Гендиректор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, профессор Евгений Каблов рассказал о том, как Россия справляется с проблемой прекращения поставок из США полимерно-композиционных материалов.
В интервью телеканалу «Звезда» он рассказал, что так называемое «черное крыло», центроплан и оперение самолета МС-21 выполнены из полимерно-композиционных материалов. При изготовлении использовались волокно и смола, ранее поставляемые из Соединенных Штатов. В сентябре минувшего года с принятием в Вашингтоне очередного пакета санкций эти поставки прекратились.
Проблема заключалась в том, что в середине 2000-х годов, когда корпорация «Иркут» закладывала проект нового пассажирского самолета, Россия не обладала технологиями производства углеволокна, основу которого составляли прекурсоры полиакрилонитрила (ПАН) с характеристиками нитей уровня Т700-Т800. По этой причине было решено обратиться к американцам. В конце минувшего года этот вопрос вновь обозначился очень остро, и российские специалисты были вынуждены искать замену волокнам Solvay Т800.
По словам Каблова, важно добиться полного аналога американских волокон, которые были задействованы при строительстве самолетов, прошедших сертификацию. Над этим и трудятся ученые. В противном случае, работу придется вести заново.
Соединенные Штаты поступили недальновидно, отказавшись от поставок своих материалов в Россию. Мало того, что в рамках программы импортозамещения эта проблема будет решена, так еще и сами США из-за такого решения потеряли 200 млн долларов.