Москва, 17 ноября - "Вести.Экономика". Выступление генерального директора ПАО "Соллерс" Вадима Швецова на 8-м Форуме VESTIFINANCE. Какими будут автомобили будущего? Как их будут производить? Когда появятся беспилотные автомобили?
Я занимаюсь автомобильным рынком, занимаюсь производством автомобилей в рамках и собственных экспериментов, собственных брендов, так и в рамках международного сотрудничества с иностранными компаниями из Японии, Кореи, Соединенных Штатов. Я попробую во время своей презентации, во время своей лекции попытаться как-то увязать, чтобы у вас тоже связалось, при чем здесь Россия, при чем здесь продукты и так далее.
Aurus
Начну с маленькой истории о том, что все уже знают. В этом году презентован очень интересный вызов. Вызов касается очень интересного продукта, который разработан в Российской Федерации, – это проект Aurus.
Ваш покорный слуга и компания, которую я возглавляю, компания "Соллерс", является партнером этого проекта. И наша задача проводить технологии так, чтобы эти технологии можно было применять и в других отраслях, в том числе и в современном массовом машиностроении, производстве автомобилей. Могу вам с гордостью сказать, что ни на 2019, ни на 2020 г. уже возможности купить автомобиль Aurus нет, потому что мы переподписаны аж на два года вперед.
Поэтому это говорит о том, что интерес к этому вызову производства в России современных автомобилей люксового класса высок. И я думаю, что приход в массовый рынок этого проекта люксовых автомобилей Aurus на российский рынок будет все-таки через экспортные рынки.
Вы знаете, что у нас очень много инновационных продуктов, которые приходят в Россию сложным путем. То есть технологии, которые разрабатываются в России, они сначала применяются на западных рынках, на массовых рынках в Китае, Америке, Европе, а потом уже приходят к нам. Хотя это наши российские разработки, это наши русские инженеры все делают, но мы почему-то об этом не знаем или для нас это удивительно.
Что такое автомобиль будущего
Итак, все-таки я начну о главном, что называется: что такое будущее для автомобильной промышленности? В принципе, ни для кого не секрет, что оно уже наступило. Мы не говорим о каком-то завтрашнем дне, мы говорим о дне сегодняшнем, потому что для автопрома будущее изменилось и вся автомобильная индустрия сегодня занимается тотальной трансформацией - трансформацией в новые технологии.
Всех интересует вопрос, а что же такое будет автомобиль будущего? У каждого здесь сидящего есть четкое мнение, потому что он четко знает, что такое будет автомобиль будущего, потому что он об этом уже как-то или задумался, или уже четко знает ответ на этот вопрос.
Мы уже точно знаем, что через 10 лет наш автомобиль будет уже без водителя, через 20 лет в нем исчезнет сердце автомобиля – это двигатель внутреннего сгорания. И, конечно же, через 30 лет абсолютно будет другая инфраструктура, по которой автомобили будут ездить или летать, или будут прыгать, в зависимости от того, как будет устроен будущий современный город.
Итак, что же все-таки определило развитие того автомобиля, который мы сегодня видим на дорогах? Прежде всего, как вы знаете, в свое время в прошлом столетии автомобиль действительно перевернул технологическую, историческую страницу в развитии индустрии во всем мире. Мы говорим о том, что в мегаполисе стало коммуницировать и общаться проще, потому что автомобили связали нас с работой, друг с другом. Поэтому автомобили – это тот тренд, когда мы действительно стали жить в городах комфортнее, чем жили до этого.
Генри Форд придумал конвейер, придумал свой автомобиль "Форд-Т", и он стал массовым. Он стал массовым, потому что производство автомобилей через конвейер стало возможным, когда цена стала в сравнении с повозкой привлекательной. Таким образом, эффект масштаба и конвейер дают нам такие возможности, когда мы можем вводить продукт из люксового класса в массовый сектор.
У нас появилось много эмоций через автомобиль. Это и путешествия, это и какие-то автогонки. То есть у нас автомобиль стал частью нашего досуга, частью наших развлечений, а во многом и частью нашей работы, нашего бизнеса.
