ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Предсказание будущего на практике: от моделирования миров до создания новостных заголовков
Предсказание будущего на практике: от моделирования миров до создания новостных заголовков17-06-2017, 07:47. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Кто из нас хотя бы раз не мечтал заглянуть в своё будущее — по крайней мере, то будущее, которое затрагивает наши инвестиции, бизнес и карьеру. Дизайн-агентство Frog разработало метод, который позволяет показать клиентам такой «хрустальный шар». Метод так и называется — «futurecasting». Клиенты со всего мира нанимают Frog, чтобы через несколько недель или месяцев прийти к пониманию того, какие изменения произойдут в их отрасли и какие новые продукты и услуги будут востребованы спустя несколько лет. Работа специалистов по прогнозированию включает в себя моделирование будущих тенденций и ситуаций, воплощающих их, а также написание вымышленных газетных новостей. Имея на руках такой прогноз, бизнес может прямо взглянуть на те проблемы и возможности, которые появятся перед ним в следующие пять лет. Процесс разделён на пять этапов. 1. Определяем временные рамкиПрежде чем приступать к предсказанию будущего, необходимо определить временные рамки. «Обычно промежуток прогнозирования равен пяти годам, — говорит Родес, — хотя может быть и больше — 10, 15 и даже 30 лет. Всё зависит от конкретной отрасли и потребностей её клиентов». Например, в автомобильной промышленности уместны прогнозы на пять-десять лет. Для любой топовой компании, которая каждый день соревнуется со своими конкурентами, возможность заглянуть на десять лет вперёд поможет правильно расставить приоритеты при планировании конкретных исследований и инициатив. Почему не стоит делать прогноз дальше чем на 30 лет вперёд? Этот временной период превышает срок занятости сотрудников, поэтому даже самое точное предсказание может быть сведено на нет кадровыми перестановками. «Я думаю, что когда мы пытаемся заглядывать так далеко, наши прогнозы становятся менее коммерчески жизнеспособными», — говорит Родес. 2. Прогнозируем возможные провалыТочность прогноза зависит от качества исследования, положенного в его основу. Поэтому независимо от величины проекта и промежутка прогнозирования Frog закладывает на изучение отрасли не меньше двух недель. Источники информации — опросы пользователей, научные исследования и новости. Такой подход помогает анализировать события, выходящие за рамки конкретной отрасли, и тем самым избегать узости ведомственного мышления. Вооружившись результатами исследований, сотрудники Frog начинают искать тренды. Но не любые, а те, которые могут разрушить устойчивый бизнес клиента. Например, если вы региональный авиаперевозчик, ваши преимущества, скорее всего, в цене и скорости перемещения между городами. А теперь представим, что таможенники ужесточили правила проверки багажа (один гипотетический тренд), а между штатами стали курсировать быстрые, легальные и безопасные беспилотные автомобили (второй гипотетический тренд). В этом случае ваши дешёвые и быстрые авиалинии могут оказаться не такими уж дешёвыми и быстрыми. 3. Создаём будущие мирыКогда исследование подходит к концу, начинается самое интересное. Frog превращает полученные тренды в архетипы будущих миров. Интересно, что компания создаёт не один, а три потенциальных архетипа. Сотрудники Frog очень много внимания уделяют разработке архетипов. Например, проект для медицинской компании включал в себя такие всемирные тенденции как «Глобальная забота о здоровье» и «Прозрачность — это норма». Каждый из этих архетипов дизайнеры Frog разделили на три более узких тренда. Например, к первому относились консультации врачей по интернету и импорт лекарств, а второй содержал новости о том, как новое поколение пациентов открыто делится своими медицинскими данными в социальных сетях. 4. Предсказываем новостиМиры — это только возможные направления. Чтобы их «оживить» и сделать прогнозы по-настоящему ценными, нужны «события». Сотрудники Frog придумывают гипотетические заголовки новостей, которые могут появиться в каждом из этих будущих миров, — не меньше сотни для каждого мира. А затем сокращают их количество, чтобы сосредоточиться на тех, которые могут оказать самое большое, определяющее влияние на конкретную компанию. Родес приводит пример такого заголовка: «Организация "Матери против людей за рулём" провела демонстрацию на Капитолийском холме». Представьте себе мир, в котором Tesla или Uber разработали беспилотный автомобиль, по статистике ставший самым безопасным и сберегающим жизни способом передвижения. Однако из-за культурных привычек люди продолжают самостоятельно водить свои машины (ведь они делали это все предыдущие сто лет). Что может произойти в этом случае? Можно вспомнить об организациях, выступающих против курения в общественных местах или против вождения автомобилей в нетрезвом виде, — ведь обе эти практики долгое время были социально приемлемыми, хотя и являлись причиной неоправданных смертей. И тогда гипотетическое выступление матерей уже не кажется таким уж нереальным. «Этот заголовок очень показателен. Для таких компаний, как Uber, Ford и им подобных, речь идёт не столько о технологическом рывке, сколько о проблемах, связанных с законодательством, — продолжает Родес. — Они правильно поступят, если будут работать с такими общественными организациями, как эти воображаемые "Матери против людей за рулём". Это позволит запустить изменения в сферах, напрямую не связанных с их продуктами». Родес подчёркивает, что такие заголовки не являются буквальными прогнозами (хотя некоторые из прошлых предсказаний Frog сбылись довольно точно). 5. Обдумываем будущие возможностиКогда заголовки готовы, Frog приглашает компанию-клиента в свою студию для проведения мозгового штурма. Теперь их задача — обдумать возможные стратегии бизнеса в случае наступления этих гипотетических событий. Например, в случае с региональной авиакомпанией нужно было придумать варианты действий, если поездки на автомобилях станут быстрее, дешевле и проще. Возможно, полёты могут превратиться в путешествия ради впечатлений (можно заключить партнёрство с Disneyland). А может быть, вместо привычного сна в кресле бизнес-класса вы захотите позаниматься на велотренажёре или провести деловое совещание с коллегами? «Наши клиенты придумывают множество идей, как они могли бы реагировать на будущие изменения, — говорит МакКинли, — а потом выбирают самые интересные из них». В конце этой совместной двухдневной работы у компании появляется, по крайней мере, несколько хороших стратегий. И хотя всё это напоминает научно-фантастическую игру, предсказание будущего очень тесно связано с дизайном. Ведь дизайн — это в сущности специфическое решение конкретной проблемы, а подобные прогнозы как раз их предсказывают. Речь идёт не столько об итерационном развитии продукта или услуги, сколько о том, чтобы предвидеть те трудности, которые предстоит преодолевать через пять или десять лет, и уже сейчас предпринять какие-то шаги, чтобы достойно их встретить. Вернуться назад |