Как делают самолеты
У большинства людей самолеты вызывают особенные эмоции, восхищение.
В детстве ребенок задирает голову, глядя на крохотную точку в небе,
оставляющую за собой белый след, в аэропорту и дети, и взрослые любят
прильнуть к панорамным окнам, наблюдая за неспешным рулением самолетов
по перрону, взлетом или посадкой, самолеты всегда фотографируют и
подолгу на них смотрят.
Казалось бы, транспорт и транспорт, но нет...
К машинам нет такого массового благоговения, к поездам нет, к кораблям
тоже... а к самолетам есть. И ко всему, что с ними связано. Может быть
потому, что по земле и воде человек тоже может передвигаться (ходить и
плавать), а вот в небо подняться он может только на самолете?
Я множество раз был на различных производствах - от небольших до
гигантских, на никому неизвестных предприятиях и на заводах всемирно
известных брендов, но всегда мечтал побывать там, где делают самолеты.
Те самые самолеты, приводящие всех в восторг, на которых все мы летаем,
которые фотографируем и восхищаемся.
Наконец, моя небольшая мечта реализовалась и на прошлой неделе я побывал
во французской Тулузе на главных сборочных мощностях авиационного
гиганта Airbus, где своими глазами увидел, как делают самолеты - мой
почти еженедельный транспорт.
2. Если вы так же, как и я любите самолеты и хотите своими глазами
увидеть немного больше, чем привыкли видеть в аэропорту, вам нужно в
городок Бланьяк, близ Тулузы. Здесь располагается аэропорт с кодом TLS,
являющийся одновременно и тулузским международным аэропортом, и частью
огромного завода Airbus. У аэропорта и завода общая взлетно-посадочная
полоса, поэтому даже сидя в зале ожидания или бизнес-лонже вы вполне
можете увидеть, помимо лайнеров нескольких десятков авиакомпаний,
осуществляющих сюда рейсы, и очень много самолетов самого необычного
вида, как, например, этот Airbus A380 катарских авиалиний, еще не
имеющий ливреи и отправляющийся в свой первый (!) пробный полет!
3. Вообще, попасть в сборочные цеха Airbus может каждый желающий! На
заводах компании в Тулузе и Гамбурге организованы 2х-3х часовые туры
стоимостью 10-15 евро. Имейте в виду, что для желающих попасть на завод обязательна предварительная
резервация. Кроме того, учтите, что фотографировать во время такой
экскурсии строго запрещено, как на любые виды камер, так и на мобильные
телефоны, за чем очень строго следят сопровождающие.
Но мы побывали на заводе Airbus не в рамках экскурсионного тура, а
провели здесь целых два дня с утра до вечера и без каких-либо запретов
на фотосъемку.
Вообще, Airbus S.A.S — одна из крупнейших авиастроительных компаний в
мире, образованная в конце 1960-х годов путем слияния нескольких
европейских авиапроизводителей. Производит пассажирские, грузовые и
военно-транспортные самолёты под маркой Airbus. Штаб-квартира компании
находится в городе Бланьяк (пригород Тулузы, Франция), как и главные
сборочные мощности. При этом у компании целых четыре сборочных площадки -
в Тулузе (Франция), Гамбурге (Германия), Мобиле (Алабама, США),
Тяньцзине (Китай).
На заводе в Тулузе, о котором сегодня пойдет речь, собирают весь
модельный ряд: A380, A350, A330/A330neo, A320/320neo, A321/321neo, A319.
При этом A380, A350 и все семейство neo собирают только на этом заводе.
4. Первым делом отправимся в цеха, где делают самый коммерческий успешный самолет компании - серию A320/A320neo.
В свое время A320 стал настоящим хитом и одним из наиболее
распространенных самолетов ИЗ ВСЕХ существующих в настоящее время в
мире. С 1988 года произведено уже более 10 000 единиц A320/A320neo, из
которых более 8 000 летают на данный момент.
Подсчитано, что каждые 1,4 секунды в мире где-то садится или взлетает
один A320, а если выстроить все произведенные самолеты этого типа в
линию, то ее длина составит 260 километров.
Полный производственный цикл одного A320 (от сборки первой детали до
поставки самолета заказчику) составляет около года, а основные узлы
самолета делают в 4-х странах: носовую и переднюю часть фюзеляжа - во
французском Сен-Назаре, средние и хвостовую часть фюзеляжа - в Гамбурге,
горизонтальный стабилизатор - в испанском Хетафе, вертикальный
стабилизатор - в немецком Штаде, крылья - в английском Бротоне, закрылки
- в Бремене...
