной батареи – 10 КВт/ч. Мощность солнечных панелей – 2,4 КВт.

Сама платформа 6 метров в длину, 2,5 в ширину и 1,5 – в высоту и может нести груз до 100 килограммов. Снаряженная масса – до 300 кг.

Ультрабыстрый и максимально полезный

Максимальная скорость «Шторма» – 90 узлов (примерно 167 км/ч). Почти как легкомоторный самолет. Управление предельно простое: винторулевые колонки с электродвигателем и гидравлическим приводом. Технологии искусственного интеллекта дают возможность управлять платформой без участия оператора.

«С точки зрения движения у этих платформ много преимуществ. Нам не нужны коробки передач, сцепления, реверсы и другая сложная механика. Здесь только двигатель, винт и все. Получается очень надежно, технологично, экономично и максимально бесшумно», – отметил Алексей Майстро.

Алюминиево-композитный корпус катамаранного типа обладает повышенной непотопляемостью. Он может использоваться как в пресной, так и в соленой воде, выдерживая волнения до 6 баллов.

Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев 

Модульная конструкция с заменяемым центральным отсеком позволяет взять почти любую полезную нагрузку: эхолоты, датчики, глубиномеры, оборудование для проведения научных исследований, забора воды или захвата мусора. А еще на борту поместится небольшой дрон.

Учитывая, что экраноплан не требует посадочной полосы, он может использоваться почти повсеместно – для доставки грузов, патрулирования или сканирования местности. Может пригодиться в охране водных границ, разведке, поисковых операциях; определить место аварии и найти затонувшие объекты; вести мониторинг окружающей среды с построением карт загрязнений; исследовать дно или отслеживать косяки рыб.

В режиме катамарана «Шторм» способен следовать за целью на максимальной скорости не менее часа, сохраняя безопасную дистанцию. Автономный мониторинг он может вести до 30 суток.

Сколько стоит «робот-пылесос» для Невы

По словам Алексея Майстро, заходила речь об использовании таких платформ экологами для поиска источников загрязнения Невы. Но пока лишь на уровне обсуждений. Вероятно, отпугивает цена.

Сама платформа стоит 3,2 млн, а вот полезная нагрузка может обойтись в десять раз дороже. Например, 3D-сканирующий эхолот компании «Океан-прибор», который легко поставить на «Шторм», стоит почти миллион долларов, рассказал собеседник ПЭ. При этом он убежден, что вложения быстро окупятся:

«Это как вызвать клининговую компанию или купить робот-пылесос – сумма примерно одна. Нанять исследователей для изучения дна какой-нибудь Карповки – это десятки миллионов, а беспилотник может исследовать и Карповку, и еще кучу рек и каналов, найти затонувшие объекты, замерить глубины. Он оправдает себя буквально с первого выхода».
Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев 

Иностранцы готовы купить патент

В прошлом году в политехе был создан рабочий макет «Шторма». Летом он успешно прошел испытания в акватории Невы. На полет аппарат не испытывали – это требует дополнительных вложений и средств, которых пока нет. Но если будут заказы, изготовить и поставить экраноплан можно уже через месяц, заверил Майстро.

Сегодня работы по созданию таких аппаратов ведут несколько стран. У китайцев, по словам эксперта, уже выпущен небольшой пассажирский, который курсирует между островами в Азии. Для России это пока вопрос будущего, считает он:

«С точки зрения спроса разработка экранопланов, на мой взгляд, сильно опережает время. Советский конструктор Ростислав Алексеев в свое время совершил прорыв в области экранопланостроения, но с его смертью многие принципы были утеряны. Сейчас разработки тоже ведутся. Некоторые проекты даже показывали президенту Владимиру Путину. Со временем крупные игроки будут формировать рынок, открывая дорогу и для нас».  

На вопрос, проявили ли интерес к проекту в Роснано, специалист отвечает уклончиво: рано пока говорить, времени прошло мало. Зато иностранные гости инновационного форума, где «Шторм» показали впервые, в предложениях не стеснялись.

«Представители зарубежных компаний говорят – патентуйте и мы у вас патент купим. Но мы очень надеемся, что наши наработки будут востребованы в нашей стране», – отметил собеседник «ПолитЭксперта».

Автор: Аврора Зорина

Фото: ПолитЭксперт – Евгений Зайцев 

Источник


Вернуться назад