ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > NI рассказал о гениальных авиапроектах СССР, обогнавших США на десятилетия

NI рассказал о гениальных авиапроектах СССР, обогнавших США на десятилетия


9-06-2019, 09:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

NI рассказал о гениальных авиапроектах СССР, обогнавших США на десятилетия

NI рассказал о гениальных авиапроектах СССР, обогнавших США на десятилетия

Информационный портал The National Interest опубликовал статью об уникальном летательном аппарате СССР, который обогнал разработки США на многие годы. Перевод статьи издания эксклюзивно для своих читателей предоставляет «ПолитРоссия».

Советский «Черный дрозд»

По словам обозревателя портала Себастьена Роблина, в 1950-1960-х США вложили невероятное количество инвестиций в развитие различных самолетов-шпионов, способных без труда проникать в воздушное пространство противника. Представители американского авиапрома очень гордятся этим периодом, считая, что именно в это время Штаты сформировали свое воздушное превосходство за счет технологий «стелс». Именно тогда появились разведчики B-57, U-2, A-12 и гордость американского авиапрома – SR-71, известный как «Черный дрозд», который только своим футуристическим дизайном заставлял наблюдать за ним с открытым ртом. Однако, как отмечает эксперт, многие американские специалисты позабыли, что в данном направлении холодной войны СССР опередили США на целое десятилетие.

По словам Роблина, Советский Союз никогда не делал ставку на высокотехнологичные разведывательные самолеты, отдавая предпочтение стратегической авиации и межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР). Тем не менее, именно советский ученый Павел Владимирович Цыбин, возглавлявший ОКБ-256, разработал предшественника «Черного дрозда», но в отличие от американского SR-71, это был ядерный бомбардировщик.

В 1954 году Цыбин направил письмо в Кремль с предложением создать новый самолет РС с небывалыми свойствами. Его максимальная скорость должна была составлять 3000 км/ч, высота полета – 30 тысяч метров, а дальность – 14 тысяч километров. Для достижения заявленных характеристик он планировал использовать для крыльев и оперения шестигранные профили с мизерной относительной толщиной (2,5-3,5%), что не делал еще никто и нигде. Кроме того, летательный аппарат он планировал получить за счет беспрецедентного облегчения конструкции с небывалой дотоле весовой отдачей (80%) и посредством применения новых сверхмощных двигателей.

«С такими характеристиками РС мог бы наносить межконтинентальные ядерные удары на скоростях и высотах, которые сделали бы перехват невозможным», – пишет NI.

Проблемы при разработке

Кремль, заинтересовавшись проектом, дал Цыбину добро, однако гениальному конструктору не повезло в плане комплектования кадрового состава: ОКБ-23 главного конструктора В. М. Мясищева поглотило невостребованные кадры, и ОКБ-256 пришлось использовать только тех, кто остался. Такая сложная задача требовала специалистов первого ранга во всех звеньях. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что замысел бюро был выше сил исполнителей.

При разработке эскизного проекта выяснилось, масса РС получится гораздо больше заявленной, а о весовой отдаче хотя бы в 60% оставалось только мечтать. В итоге дальность самолета сократилась до 7500 тысяч километров. Но тут специалисты ОКБ-256 задумали воплотить концепцию летающего авианосца, где РС был бы в качестве подвески, а Ту-95Н – носитель. Совместный полет осуществлялся бы на расстояние 3000-4000 километров, а затем аппарат отцеплялся бы и с помощью двух спаренных ускорителей (с ЖРД) осуществлял бы разгон до 3000 км/ч.

Однако после запуска межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции С. П. Королева в военно-промышленном комплексе СССР началась коренная перестройка, ориентированная на ракетные технологии. Так был закрыт проект РС, а затем и проект разведчика 2РС.

Из-за отказа от Ту-95Н конструкторам пришлось переделывать свой проект от высотного старта к самостоятельному аэродромному взлету, так появился реактивный самолет-разведчик РСР, который, собственно, и стал предшественником SR-71. Самолет планировали оснастить двумя двигателями Д-21 конструкции П. А. Соловьева, благодаря которым он бы стал первым самолетом со сверхзвуковой скоростью полета для проведения разведки на удалении 1700 км от аэродрома базирования в любое время суток.

Цыбин даже учел разработанный американцами один из первых зенитно-ракетных комплексов Nike Ajax. На РСР планировали использовать пористое радиопоглощающее покрытие, которое впоследствии стало основой стелс-технологий. Проект предполагал целый ряд уникальных нововведений: трапециевидное крыло, гермокабина и многое-многое другое. Но в 60-х обозначился полноценный переход на ракеты, и ОКБ-256 был передан вместе со всеми проектами сначала в ОКБ Мясищева, а затем ОКБ В.Н.Челомея, где все летательные аппараты были спрятаны подальше от ракетостроителей.

По словам Роблина, фантастический аппарат стал жертвой бюрократии и ракетной гонки. Тем не менее, разработки Цыбина пригодились для советского спутника-разведчика «Зенит», после которого он стал заместителем главного конструктора легендарного «Бурана».

Автор: Сергей Игнатьев


Вернуться назад