Люди будущего. Новые профессии на стыке С IT
Мир меняется с огромной скоростью: меньше 50 лет прошло с первых
шагов по созданию интернета, а сейчас он есть в смартфоне почти у
каждого. Уже начали внедряться беспилотные такси, в Китае разработали
20-местный ракетоплан для космического туризма, а в SpaceX и вовсе
собираются колонизировать Марс.
Во многом заслуга таких темпов развития и многочисленных достижений —
это современные информационные технологии. Термины с префиксом IT
постоянно мелькают то тут, то там, и мощными темпами начинают
захватывать всё, в том числе и рынок труда. На каких специалистов будут
охотиться хедхантеры через 10-20 лет и какие профессии будущего
появляются уже сейчас?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили доклад о работе будущего с
Международного Экономического Форума и «Атлас новых профессий» Сколково,
основанный на инвестиционных планах и стратегиях крупнейших российских
компаний. В 2014 году авторы привлекли более 2500 экспертов из РОСАТОМа,
Ростелекома, IBM, Intel, Газпрома, РЖД, Аэрофлота, Роскосмоса,
«РОСНАНО» и других корпораций. Мы переосмыслили эти прогнозы и
исследования и добавили в них актуальную на сегодняшний день информацию.
Это важно, потому что за год после выхода «Атласа» некоторые профессии
из него стали уже не будущим, а вполне востребованным настоящим.
Например, дизайнеры интерфейсов, эксперты Big Data и экопроповедники
есть и в Воронеже. В нашу же оптику попали перспективные профессии на
стыке информационных технологий и других секторов, которые только начали
зарождаться. Читайте далее, кем мы будем работать через 10 лет и где
начать осваивать эти специальности уже сейчас.
КИБЕРДЕТЕКТИВ
Профессия на стыке криминалистики, права, IT, юриспруденции и
психологии. Уже сейчас в сети происходят преступления — от взломов
личных аккаунтов и хакерских DDoS-атак на отдельные организации до целых
кибервойн между государствами. Если есть преступления, есть специалисты
и даже целые подразделения киберзащиты и кибердетективные агентства,
которые занимаются безопасностью и расследованиями в этом сегменте.
Потребность в людях такого профиля будет уверенно расти дальше: личные
данные, переписки, доступ к контактам и финансам, криптовалюта,
секретная и другая важная информация преимущественно будут храниться в
цифровом пространстве, а значит, будут уязвимы для хакеров. Нельзя
забывать и про технологии «умного дома» и другие «умные» устройства,
которые подвергаются атакам бот-нетов. Человечество осваивает новое
пространство и хочет чувствовать себя там безопасно, а значит, чтобы
быстро реагировать на вторжения, предупреждать их и находить
инициаторов, нужны профессионалы.
ГДЕ УЧИТЬСЯ:
Курс «Основы кибербезопасности»; курс «Криптография» из Стенфорда; курсы
«Кибер-безопасность и десять сфер ее применения» и «Кибер-безопасность и
интернет вещей»; раздел «Компьютерная безопасность и сети» на Coursera и
лекции о кибер-защите на TED.
МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Профессия на стыке IT, педагогики и психологии. Индивидуальный подход, о
котором все мечтают, станет доступнее. Вместе с появлением новых
образовательных площадок (Arzamas, TED, «Теории и практики»),
дистанционных обучающих программ (Coursera), и научно-популярных новых
медиа и журналов (N+1, Apparat, Edutainme, The Verge) в мире появится
профессия разработчика образовательных траекторий. Это человек, который
будет составлять стратегию получения новых знаний и образования в
выбранной области, учитывая психические, физические и другие особенности
человека, его темперамент, интересы и способности. Разработчик
образовательных траекторий будет прокладывать маршруты обучения,
используя большие данные и глобальную сеть — в какой вуз лучше
поступить, на какие специальные курсы ходить, где пройти стажировку,
какие лекции слушать в онлайн-школах и на вебинарах, какие книги и медиа
читать, куда отправиться в путешествие, за кем следить в соцсетях и так
далее. Такая траектория поможет максимально реализовать умственный
потенциал человека.
ГДЕ УЧИТЬСЯ:
Курс «Будущее образования» от Лондонского университета, Khan Academy и
канал на русском языке на YouTube; курсы Массачусетского
технологического института в свободном доступе; курсы Udacity,
посвященные IT и профессиям будущего; лекции Кена Робинсона на TED;
инноваторы образования об онлайн-обучении и детском образовании; лекция о
магии преподавания пионера образования Кристофера Эмдина и видео TED по
хэштегам education, teaching.
СЕТЕВОЙ ВРАЧ
Сетевой врач будет работать на стыке медицины и IT, и, в первую очередь,
заниматься профилактикой заболеваний и диагностикой в онлайн-среде.