Изменилась и карта мира, и автопром – это связующее звено между промышленностью и покупателем. Как вы знаете, мультипликатор в автопроме один из самых высоких, то есть одно место на конвейере дает от 10 до 15 мест в смежных отраслях. Поэтому автопром – это очень важно для современной промышленности, для современной индустрии как таковой.
Что определяет будущий автомобиль
Будущий автомобиль определяет урбанизация. Как вы знаете, через 30 лет в городах будет проживать 70% всего населения Земли, сейчас 50%. Это значит, что города тотально изменятся, потому что города станут не просто города, это будут мегагорода.
И один из самых важных трендов с точки зрения развития – это так называемые смарт-сити, или "умные города". Концепции такие уже существуют. Самым, наверное, продвинутым городом, который внедрил этот стандарт, является Монако, называется "Монако 3.0". Один из самых интересных городов, где можно посмотреть, как это работает – это Сингапур, известный город, где уже очень многие элементы смарт-сити внедрены. Очень интересный опыт Канады, есть в Европе.
И Москва в этом вопросе, как мы все видим, знаем, очень сильно продвигается вперед. Потому что в Москве уже продекларировано о том, что современный транспорт будет в ближайшее время заменен на электрический; уже продекларировано, что автобусы, которые будут предоставлять нам свой сервис, это будут электрическими.
Мы знаем, что требования городов – это улучшение именно общественного транспорта, чтобы была меньше загруженность по трафику городской инфраструктуры и больше людей передвигалось именно в общественном транспорте, чтобы он стал удобнее и так далее.
Естественно, это изменит все строительство. Как вы знаете, современные кварталы, которые называются смарт-кварталы, уже общаются между собой посредством того, что ты не выходишь на улицу, а ты в своем доме или в своей гостинице непосредственно входишь в городской транспорт. То есть у тебя смарт-трамвай, который заходит к тебе в дом. У тебя очень удобный подход и посадка. И как вы знаете, новые современные подходы, которые есть у смарт-сити, они исключает такое понятие, как общественная остановка. То есть новая система ПО баз должна будет составлять маршрут для каждого человека индивидуально. Это значит, что тебя будут забирать с того места, где тебе удобно. Если это твой подъезд, какое-то определенное место, городской транспорт будет такой умный, такой гибкий, что это должно позволят человеку непосредственно входить там, где ему удобно, в общественный транспорт. Это достаточно большое достижение. Урбанизация – это вопрос, связанный с продвинутым общественным транспортом.
Еще очень важно здесь сказать о микромобильности. Вы видите, что многие города внедряют микроформы передвижения. Это и велосипеды, то есть двухколесный так называемый транспорт. Наверное, мало кто знает, но на дорогах Китая 120 млн скутеров. Через год-полтора эта цифра удвоится. То есть население Китая передвигается на этих электрических маленьких скутерах, и им это очень удобно. Там, правда, климат позволяет это делать, но, тем не менее, это та данность, которая сейчас есть.
Уже сейчас многие города занимаются тем, что развивает инфраструктуру велосипедов. И промышленность уже перестроилась на новые рельсы – это производство велосипедов, потому что уже велосипеды практически все имеют опции электричества. То есть доводки, можно в горку доводиться. А вообще есть просто велосипеды, которые ты можешь крутить педали и просто ехать на батарее. Поэтому это трендом уже сегодня.
Помимо этого, есть очень много всяких девайсов, которые вы видели, по перемещению человека на короткие расстояния до какого-то, может быть, общественного транспорта или до работы. То есть эта микромобильность тоже во всех городах будет вплетена в эту экосистему новых современных "умных городов".
Что еще очень важно, то, что у нас меняется демография. Пожилых людей становится больше и больше. Поэтому комфортная мобильность для пожилых людей в современных городах – это тоже очень важный мегатренд.
Таким образом, развитие общественного транспорта, современной мобильности должно учитывать их интересы, людей, которые не могут использовать скутеры, не могут использовать велосипеды. Для них инфраструктура тоже должна быть очень удобная.
