Экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ) им. В. М. Мясищева, входящий в транспортный дивизион ОАК, начал совместные проекты с Фондом перспективных исследований (ФПИ). Если разработки будут успешно реализованы, впоследствии на базе предприятия в Жуковском может быть сформирован новый аэрокосмический кластер корпорации.
В холле мясищевского конструкторского бюро в Жуковском – плакаты с перспективными проектами летательных аппаратов. В послевоенное время легендарное конструкторское бюро разрабатывало не только стратегические сверхзвуковые бомбардировщики. Конструкторы также занимались разработкой прорывных летательных аппаратов, которые бы смогли покорять и небо, и космос.
Например, в 1950-х годах Владимиру Мясищеву, Семену Лавочкину и Георгию Бериеву было поручено разработать в порядке конкурса дальнюю крылатую ракету. Мясищевский проект, созданный в ОКБ-23, получил обозначения «Изделие 40» и «Буран».
В 1956 году Владимир Мясищев инициативно приступил к разработке проекта гиперзвукового орбитального ракетоплана с планирующим спуском и самолетной посадкой. Основные проблемы заключались в освоении гиперзвуковых скоростей полета. В качестве носителя, обеспечивающего выведение ракетоплана, получившего индекс «Изделие 46», Мясищев предлагал использовать модернизированную ракету Р-7, созданную в конструкторском бюро Сергея Королева.
В 1960 году, накануне полета Юрия Гагарина, ОКБ-23 было поручено создание экспериментального аппарата с экипажем из одного человека для отработки планирующего спуска, включая посадку. Необходимо было также разработать специальное бортовое оборудование для проведения исследований жизнедеятельности человека в условиях космического полета.
Апофеозом работ Владимира Мясищева в Жуковском стали работы над проектом воздушно-космического самолета М-19 на ядерной энергии.
В условиях, когда в США велась активная работа по созданию собственного космического корабля системы Space Shuttle, в СССР осуществлялась подготовка к выработке национальной космической программы, в результате которой появилась система многоразового использования «Энергия» – «Буран». Проект М-19 хорошо вписывался в перспективное решение этой задачи, тем более что Мясищев пошел дальше и превратил решение задачи национальной космической программы СССР в попутное решение проблем создания авиационно-космических средств, позволяющих решать задачи как создания гиперзвуковой авиации, так и выработки оптимального способа освоения космоса.
В новом дивизионе
Сегодня конструкторское бюро им. В. М. Мясищева входит в транспортный дивизион ОАК и занимается обслуживанием жизненного цикла самолетов семейства «Ан». В результате модернизации в ангаре в Жуковском винтовые «аны» приобретают новую жизнь. Одновременно на базе винтовых самолетов Ил-38 создается морской охотник «Новелла». После нескольких месяцев трансформации и ремонта «илы» обретают новую жизнь, оснащаются оборудованием для создания 3D-карт, превращаются в летающие штабы и самолеты – ретрансляторы, становятся грозным оружием радиоэлектронной борьбы.
В настоящее время ЭМЗ им. В. М. Мясищева в основном завершил модернизацию конструкторского бюро и опытной базы. «На предприятии создано около 300 новых оснащенных цифровыми программами рабочих мест конструкторов. Несколько десятков опытных сотрудников прошли даже специальные программы переобучения работы на цифровых носителях. Все проекты выполняются в тех же программах, что работают в компании “Ил” и на других предприятиях ОАК», – отмечает управляющий директор ЭМЗ им. В. М. Мясищева Александр Горбунов.
В последний год транспортный дивизион ОАК – компания «Ил» – начала преобразования завода. «Одно из направлений развития – формирование на базе конструкторского бюро центра авиационного космического проектирования, – рассказывает Александр Горбунов. – Конструкторы завода начали работу над несколькими авиационно-космическими проектами совместно с ФПИ. В ближайшие годы все больше проектов будут находиться на стыке авиационных и космических технологий. Мы хотим стать первым центром компетенций, который бы создавал изделия для нового направления».
Окрыленная ступень
Весной этого года мясищевское КБ закончило работу над аванпроектом «Крыло-СВ». Он осуществляется в интересах одной из перспективных программ «Роскосмоса» по созданию возвращаемой ступени ракеты-носителя.
Сегодня в России рассматривается проект возвращаемой ступени ракеты-носителя. Традиционно первая ступень поднимает ракету на восьмидесятикилометровую высоту, а затем падает на землю, частично сгорая в плотных слоях атмосферы.
Сегодня на средства ФПИ разрабатывается проект возвращаемой ступени ракеты. «Пока сложно оценить стоимость полноценной многоразовой ступени ракеты, поэтому мы на первом этапе планируем создать масштабный демонстратор, на котором будут отработаны критические технологии и основные принципы», – говорит заместитель управляющего директора по перспективным разработкам – начальник аэрокосмического комплекса ЭМЗ им. В. М. Мясищева Артем Арутюнов.
После выхода ракеты на заданную высоту в отработавшей ступени раскрывается крыло, включается турбореактивный двигатель и оно по-самолетному садится на аэродром. «Крыло-СВ» по скромным подсчетам может обеспечить возвращение первой ступени на Землю десять и более раз. Задача ЭМЗ им. В. М. Мясищева – сделать действующий прототип. Затем будут принимать решение о развитии проекта.
«До сих пор единственным конструктором, который создавал летательные аппараты и для космоса, и для неба, был Глеб Лозино-Лозинский, – отмечает Артем Арутюнов. – При разработке проектов придется пройти большой путь. Например, в космосе и авиации пока не налажено сотрудничество конструкторов, действуют различные ГОСТы».
Новые проекты могут дать работу еще примерно 200 сотрудникам. А перспективные исследования смогут обеспечить со временем до 40 % выручки легендарного КБ.