Сейчас, когда Яндекс вышел наконец на рынок облачных технологий, чего стоит ожидать от этого российского интернет-гиганта?
Что знают иностранцы о Яндексе? Возможно, они слышали, что это какая-то российская технологическая компания. А вот в бывших советских республиках это имя у всех на устах.
Компания была основана в 1997 году как интернет-поисковик. Постепенно она обзавелась широким набором сервисов, включая поиск изображений, видео-хостинг, облачное хранилище данных, навигатор и машинный перевод, а также обширную рекламную сеть. Если вы понимаете, о чем идет речь, то не удивитесь, что о Яндексе начали говорить как о «российском Google».
Однако, по мнению Яна Лещинского, «смотрящего за облаками» в Яндексе, это сравнение уже не является лестным для компании: «Яндекс сильно изменился за последние три года. Теперь это не просто русский Google — это еще и русский Uber, русский Amazon и русский Spotify. Яндекс разработал достаточно уникальную экосистему продуктов — преимущественно для потребительского рынка хотя у нас есть и бизнес-сервисы, особенно в сфере рекламы».
В нужном месте в нужное время
Яндекс располагает собственным браузером (на основе Chromium), собственным цифровым помощником («Алиса»), собственным парком беспилотных автомобилей (ежегодно проходящих испытания на улицах), а теперь еще и общедоступным облачным веб-сервисом.
«За последние 20 лет Яндекс овладел массой различных технологий и достиг способности проектировать, создавать и развивать дата-центры мирового класса. Что касается потенциала облачных технологий в России, неудивительно, что Яндекс решил создать облачную платформу, чтобы стать еще и российским AWS, — сказал Лещинский в интервью DCD. — В России нет своих облачных платформ. Можно пользоваться услугами любого из трех крупнейших провайдеров, хотя все их мощности находятся в Европе».
Яндекс появился вскоре после краха СССР, когда Россия только начинала пробовать вкус капитализма. Это был период полного хаоса. Государственное имущество приватизировалось, зачастую насильственным путем. Но это был также и период больших возможностей: пока кто-то делил природные богатства страны, некоторых привлекла новая, зарождающаяся сфера — интернет.
Поисковый сервис, с которого все началось, имел успех, потому что был единственным адаптированным под морфологию русского языка и мог распознавать смысловые оттенки поисковых запросов. Благодаря этому его результаты были точнее, чем у зарубежных аналогов, ориентированных на англоязычный поиск. Также компании повезло пригласить в свою команду культового российского графического дизайнера Артемия Лебедева, создавшего для Яндекса узнаваемый корпоративный брендинг и логотип, остающиеся практически неизменными по сей день.
Сейчас Яндексу принадлежит почти 60 процентов поискового рынка России. На его сайт, самый посещаемый в стране, заходят 80 миллионов человек в месяц. Яндекс Облако пользуется той же инфраструктурой, что и поисковый и аналитический сервисы компании, и имеет хостинг в тех же дата-центрах.
«Я думаю, это правильно. Это позволит нам потихоньку расти, избегая крупных вложений в этот растущий бизнес. При необходимости у нас есть возможность перераспределять ресурсы между основным проектом и Яндекс Облаком, поскольку у них общая аппаратная платформа, разработанная Яндексом. Ее можно модифицировать под разные запоминающие устройства и разные объемы памяти».
Что касается программного обеспечения, виртуальные машины базируются на гипервизоре KVM — той же технологии, которую использует AWS. По словам Лещинского, большинство сервисов, доступных на облачных платформах, используют открытое программное обеспечение.
«Нынешнее преимущество облачной платформы — это не просто инфраструктура в качестве сервиса, а дополнительные платформенные сервисы, позволяющие компаниям использовать уже имеющиеся компоненты без необходимости создавать новые.
На уровне инфраструктуры мы пользуемся технологиями с открытым исходным кодом: KVM и ее экосистемой для гипервизора, OpenContril (недавно сменившей бренд на Tungsten Fabric) для программно-конфигурируемых сетей, а хранилища терминалов являются нашей внутренней разработкой. Мы не пользуемся чем-либо вроде Ceph, поскольку считаем, что способны создать что-то более эффективное, в том числе и с точки зрения затрат.