Еще очень важный вопрос – это энергия и климат, потому что мы знаем, что у нас всеобщее потепление. Это глобальная проблема, и каждая страна в отдельности и весь мир задумываются о том, как автомобиль может в этом помочь. Мы все знаем, что одна из проблем – это СО2, углекислый газ, это вредные выбросы автомобиля. И, как вы знаете, многие города уже объявили своей политикой, что нет дизельных двигателей, нет двигателей бензиновых. Например, в Европе в 2021 г. вступит требование по CO2, по углекислому газу – не больше 95 граммов на километр. Это значит, что любой двигатель внутреннего сгорания неспособен технически решить этот вопрос. Поэтому это или минимум гибрид – это сочетание маленького двигателя внутреннего сгорания и электромашины, или просто электромашина. В Соединенных Штатах Америки это 2025 год: там 90 грамм на километр стандарт. Индия, Китай у них у требования помягче – 115, но это тоже запрет для ДВС.
Получается, что экологичность будет менять внешность будущего автомобиля на 100%.
Очень важный вопрос, который сочетается с тем, что я говорил, - это подключенность. Мы с вами уже подключены в этой жизни через наши мобильные устройства, через наш телефон. Не буду вам приводить страшные цифры, сколько мы сидим в интернете, как мы общаемся, то есть мы уже подключены. С учетом того, что наша жизнь проходит дома, на работе или в автомобиле, и наш автомобиль должен быть подключенным. Очевидно, что вот эта подключенность это тоже мегатренд, который изменит автомобиль, потому что автомобиль должен быть уже гаджетом, а не просто автомобилем на четырех колесах.
Другой вопрос, который очень важен для всех нас, - кибербезопасность. Мы все знаем, что хакеры нас окружают, хакеры нас взламывают. Если автомобиль будет становиться компьютером, то такая опасность существует. Развитие технологий должно сочетаться с развитием безопасности, то есть кибербезопасность является основным, очень важным элементом развития автомобиля.
Ну и очень важно развитие всех сервисов геопозиционирования. То есть у нас всегда стоит вопрос, как из точки А в точку Б добраться без пробок, побыстрее, эффективнее. И поэтому все сервисы, которые связаны с картами, они точно будут определять будущее автомобиля через его подключение.
И последний мегатренд – это то, что у нас тотально меняется индустрия и технология производства автомобилей. Мы знаем, что это так называемые цифровые производства, мы знаем, что это "Индустрия 4.0". Очень много слов об этом в прессе, везде есть.
Давайте разберем, что такое подключенный автомобиль. Это современный автомобиль, напичканный электроникой. Мы в современном автомобиле видим, что там есть, например, такой элемент, который взят с авиастроения, так называемый "черный ящик". То есть он должен будет присутствовать в каждом автомобиле и который должен позволять регистрировать все данные о дорожных происшествиях. Потому что это очень важно для страховых компаний, потому что у вас страховой тариф будет от этого зависеть. Естественно, что такой элемент будет в современном автомобиле обязательно присутствовать.
Очень важной будет связь автомобиля с дорожной инфраструктурой и с другими автомобилями. А для этого нужно, чтобы он был подключен, чтобы он онлайн получал данные о трафике, о состоянии дороги, о погоде и так далее.
Конечно же, есть элемент беспилотности. Это куча всяких девайсов – сканнеры, лидары, камеры и так далее, которые позволяют автомобилю двигаться без помощи человека. Целый элемент инфраструктуры автомобиля, который позволяет ему ориентироваться, видеть, чувствовать, ехать самостоятельно.
Еще очень важный элемент - так называемая CAN-шина, вопросы всей телематики, которая эту CAN-шину окружает. Это позволяет общаться с любыми абонентами, с флит-менеджмент платформами, какими-то еще заказчиками и так далее, потому что те данные, которые вырабатываются автомобилем, они могут потребляться очень многими пользователями. Например, одно из самых популярных использований – это погода. Если мы снимем погоду со всех автомобилей, то мы четко можем понимать, где, какая она в данный момент есть. То есть это онлайн-стриминг данных на различных пользователей, который позволяет определить очень много интересной информации. Ну и, конечно же, что такое автомобиль современный? Это 20 компьютеров, это 25 гигабайт в час объем обработки данных, это 100 млн строк кода, которые используются в современном автомобиле.
