ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Рэм Колхас: русские – необыкновенные мыслители

Рэм Колхас: русские – необыкновенные мыслители


28-07-2010, 08:36. Разместил: VP

"Русские - необыкновенные мыслители, и этим нельзя не воспользоваться", - считает всемирно известный архитектор и урбанист Рэм Колхас, который с осени 2010 года начинает преподавать в Москве. Автор целого ряда громких строительных и дизайнерских проектов в крупнейших городах мира дал эксклюзивное интервью телеканалу "Россия 24".

 

 

 

Мистер Колхас, вы - профессор Гарвардского университета, теоретик, автор книг, архитектор грандиозных зданий по всему миру: Роттердамского художественного музея, Гуггенхайм-Эрмитажа в Лас-Вегасе, голландского посольства в Берлине. Скажите пожалуйста, почему вы готовы делиться опытом с начинающими российскими архитекторами?


Я вообще преподаю с 1995 года, начинал когда-то с дизайна. У меня давно уже выработался свой метод. Как правило, собирается небольшая группа студентов, и мы вместе рассматриваем со всех сторон некий предмет или определенную тему, пытаясь получить максимально широкие представления об этом предмете. Обычно я делаю это вообще в одиночку. В проекте "Стрелка" удивительно как раз то, что собралась группа единомышленников. Не могу вам передать, какая это в наше время редкость - готовность людей рискнуть, втянуться в настоящий эксперимент!

 

А что в нем такого настоящего? То, что учеба будет состоять, в основном, из практики, а не из теории?


Настоящее то, что люди готовы рискнуть. И это при том, что они не уверены в конечном результате. Я лично не могу пообещать, что через год все мои студентом станут гениями, Я даже не уверен, что наши исследования будут успешными. Но я убежден, что если определенные люди начнут размышлять на заданные темы, обсуждать их, то постепенно начнет формироваться определенный контекст для нового типа мышления. Вот почему я говорю - "эксперимент". Что получится? Никто не знает. Лет 30 назад в такие авантюры пускались чаще, сегодня, поверьте мне, в Европе и Америке такого днем с огнем не отыщешь.

 

Что стало бы для Вас лучшим результатом этой работы?


Создание группы людей с новым типом мышления. Ведь русские - необыкновенные мыслители. Как можно этим не воспользоваться? Возможно, их проекты будут востребованы по всему миру.

 

Можно сказать, что вы тут собираетесь выращивать новых Норманов Фостеров и Рэмов Колхасов?


Ну, нет. У нас другая цель.

 

А Вам нравится вот это здание за вашей спиной?


Храм? Странное дело, в 1969 году я там плавал, и это стало одним из ярчайших воспоминаний моей жизни, потому что был декабрь, а я купался в бассейне "Москва" под открытым небом. Тогда я даже не был еще архитектором, был любителем. Именно Москва с ее конструктивизмом вдохновила меня. Я слежу за судьбой этого места с тех самых пор. История его невероятна просто - за 80 лет три таких серьезных трансформации. С одной стороны, можно не быть в восторге от Храма, с другой - можно предположить, что еще через 30 лет на его месте будет возведено что-то еще!

 

Вам вообще нравится то, как меняется этот город?


Так нельзя говорить - нравится, не нравится. Все города меняются, мы же пытаемся определить направления этих изменений, вне зависимости от его плюсов и минусов. Я больше интересуюсь тем, что объединяет все города мира, что отличает их. Такой анализ открывает уникальные возможности для архитекторов.

 

Это какие, например, возможности?


Понимание того, что стоит оберегать, а что нет. Я как раз в лекции говорил об этом. Этот вопрос очень сложный. В первую очередь, надо понять, от чего город хочет избавиться? И чем он хочет это заменить? Вот, например, Третьяковская галерея.

 

Мы называем это здание ЦДХ, Центральный дом художников.


Я знаю, что этот ЦДХ никому в Москве не нравится. Но, несмотря на это, здание необыкновенное, оно очень важное для города. Уверен, что для Москвы будет лучше сохранить его. Просто потому, что это строение - выражение определенного времени и его амбиций. И если исчезнет оно, то пропадет и тот момент в истории. Плюс еще надо учитывать то, что на его месте собираются построить. Впрочем, такие проблемы возникают в абсолютно каждом городе на Земле.

 

Да, но для Москвы сохранение архитектурного наследия - это острая проблема. Она ставится постоянно, архитекторы обсуждают будущее и прошлое города постоянно, проводятся митинги в защиту исторического облика города.


На мой взгляд, это не только архитектурная проблема - сохранение старины. Мы пытаемся определить наиболее точный критерий культуры и качества. Собственно, это то, чем мы планируем заниматься на "Стрелке" - поиск этого критерия, попытка нащупать его.

 

Вообще, ведь с этой территорией - с "Красным Октябрем" - такая же проблема! Через пару лет здесь, возможно, все будет застроено шикарными новыми домами, называться квартал будет "Золотой остров".


Дело не в шикарности или нешикарности, не в богатых и бедных. Разговор, скорее, о том, что экономика стала решающим фактором почти во всех жизненных сферах. Очень сложно показать пальцем на некий определенный социальный класс и сказать - вот, кто это делает, богатые, хорошо обеспеченные! Но нет, это не люди, а общий ход событий.

 

Давайте вернемся к образовательной программе "Стрелка". Понятно, что такое дизайн и что такое архитектура.


Вы уверены, что вам это понятно?

 

Ну, смысл слов, кажется, мне ясен. А вот медиа - это что? Как людей учат медиа?


Мы как раз только что это обсуждали. Архитектура - это тип мышления, архитектура мысли. Образ мысли, который как бы выкристаллизовывается в определенных формах. Он может выразиться и в книге, и в фильме. Я настаиваю, что результат архитектурной мысли - не всегда постройка. Иногда путь другой. Я вообще начал с книги. Думаю, если бы не она, то у меня вообще ничего бы не вышло. Тоже самое с медиа - мы сейчас привлекаем к проекту самых интересных мыслителей в этой области.

 

Ну, я вот - журналистка. Мне будет чему поучиться на "Стрелке"?


Конечно! Вы бы много нового здесь узнали. И мы узнали бы не меньше. Это интересный аспект современного образования. Обмен знаниями - это больше не односторонний процесс. Учитель не только передает знания ученикам. Вот, например, у меня студент из Сингапура, и он знает ведь о Сингапуре куда больше, чем я. Я не смотрю на студентов как на пустые оболочки, которые надо заполнить. Это персона, личность с историей и знаниями, которые не всегда трактуются как знания. Иногда даже способность говорить на языке бесценна.

 

Что же, спасибо вам огромное. Надеюсь, вы с нашими студентами не заскучаете.


Спасибо и вам.


Вернуться назад