ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Как предприниматель из Ижевска создал автомат для продажи симкарт и сервис для подтверждения личности человека на основе нейросетей
Как предприниматель из Ижевска создал автомат для продажи симкарт и сервис для подтверждения личности человека на основе нейросетей23-02-2017, 10:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Редакция vc.ru пообщалась с ижевским предпринимателем Артёмом Субботиным, который разработал «Симкомат» — устройство для продажи тарифных планов сотовых операторов, которое позволяет верифицировать личность абонента. Субботин рассказал о том, почему продукт не востребован на российском рынке, а также о том, как технология для оценки подлинности документов на основе нейросетей превратилась в SaaS для корпоративных клиентов
Артём Субботин
В 2002 году Артем Субботин работал консультантом в салоне связи. Помимо мобильных телефонов, там продавались и SIM-карты. Одни тарифные планы предлагали более низкие цены на связь внутри региона, другие — на междугородние звонки. «Люди выкручивались, покупая по две-три SIM-карты, однако телефоны поддерживали только одну. Поэтому возник спрос на технологию "мультисим", когда Ki- и IMSI-ключи стандартных "симок" записывались на пустую карту-болванку», — рассказывает Субботин. В одной мультисимкарте могло быть записано до 12 профилей. Процесс считывания и записи этих ключей занимал до четырех часов. Стоимость болванки не превышала 500 рублей, еще столько же специалист брал за работу. Предприниматель увидел потребность и решил открыть свою компанию. Вместе с партнером они нашли в Москве поставщика, который присылал им небольшие партии «болванок», однако когда они оформили более крупный заказ, поставщик забрал деньги и скрылся. Субботин задумался о том, что если бы существовала технология удаленной верификации личности людей, то это помогло бы снизить количество мошенников и недобросовестных партнеров. Однако в 2002 году у него не было средств для разработки такой технологии, и идея повисла в воздухе. Вместо
этого предприниматель сосредоточился на развитии бизнеса в области
мобильной связи. К 2009 году в Удмуртии ему принадлежало порядка 28
салонов под брендом «Билайн», а также около 100 стоек по продаже
симкарт. Всего в его компании работало более 200 человек.
По мнению Субботина, мобильным операторам невыгодно содержать салоны связи только для продажи симкарт, поскольку продажи мобильных телефонов и планшетов в основном происходят в интернете. Поэтому он решил разработать устройство для автоматической продажи симкарт — «Симкомат».
К 2013 году был готов прототип на основе платежного терминала, в который был встроена камера для съемки лица клиента, а также сканер паспорта — две камеры внутри стеклянного куба, которые фиксировали верхнюю и нижнюю часть разворота документа. Первая версия устройства, 2013 год
«Человек подходил, нажимал кнопку "хочу купить SIM-карту", вставлял банкноту, а дальше система просила вставить паспорт. После этого автомат фотографировал лицо пользователя, и он получал SIM-карту. Работало все довольно просто», — рассказывает предприниматель. Однако когда он представил устройство представителям операторов, те нашли недочеты. «Они заметили, что у нас нет возможности заключить договор с абонентом, и получить его подпись. Все это не позволяло запустить технологию на рынок», — поясняет Субботин. Предприниматель доработал автомат, установив принтер для печати договоров и сканер, который проверяет наличие подписи и правильность заполнения документа. «Если все нормально, автомат забирает договор на хранение. Если договор заполнен неправильно, то автомат возвращает его человеку. Остальной процесс покупки симкарты остался без изменений. С помощью автомата покупатель проходит те же процедуры, что и в салоне связи, только без участия консультанта», — поясняет предприниматель. Кроме того, к 2014 году Субботину удалось разработать технологию верификации личности покупателей, чтобы предотвратить приобретение симкарт по чужому паспорту. «"Симкомат" сравнивает фото в паспорте и реальное фото абонента, которое было сделано в процессе покупки. Процесс выявления сходства лиц занимает в среднем почти четыре минуты», — поясняет он. Над разработкой и улучшением программного обеспечения продукта работает команда из четырех человек, еще около тридцати вовлечены в процесс производства и сборки. «Мы сотрудничаем с одним заводом, где развернуто полноценное производство. Плотно общаемся с инженерами, присылаем технические задачи и правки, которые потом вносятся в новую версию "Симкомата"».