Что еще очень интересно, что функционал автомобиля становится другим. Например, для производителя автомобиля очень важно получать постоянную информацию, какое состояние автомобиля и состояние его агрегатов. Это позволяет вести онлайн-работу по усовершенствованию своих продуктов на основании реальных данных, которые поступают на сервера, обрабатываются и позволяют онлайн вводить какие-то изменения в продукт. Это очень важно для сервиса, потому что это позволяет предиктивно понять проблему, которая может случиться с автомобилем, чтобы вовремя о ней сообщить и вовремя заехать для проведения технического обслуживания или мелкого ремонта, для того чтобы не допустить и дорогой, и большой аварии. Это интеграция в транспортную систему, потому что от этого зависит весь комфорт – паркинги, свободные места, как добраться. То есть для этого нужно, чтобы автомобиль был подключенный к общей экосистеме современного города. Это контроль за соблюдением правил дорожного движения. Это в основном касается именно тех водителей, которые делают бизнес, то есть это все-таки больше касается грузовиков, но, тем не менее, это тоже очень важный вопрос.
Таким образом, автомобиль становится гаджетом. У него будет очень много всяких интересных опций, связанных с различным использованием больших экранов, очень много будет слуховых сервисов, видео сервисов, будет подключение к интернету, возможность получать любые данные по запросу пользователей. И, конечно же, будут очень интересные штучки придуманы, так называемая полная реальность при вождении. Потому что информация будет отображаться не только на каком-то маленьком экранчике, она может отражаться на лобовом стекле, такие технологии уже существуют. Есть сейчас "умная" приборная панель, которая позволяет разворачивать любую информацию в любом виде для клиента. Очень много различных аудиосервисов. То есть для пользователя автомобилем должна быть доступна любая информация.
Что еще очень интересно, что подключение сформировало новую индустрию. Она уже не такая маленькая. Оценка абсолютно новой индустрии подключенных автомобилей к 2021 г. - $8,5 млрд. Это будут компании, которые занимаются программным обеспечением, производители компонентов и автомобилей. Могу сказать, что российская компания "Брайт Бокс" является лидером по подключенным устройствам, которые существуют в мире. Это русские программисты, русские инженеры, которые сейчас зашли на иностранные рынки и работают тоже в России. Одним из самых больших игроков на этом рынке является бывшая российская компания, потому что ребята, конечно, продали ее, продали швейцарцам, но тем не менее они были у истоков разработки этой технологии.
Очень интересно то, что мы сделаем автомобиль, впишем его в клиентоориентированую экономику. То есть, по сути, мы будем снимать с автомобиля любые данные. Это позволит нам иметь возможность совершать любые покупки, любые заказы. Говоря простым языком, совершая поездку на автомобиле, мы можем приехать домой, и там уже будет разогрет ужин, доставлена пицца, заварено кофе и нагрета ванна. То есть вот эти все микросервисы, из которых будут состоять очень важные элементы нашей жизни, они уже будут возможны, потому что во время поездки мы сможем все это заказать или запрограммировать.
Беспилотные автомобили
Еще один важный вопрос – это беспилотные автомобили. Почему беспилотные автомобили, о чем речь? Мы сто лет за рулем, нас все устраивает вроде бы как. Почему что-то должно поменяться в нашей жизни, почему мы меняем отношение и хотим, чтобы автомобиль был беспилотным?
Мы знаем, что современный человек живет в стрессе, живет постоянно в каких-то проблемах. Это отражается и на его стиле вождения, и это проблема, потому что это психологическое состояние, это зависимость, скорость реакции, соблюдение правил дорожного движения, постоянные новшества, которые меняются в законодательстве.