Что хорошо для нас, хорошо и для вас
По мнению Лещинского, практически все, что Яндекс загружает на облачный сервер, создано на основе продуктов внутреннего пользования компании. Исключением являются контейнеры — для пользователей предназначаются виртуальные машины. Для повышения собственной эффективности Яндекс установил Kubernetes на пустую систему. Однако Лещинский уверяет, что к концу года сервис, запускаемый в Kubernetes, будет доступен и пользователям.
«Мы видим три основных компонента этой платформы. Первый — обработка данных (можете называть это “big data”). Ряд сервисов предназначен для хранения, обработки и визуализации данных. Некоторые из них являются внутренней разработкой, другие — конфигурациями компонентов из открытых источников. Например, Яндекс Облако располагает тремя системами управления базами данных: Postgress, MongoDB и ClickHouse. Последняя разработана самим Яндексом и имеет открытый исходный код.
Второй компонент — сервисы с искусственным интеллектом, уже установленные на платформе. Мы выпустили голосовые приложения, такие как конвертация текста в речь, распознавание голоса и переводчик. Следующим пунктом будет выпуск визуальных сервисов.
Третье — это платформа разработки. Там будут предложены сервисы для разработчиков и системных администраторов, позволяющие им быстро создавать приложения на основе Яндекс Облака, мониторить и поддерживать их. Также у нас будет собственный сервис управления жизненным циклом приложений».
По словам Лещинского, у облачного бизнес-сервиса уже около 100 корпоративных клиентов. В большинстве своем это российские компании, но сервис ориентирован на бизнес, дислоцированный в любой стране.
«Мы напрямую контактируем с компаниями. Также у нас имеется портал самообслуживания для малых компаний, желающих самостоятельно использовать облачные ресурсы и управлять ими.
Хотя дата-центры Яндекса расположены в Европе, его облачные программы в данное время действуют в пределах России — отчасти из-за строгих законодательных норм, принятых в 2015 году. Согласно Федеральному Закону № 242-ФЗ, иностранные компании, использующие персональные данные граждан России, должны хранить эти данные на серверах внутри страны. Это не создает барьеров для международной экспансии, но если Яндекс Облако начнет работу за рубежом, данные могут оказаться в нежелательных руках.
Наша компания моложе и меньше, чем важнейшие мировые игроки. Однако мы видим, что существуют рынки, являющиеся приоритетными для больших игроков, и рынки, испытывающие дефицит предложения. Именно на них мы и нацелены в первую очередь. Например, мы не будем пытаться проникнуть в США и Западную Европу. Зато мы рассматриваем такие рынки как Восточная Европа, Ближний и Дальний Восток, Южная Америка. У нас еще все впереди».
Но как насчет политики? США обвиняют российских хакеров во вмешательстве в президентские выборы. Великобритания заявляет, что на ее территории российские агенты пытались отравить бывших сотрудников спецслужб России. По-прежнему действуют международные экономические санкции против России, вызванные конфликтом в Украине. У Яндекса ничто из вышеперечисленного не вызывает беспокойства: по мнению многих, компания умеет избегать зависимости от российской государственной системы, порой чрезмерно злоупотребляющей властью.
«Оценивая сложившуюся ситуацию, я бы не сказал, что она каким-либо образом вредит нам или наоборот. Наше главное преимущество в том, что мы — отечественная компания, наши инвестиции здесь, и Яндекс узнаваемый бренд с хорошей репутацией. Мы знаем, что нужно клиентам. Когда мы начнем выходить на международные рынки, нам придется учитывать политическую ситуацию, выбирая, под чьей юрисдикцией нам работать.
Миф о русских хакерах возник благодаря высокому качеству программного обеспечения, разрабатываемого в России — а у Яндекса как раз отличные разработчики, так что нам это определенно на руку».