По словам предпринимателя, несмотря на то, что «Симкомат» собирается в России, большая часть компонентов производится за рубежом. «Пока что нет подходящих компонентов, которые мы можем брать у российских поставщиков. Грубо говоря, кроме корпуса, внутренних креплений и шасси, электронная начинка покупается в Китае, Корее, Канаде и США», — отмечает он. Предпоследняя версия устройства, 2016 год
С момента начала работ над «Симкоматом», устройством заинтересовались 600 российских и зарубежных компаний, однако из-за скачка курса валют российские операторы мобильной связи отказались от покупки терминалов. За пять лет Субботин продал около 50 «Симкоматов» в Турцию, Чехию, Белоруссию, Приднестровье и Камерун. «Поскольку у нас все комплектующие закупаются в долларах, то аппарат для российского рынка стал стоить в 2,5 раза дороже. Все кейсы для местных операторов связи, которые были просчитаны в рублях, начали расходиться, и получилось так, что они не смогли приобрести продукт. Соответственно нашими клиентами в основном становились зарубежные операторы связи», — рассказывает Субботин. По словам предпринимателя, первая закупка заказчика — от 2 до 10 аппаратов, и низкая конверсия запроса в заказ связана с тем, что его компания предъявляет жесткие требования к клиентам. «Мы не предоставляем бесплатные пилотные образцы для тестирования, не даем киоски в рассрочку, не даем готовое ПО для "Симкоматов", его всегда нужно кастомизировать под конкретного оператора связи, работаем только с предоплатой в 70-80%», — поясняет Субботин. Киоски самообслуживания — это флагманский продукт компании Simkomat. В будущем Субботин планирует создавать автоматы для других сфер, где для заключения сделки с клиентом требуется договор или верификация личности. «Нам без разницы, что выдавать людям. Например, мы можем продавать людям абонементы в фитнес-зал. Там человеку тоже требуется подписать договор на месяц или год. Так пусть фитнес-центр ловит его не у себя, а, например, в торговом центре», — рассказывает он. Кроме того, компания развивает продукты для автоматизированной верификации личности людей. «Я не понимаю, зачем на входе в госучреждения сидит охранник и проверяет паспорт посетителей. Человек не может справиться с распознаванием, но мы можем автоматизировать его работу», — поясняет Субботин. Для этого он в 2015 году создал сервис CheckU, который с помощью нейросети сопоставляет фото человека и его фотографию в паспорте и распознает паспортные данные. «Он сравнивает антропометрические точки лица — соотношение расстояний между зрачками, уголками рта и так далее, на фотографии в паспорте и снимком предъявившего его человека. Итогом сравнения является процент схожести», — рассказывает предприниматель. Продукт был протестирован с помощью сопоставления примерно шести тысяч фотографий, и критических ошибок зафиксировано не было.
Сейчас в разработке находится еще один продукт — CheckU ID, который позволит вычислить поддельные паспорта. Для этого нейросеть оценивает документ по 62 критериям, учитывая, в том числе, не менялся ли номер паспорта в фоторедакторе. «Мы анализируем скан или фотографию паспорта. Определяем, не подвергался ли он ретушированию, анализируем EXIF-данные, компрессию сжатия, ищем дорисованные поля, уровень ELA, определяем соответствие ГОСТам и ISO. Также анализируем данные в паспорте, проводя полный кросс-чек-анализ документа», — поясняет Субботин. По словам Субботина, идея продукта возникла после обращений западных клиентов, которые опасались стать жертвой мошенников. «В России очень развито мошенничество, когда злоумышленник знакомится с иностранцем под видом девушки и предлагает встретиться. Чтобы встреча состоялась, жертве необходимо оплатить билет на самолет. Чтобы подтвердить правдивость своей истории, злоумышленник отправляет жертве скан паспорта, который содержит реальные данные человека, принимающего платежи, с отредактированной фотографией». Сперва команда сервиса делала анализ бесплатно — получала фотографии на почту, проверяла их и давала заказчикам ответ. Сейчас Субботин планирует создать продукт на основе этой технологии, а также еще один сервис для удаленной верификации человека — Check Up. «По цене продукта пока сложно что-то сказать. Но думаю, что это будут приемлемые цены — в районе 300-500 рублей за верификацию. Кроме того, мы хотим запустить раздел для корпоративных клиентов», — заключает он. Вернуться назад |