Человек абсолютно неэффективен для коммерческого транспорта, потому что человек должен отдыхать, он может неправильно выбрать маршрут, с ним очень сложно сэкономить. Статистика очень тревожная. Известный факт, что 94% случаев дорожно-транспортных происшествий вызвано именно человеком. Мы, с другой стороны, понимаем, что есть прекрасные примеры, когда 500 тыс. км без ДТП, компания Google, их беспилотные автомобили уже проехали в Америке.
Что же будет происходить? Когда это все случится? Все это называется система ADAS, она имеет пять уровней. И вот беспилотный уровень, о чем сейчас все говорят, он наступит в 2025 г. То есть все современные города, такие как Лондон, Нью-Йорк, Женева, не говоря уже о Сингапуре и Пекине, они будут готовы, к тому, что после 2025 г. будет все больше и больше появляться беспилотных автомобилей. Мы понимаем, что в 2021 г. уже практически повсеместно во время движения по трассе будут использовать автопилот. То есть все технологии, техническое зрение автомобиля будет позволять иметь возможность по трассе двигаться беспилотно.
Что мы увидим? По всем прогнозам, через 30 лет вообще не останется автомобилей с ручным управлением. А в 2030 г., то есть через 10 с небольшим лет, уже 5 млн автомобилей в мире будут выпускаться как беспилотные автомобили на уровне пять по системе ADAS.
Высвободится колоссальное количество времени у человечества. 6 млрд часов в день освободится для людей от вождения. Тут показаны примеры, что можно сделать. Можно посмотреть 4 млрд футбольных матчей, написать кучу книг, сделать что-то полезное.
Электромобили
Все говорят, почему мы не можем использовать автомобили как есть, зачем нам электрические автомобили? Прежде всего это вопросы, связанные с тем, что электроника и наши существующие конструкции автомобилей не совсем дружат между собой. Простой пример – рулевое управление. Если оно не электрическое, невозможно сделать так, чтобы автомобиль был беспилотным. Поэтому все должно быть электрическое. Автомобиль, для того чтобы гармонично вписать его в новые технологии, должен быть электрическим.
Что нас не удовлетворяет как человечество? Потому что мы хотим жить на Земле, дышать свежим воздухом и пользоваться вот этой цифровой трансформацией, которая у нас наступает в нашей жизни с помощью новых, интересных для себя сервисов. Поэтому мегатренды, которые существуют в автомобилестроении – это водород, то есть использование именно водорода в виде топлива. Здесь приведены примеры, сколько с точки зрения экологичности. Если бензиновый и дизельный двигатели по СО2 180-185 грамм на километр у нас, извиняюсь, гадят, электродвигатели – 70, водород – 65. Поэтому, по прогнозам аналитиков, 25% пассажирских автомобилей будут на водородном топливе, 30% – грузовых и автобусов – 25%.
В 2018 г. уже есть электромобили. Компания "Тесла" показала, как можно сделать электромобили массовым сектором. Как вы знаете, компания "Тесла" при всем том, что вокруг компании сейчас происходит, все равно является пионером этой технологии, и каждый год все больше и больше автомобилей "Тесла" приобретаются по всему миру. Как вы понимаете, в этом году у них будет реванш, быть или не быть, сможет ли их лоукост "Тесла-3" завоевать массового покупателя, потому что все-таки автомобиль "Тесла" до этого был автомобилем очень дорогим. И сейчас они собираются сделать автомобиль более дешевым для более массовых слоев населения. Поэтому посмотрим, что будет с "Теслой-3". Есть разные по этому поводу прогнозы, но тем не менее все равно "Тесла" останется пионером для всех навсегда по вопросам электрических автомобилей.
Почему электрические автомобили не смогут стать массовыми завтра? Цена. Автомобиль электрический дороже в два раза, чем с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому главная проблема в том, что технологии, которые сегодня существуют, они очень дорогие. Автомобиль "Тесла" или какой-то другой автомобиль в основном состоит на 80% его цены и веса из литиевых батарей. Литиевые батареи - достаточно дорогое удовольствие, тяжелое и дорогое удовольствие. Очень важный показатель экономический – это сколько в батарее киловатт/час стоит в долларах США. Сейчас мы находимся, что 1 киловатт/час в литиевой батарее стоит примерно $200.