Все эти части свозятся на одну из сборочных площадок, где происходит финальная сборка самолета, занимающая около 1 месяца.
5. К месту финальной сборки в Европе (а это Тулуза и Гамбург) крупные
элементы самолетов - части фюзеляжа, крылья и стабилизаторы доставляют
по воздуху, в недрах огромного транспортного самолета Airbus Beluga.
Этот пост и так получается очень объемным, поэтому в о Белуге я сделаю отдельный материал (встречайте его сегодня вечером).
Скажу только, что для сборки одного А320 нужно 7(!!!) рейсов Белуги.
Одним привозят носовую часть фюзеляжа, вторым - среднюю, затем заднюю,
хвост и горизонтальные стабилизаторы, два крыла (одним рейсом, а для
А350 каждое крыло везут отдельной Белугой), и один рейс с различными
громоздкими частями самолета
6. Вот так выглядит задняя часть фюзеляжа A320, только выгруженная из
огромной Белуги около линии финальной сборки. При этом на заднем плане
хорошо видно пассажирский терминал аэропорта Тулуза-Бланьяк и только что
вернувшийся из технического полета A330 для китайской компании Tianjin
Airlines.
7. Линия финальной сборки A320 в Тулузе располагается не где-нибудь, а в
тех самых ангарах, в которых в свое время собирали легендарные
Concorde. Вы удивитесь, но на основании этого факта ангары даже признаны
историческим памятником!
С одной стороны, это круто и уникально, с другой - накладывает
определенные ограничения на Airbus, так как их нельзя перестраивать,
изменять и т.д. Казалось бы, что в этом такого? Чуть ниже поймете)
8. Входим в ангары FAL - Final Assembly Line. Именно здесь происходит
финальная сборка самолетов, начиная от соединения частей фюзеляжа и
заканчивая "начинкой" - оборудованием электроникой и монтажом
внутреннего интерьера.
Удивительно, но этот странный зеленоватый обрубок с закрытой красной тканью задней частью не что иное, как будущий самолет.
9. В передней части он немного больше похож на себя привычного -
угадывается и кабина пилотов, и иллюминаторы салона. Правда, еще нет ни
крыльев, ни хвоста, ни двигателей, ни кресел, ни электроники.
10. Кстати, территория цеха сборки вся разделена на зоны, каждая их
которых отрисована на полу: зоны расположения так называемых станций
сборки, зоны перемещения подвижной техники, зоны для перемещения людей.
За красную линию человеку без доступа нельзя. Там может находиться
только персонал, работающий с тем или иным самолетом.
11. Хвостовая часть будущего A320 и задний выход
12. Видно, что внутренностей еще нет никаких.
13. Место крепления крыла самолета
14. То же место с бокового ракурса
15. Иллюминаторы
16. Переходим на следующую станцию. Здесь уже идет монтаж крыльев,
поперечного и вертикального стабилизаторов. Крылья приходят без
законцовок, механизации, шасси и двигателей. Все это будет установлено в
течение нескольких следующих недель.
17. Установка вертикального стабилизатора. Кстати, его первым красят в
цвета ливреи авиакомпании, для которой собирают тот или иной борт. Как
вы понимаете, все самолеты собираются под заказ авиакомпаний согласно
предварительному контракту и никогда на склад, как это бывает с
автомобилями.
18. Стойка с комплектующими. Как и в аэропорту, здесь разделяются "Прилет" и "Вылет")
19. Боксы с комплектующими около борта самолета. Судя по всему, это элементы внутренней черновой обшивки фюзеляжа
20. Угадаете, что за сапог?
21. Перемещаемся на следующую станцию. Здесь осуществляется монтаж
внутренней обшивки салона. В боксах видны готовые блоки с прорезями для
иллюминаторов
22. Рамки иллюминаторов
23. Из первого ангара FAL самолет входит с полностью собранным
фюзеляжем, установленными крыльями, горизонтальным и вертикальным
стабилизаторами, частью салона.
