10 современных паровых автомобилей: зачем они нужны?
Казалось бы, эпоха пара давно ушла в прошлое. Кому нужны паровые
автомобили в XX и тем более XXI веке? Но, как ни странно, нужны!
Посмотрим на десятку паровых автомобилей, построенных уже после того,
как пароходы и паровозы как массовые транспортные средства канули в Лету
Inspiration (2009). Современный паровой автомобиль №1, рекордный болид,
спроектированный шотландцем Гленном Боушером для того, чтобы побить
рекорд скорости для паровых автомобилей, установленный на машине Stanley
Steamer в далёком 1906 году. 26 августа 2009 года, 103 года спустя,
Inspiration разогнался до 239 км/ч, став самым быстрым паровым
автомобилем в истории.
Pellandini Mk 1 Steam Cat (1977). Попытка австралийца Питера
Пелландайна, владельца небольшой компании по производству лёгких
спорткаров, внедрить практически применимый и удобный паровой
автомобиль. Он даже сумел «выбить» под этот проект деньги из руководства
штата Южная Австралия.
Pellandini Mk 1 Steam Cat (1977). Попытка австралийца Питера
Пелландайна, владельца небольшой компании по производству лёгких
спорткаров, внедрить практически применимый и удобный паровой
автомобиль. Он даже сумел «выбить» под этот проект деньги из руководства
штата Южная Австралия.
Pelland Steam Car Mk II (1982). Второй паровой болид Питера
Пелландайна. На нём он пытался поставить рекорд скорости для паровых
машин. Но не получилось. Хотя машина получилась очень динамичной и
разгонялась до сотни за 8 секунд. Позже Пелландайн построил ещё две
версии машины.
Pelland Steam Car Mk II (1982). Второй паровой болид Питера Пелландайна.
На нём он пытался поставить рекорд скорости для паровых машин. Но не
получилось. Хотя машина получилась очень динамичной и разгонялась до
сотни за 8 секунд. Позже Пелландайн построил ещё две версии машины.
Pelland Steam Car Mk II (1982). Второй паровой болид Питера
Пелландайна. На нём он пытался поставить рекорд скорости для паровых
машин. Но не получилось. Хотя машина получилась очень динамичной и
разгонялась до сотни за 8 секунд. Позже Пелландайн построил ещё две
версии машины.
Keen Steamliner No. 2 (1963). В 1943 и 1963 годах инженер Чарльз Кин
построил два самодельных паровых автомобиля, известных соответственно
как Keen Steamliner No. 1 и No. 2. Про второй автомобиль очень много
писали в прессе и даже предполагали его промышленное производство. Кин
использовал стеклопластиковый кузов от кит-кара Victress S4, но всю
ходовую часть и двигатель собрал самостоятельно.
Steam Speed America (2012). Рекордный паровой автомобиль, построенный
группой энтузиастов для заездов в Бонневилле в 2014 году. Воз, правда, и
ныне там, Steam Speed America находится на уровне испытаний и рекордных
заездов пока что не проводил.
Cyclone (2012). Прямой конкурент предыдущего болида, даже названия
команд очень похожи (эта называется Team Steam USA). Рекордный болид был
представлен в Орландо, но пока так и не принял участия в полноценных
заездах.
Barber-Nichols Steamin' Demon (1977). В 1985 году на этой машине, для
которой использовался кузов от кит-кара Aztec 7, пилот Боб Барбер
разогнался до 234,33 км/ч. Рекорд не был официально признан FIA из-за
нарушений в правилах заездов (Барбер провёл оба заезда в одну сторону, в
то время как правила требуют провести их в противоположных, причём в
течение часа). Тем не менее, именно эта попытка была первый реальным
успехом на пути к преодолению рекорда 1906 года.
Barber-Nichols Steamin' Demon (1977). В 1985 году на этой машине, для
которой использовался кузов от кит-кара Aztec 7, пилот Боб Барбер
разогнался до 234,33 км/ч. Рекорд не был официально признан FIA из-за
нарушений в правилах заездов (Барбер провёл оба заезда в одну сторону, в
то время как правила требуют провести их в противоположных, причём в
течение часа). Тем не менее, именно эта попытка была первый реальным
успехом на пути к преодолению рекорда 1906 года.
Chevelle SE-124 (1969). Конверсия классического Chevrolet Chevelle в
паромобиль, выполненная Биллом Беслером по заказу General Motors. GM
исследовала ходовые и экономические возможности паровых двигателей в
применении к дорожным автомобилям.
Tom Kimmel’s Dune Buggy (2010). Шоукар, сделанный для фестиваля
паромобилей инженером-энтузиастом Томом Киммелем. На деле он построил
целых три багги разной массы и сложности конструкции, на снимке — самая
массивная, третья версия. Интересно, что упомянутые ранее Keen
Steamliner принадлежат сейчас Киммелю — у него вообще небольшая
коллекция паровых автомобилей.
Reliant Fox Steam Pick Up (1984). Паровая конверсия пикапа Reliant Fox,
переделанная британским энтузиастом. Большая часть силового агрегата
находится в кузове, так что с грузоподъёмностью у паромобиля хуже, чем у
оригинала.
Есть два направления современных паромобилей: рекордные машины,
предназначенные для скоростных заездов, и самоделки энтузиастов парового
движения.