Для того чтобы цена электромобиля или автомобиля с двигателем внутреннего сгорания сравнялась, стоимость батареи должна быть $100 за киловатт. По прогнозам к 2030 г. это должно случиться. Тогда экономически будет все равно, что покупать, электрический или автомобиль традиционный, как мы его знаем. Но, с другой стороны, экологичность автомобилей электрических намного выше, и стоимость владения должна быть намного меньше. Осталось ждать недолго.
"УАЗ Профи"
Немножко примеров из российского опыта. Мы уже запустили первый пилот автомобиля гибридного. Это первый гибридный автомобиль, которые мы создали и испытали на базе нашего российского бренда "УАЗ Профи". Что мы получили от этого? Мы получили, что стоимость расхода топлива там получилась всего лишь 2,5 литра на 100 км. Так как двигатель внутреннего сгорания он, по сути, крутит и заряжает батарею, а на батарее происходит движение. Поэтому стоимость владения автомобилем с точки зрения топлива стала в три раза лучше. Эффективность использования для бизнеса, а мы все-таки применили это решение для бизнеса, повысилась. Сейчас наш другой партнер, американский "Форд", собирается в 2021 г. выпустить легкий коммерческий грузовичок, полторы тонны, транзит, тоже на гибридной технологии. То есть у нас уже такой технический спор возникает между нашими решениями и решениями "Форда".
У нас есть совместное предприятие с компанией Isuzu, японской компанией, которая является номером один в мире по производству средних грузовиков. Мы договорились о том, что это решение будет применено на нашем совместном предприятии в России и мы вместо дизельного двигателя компании Isuzu будем ставить нашу установку гибридную, которая будет состоять из двигателя внутреннего сгорания Заволжского моторного завода и электромотора. Вокруг этого уже существует очень интересное соревнование, когда японцы, русские, американцы пытаются создавать продукты, решения, которые должны сделать для нашего бизнеса (для российского, надеюсь) стоимость логистики меньше в три раза. Посмотрим, что из этого получится.
В 2025 г. у нас в мире будет производиться 7 млн электрических автомобилей. Это примерно 44 млрд литров бензина в год будет сэкономлено за счет использования именно электрической энергии при производстве 7 млн автомобилей в год.
Производство
Производство - тоже элемент нашей трансформации, и здесь вопрос цифровых фабрик. Для того чтобы цифровая фабрика работала, должны быть цифровые продукты, цифровые технологии и непосредственно цифровое производство.
Что мы имеем на сегодняшний день? Мы имеем пока то, что ничего из существующего, что нам нужно, у нас сегодня нет. Генри Форд бы сейчас заплакал, но я могу сказать, что дальше нам конвейеры не потребуются. У нас ситуация опять приходит к тому, что автомобили будут создаваться, скорее всего, на стапелях. Потому что для современного автомобиля не нужны будут те большие комплексы, которые есть сейчас у нас: какие-то многокилометровые конвейеры, окрасочные комплексы, которые занимают большое количество химии, сотни тысяч тонн, сварочные комплексы, где роботы варят кузов автомобиля. Ничего этого не нужно будет. Потому что современный автомобиль будут создавать из модулей – лего. То есть если нужно автомобиль 4х4, ты просто берешь полноприводный блок и просто его соединяешь.
Как эти блоки производятся? Как вы знаете, в мире этот подход сделан так, что многие компании договорились глобально. Например, существует договоренность между всеми производителями электрических автомобилей, что плаг, который будет заправлять автомобиль, у всех будет одинаковый. Это очень важно, потому что это мировые стандарты. Если мы поедем, переедем в другую страну и там зарядное устройство не подходит, это проблема. И сейчас про электричество существует так называемый глобальный диалог, когда все автопроизводители начинают договариваться о том, чтобы зарядное устройство позволяло, например, заряжать автомобиль, где бы он ни был. Поэтому модули, автомобиль будет модульным.