24. После этого A320 покидает первый ангар и его перемещают в соседний,
где происходит монтаж двигателей, авионики, всей электроники и вся
остальная сборка до самого конца. Но здесь есть одна сложность. Как я
уже говорил выше, это исторические ангары, в которых делали Concorde. Те
самолеты были гораздо ниже, а вот хвост у A320 намного выше проема
ангара (!), обычным способом его отсюда просто не выкатить! Но так как
здание историческое, его просто НЕЛЬЗЯ перестроить или даже прорубить
проем для прохода стабилизатора самолета, как это часто делается. Вот и
пришлось инженерам Airbus придумать специальный домкрат, которым
приподнимают переднюю часть и так выкатывают самолет из ангара, опуская
заднюю часть лайнера вместе с хвостом к самой земле...
Вот вам и ответ на эту загадку)
25. Станция монтажа авионики и электроники. Здесь удалось поймать за хвост будущий борт Аэрофлота
26. Это ответ еще на одну недавнюю загадку - почему у самолетов на производстве красный нос?
Под носовым обтекателем располагается очень чувствительное
радиолокационное оборудование, поэтомоу на нос наносится красная пленка,
предупреждающая об особом внимании. Позже, перед покраской, эту пленку
просто снимут.
27. Практически в самом конце в самолет устанавливают кресла согласно
выбранной авиакомпанией компоновке салона и шагу между креслами.
28. Затем на самолет устанавливают двигатели и красят его в ливрею авиакомпании
30. А, да, чуть не забыл! Еще в самом конце монтируют подвижные части крыла...
31. ... и шарклеты.
32. Двигатель современного A320neo. Он настолько огромен, что по диаметру больше чем ... салон некоторых бизнес-джетов!!!
33. Все, теперь самолет можно выкатывать на летные испытания!
34. В самом конце идет стадия "предпродажной" подготовки и процесс передачи самолета заказчику.
35. От заказчика приезжает комиссия и придирчиво проверяет абсолютно
все: и на предмет соответствия самолета выбранной спецификации, и на
предмет функционирования всего, начиная от от розеток для пассажиров,
заканчивая двигателями и авионикой. Затем приемочный полет и ...
36. И все, самолет готовят к своему первому рейсу с кодом авиакомпании,
под которым он полетит на аэродром базирования в Азии, Европе, на
Ближнем Востоке или Африке
37. Недалеко от цехов A320 высятся огромные стабилизаторы в цветах
лучших мировых авиакомпаний - это новейшие A350, которые начали собирать
не так давно и которые только-только начинают массовое распространение
по планете. Конечно же, первыми новинку получают самые крупные, самые
богатые, самые известные авиакомпании
38. Направляемся в FAL A350, посмотрим как собирают эти самолеты.
По пути встречаем детали фюзеляжа, которые раза в 1,5 больше, чем эти же
детали для А320. Оно и понятно, ведь это уже широкофюзеляжный
дальнемагистральный самолет, вмещающий в два раза больше пассажиров и
способный покрывать намного большие расстояния в небе.
39. Первое что бросается в глаза на сборочной линии А350 - масштаб и
простор. Это уже современные цеха с очень высокими потолками и десятком
собираемых самолетов одновременно.
40. Во время сборки А350 их уже не катают со станции на станцию, все собирается на одном сборочном участке
41. Место крепления крыла. Видны крепежи будущих магистралей, жгутов проводов и различных трубок
42. Предкрылки
43. Крыло в сборе без шарклета
44. Место крепления будущего шарклета
45. Борт с иллюминаторами
46. Запасный выход
47. Горизонтальный стабилизатор
48. Стойка переднего шасси
49. Вот в таких ящиках приходят оборудование и части самолета
50. Кабина пилотов, вид спереди
51. Красный нос А350
52. Станция FAL Airbus A350
53.
54. Собранные самолеты выкатывают на улицу, где они ждут своей очереди летных испытаний, а затем отправки на покраску
55. Этот А350 еще ждет свои двигатели
56. Как и эти два борта для Lufthansa и Delta
57. Ну где еще в мире в аэропорту можно увидеть такое разноцветье ливрей, которые не летают сюда в качестве регулярных рейсов?
58. Уже в самом конце, уезжая из сборочного цеха, нам удалось увидеть
приземлившийся A350-1000, следующая версия A350, которая еще не пошла в
серию, а только проходит летные испытания.
56. Ну а в конце... в конце, когда самолет сделают и сдадут заказчику,
происходит его торжественная передача. С эмоциями, зрителями и
журналистами...
http://aquatek-filips.livejour...
Вернуться назад
|