А для этого не нужно будет иметь конвейер, потому что очень многие элементы будут создаваться путем предиктивных технологий, проще сказать, 3D-принтеры. Например, на нашей компании "Форд" в Елабуге, в Татарстане, мы уже не покупаем запасные части, мы их все печатаем. Потому что запасную часть приобрести из Америки стоит в три раза дороже, чем ее распечатать. Эти технологии все больше и больше входят, потому что сейчас можно иметь материал для распечатывания не только дерева, не только пластика, но и металла. Это позволяет работать с любыми сплавами, с любыми компонентами, и это позволяет достаточно быстро распечатать. В автопроме мы давно не проводим никаких тестов. Идут симуляции на больших суперкомпьютерах. Например, наша компания давным-давно использует суперкомпьютер в Санкт-Петербурге политехнического университета, для того чтобы посчитать все краш-тесты, посчитать любые другие тесты. Математика позволяет симулировать все что угодно, создавать любые модели, менять в них все что угодно. Поэтому сейчас реальное воспроизводство, иметь какие-то лаборатории, иметь какой-то состав – этого уже ничего не нужно, это все можно делать в цифре, то есть создавать продукты, менять продукты, тестировать продукты – все можно в цифре.
То есть путь от разработки продукта до его постановки на конвейер или на стапель в шесть-семь раз уже короче. Представьте, что происходит с изобретением, с прототипированием и с испытанием продукта. Мир стал намного быстрее.
Технологии
Когда разрабатывается продукт, разрабатываются и технологии. Уже нет отдельного сочетания, что конструктора побежали к технологам что-то согласовывать. Делается полный пакет, когда уже есть продукт, технология его производства и самое главное, что очень важно, обратная связь, технологии изменения, потому что все меняется. Например, современная система допускает, чтобы клиент заказывал свой продукт, свой автомобиль на конфигураторе, любую опцию, любые возможности, то есть продукт стал индивидуальным. И это при цифровой фабрике становится возможным. Никогда нельзя сделать продукты на конвейере индивидуальные, потому что только опциональный состав, который оговорен.
Сейчас все меняется, ты можешь сделать свой автомобиль, потому что быстрые технологии, быстрое прототипирование позволяют сделать твой автомобиль твоего цвета, твоих свойств, чего угодно. И ты будешь выделяться в потоке, потому что это твой автомобиль, он для тебя специально почти что разработан. Современные технологии, цифровые двойники производства, цифровые продукты позволяют это сделать, это все наша реальность, мы в этой реальности живем.
Очень важный вопрос, связанный с производством: а где здесь человек-то? Человек будет играть свою функцию. Он, по сути, будет контролировать и будет администратором процесса. Потому что в современном производстве будет интернет вещей, то есть машина будет общаться с машиной, и все изменения машина с машиной быстрее сделает, потому что человек забудет или что-то упустит и так далее. Машина с машиной договорится четко по программе. Поэтому на современном заводе люди, которые будут работать, которые будут получать деньги, - это программисты. Больше никого, в принципе, не будет. И, конечно, современному производству в этом случае не нужен воздух, кондиционирование. Ничего этого не нужно. Все заводы могут переехать в метро, потому что быть наверху им не нужно, там нет человека, соответственно там нет никого. Поэтому машины могут работать где угодно. Поэтому с точки зрения производства тотально поменяется вся конфигурация. Ничего такого, что мы видим сейчас на современном заводе, ничего этого вообще не будет.
Далекое ли это будущее?
Я считаю, что в течение ближайших 10 лет такая трансформация точно случится. Не потому даже, что что-то поменяется, а потому что уже заделы, которые сделаны всеми крупными производителями, не только "Теслой", но и "Мерседесом", другими компаниями, они все равно уже случились. Как говорится, кто же будет в будущем производить автомобили, "Мерседес" или Google? Мне кажется, ответ уже ясен. Конечно, Google. Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/110320
Вернуться назад
|