Медицинские онлайн-сервисы mHealth уже начали появляться, но пока что
они не вызывают доверия. В дальнейшем ситуация изменится: «умные»
носимые гаджеты и мобильные приложения смогут собирать и отправлять
актуальную информацию о здоровье человека в глобальные облачные
медицинские системы онлайн, где их будут анализировать и следить за
динамикой именно сетевые врачи. Такие медики смогут не только проводить
диагностику состояния людей с жалобами, но и следить за здоровьем
пациентов, которые не замечают симптомов и не обращаются за помощью. Это
поможет предотвратить массу болезней, которые развиваются у людей из-за
несвоевременной диагностики, узнать больше об их развитии и даже
распознать новые заболевания, о которых мы не знаем.
ГДЕ УЧИТЬСЯ:
Нина Тендон о персонализации в медицине, о революции Big Data в
здравоохранении, курсы «Дизайн и интерпретация клинических исследований»
и «Системное мышление в здравоохранении» университета Джона Хопкинса,
курс о инновациях в медицине и фармакологии Миннесотского университета и
другие программы в разделе «Медицина»на Coursera.
ДИДЖИТАЛ АРХЕОЛОГ
Диджитал археологу придется работать с раскопками, но не в земле, а в
цифровом поле. В первую очередь, это будет касаться работы с
устаревающими форматами данных и носителями. Такая профессия уже есть и
активно развивается. Например, в проекте Lunar Orbiter Image Recovery
Project в NASA с помощью археологии данных спасли важную информацию со
старинной компьютерной ленты. В будущем же, возможно, понадобится
спасать изображения из вашего устаревшего смартфона. Кроме того,
диджитал археолог будет работать в цифровых пластах, где мы оставляем
свои следы — социальные сети, блоги, форумы, различные сайты. Уже сейчас
многие работодатели рассматривают социальные сети в качестве паспорта
человека, оценивая всё — от фотографии профиля до репостов из пабликов, а
иногда даже проводятся проверки личности. Работа диджитал археолога
будет заключаться в поиске, сборе и систематизации различного рода
информации в цифровом пространстве — это может быть как работа с
физическими лицами, которые хотят привести в порядок свою историю, так и
с крупными корпорациями, тщательно проверяющими своих сотрудников.
ГДЕ УЧИТЬСЯ:
Курс «Архитектура компьютера» из Принстона, институт Цифровой
археологии, цифровая археология в Мичиганском университете, сайт и блог о
диджитал археологии.
АРХИТЕКТОР ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ВИРТУАЛЬНЫХ МИРОВ
Архитектор дополненной реальности и виртуальных миров — это
специальность на стыке этики и эстетики, физики, IT, права, архитектуры,
дизайна и еще многих областей. Виртуальная реальность становится
качественнее и доступнее, как и разные VR-устройства. Уже разработаны
лицевые электроды, которые позволяют жевать и чувствовать вкус в
виртуальной реальности. В дальнейшем хедхантеры будут охотиться на
специалистов, которые смогут создавать альтернативные миры со своей
философией, законами природы, правилами поведения, внешней оболочкой и
даже органолептическими особенностями. Архитекторы VR будут
разрабатывать концептуальные решения для создания как виртуального мира с
нуля, так и работать с настоящим миром, наслаивая на него пласты
дополненной реальности. И это будут уже не только приложения в духе
Pokemon Go, а, например, образовательные и просветительские проекты.
Кстати, Apple внедряют дополненную реальность в камеру iPhone.
ГДЕ УЧИТЬСЯ:
Лекции о VR на TED, курс разработчика виртуальной реальности на Udacity,
VR-технологии от корпорации Google, обзорная статья о приспособлениях
VR в архитектуреот CEO ARCH Virtual, гайд для новичков от AECMagazine,
раздел о VR на ARCH Daily, клуб виртуальной реальности virtuality.club,
статья на vc.ru о том, где и зачем учиться разработке приложений для VR.
IT-ЕВАНГЕЛИСТ
Специальность на стыке IT, психологии и риторики. Нет, IT не станет
новой религией, но уже давно появляются проповедники передовых
технологий. В дальнейшем их количество значительно увеличится, и они
будут работать с консервативно настроенными людьми — рассказывать им о
пользе и удобстве современных достижений, а также учить использовать
новые продукты и программы. Как консультанты у банкоматов в Сбербанке,
только в более крупном масштабе, если коротко. Уже сейчас в мире
существует понятие о «цифровом неравенстве», когда одни люди имеют
доступ к IT-продуктам и активно ими пользуются, а другие нет. И это
сильно влияет на их жизнь уже сейчас, и в том числе материальное
состояние. В обязанности IT-евангелистов будет входить работа по
преодолению этого барьера между людьми. Кроме того, важной составляющей
профессии станет работа с благотворительностью: крупные холдинги и
компании будут выделять средства на ликвидацию цифрового разрыва, чтобы
все могли иметь доступ к современным средствам коммуникации и информации
в целом. А значит, специальность IT-евангелиста будет востребована.
ГДЕ УЧИТЬСЯ:
Курс трансмедийного сторителлинга из государственного университета
Австралии, обзорная статья о евангелизме в IT, курс бизнес аналитики на
Udacity, курс «Успешные переговоры: базовые стратегии и навыки»
Мичиганского университета, ораторское искусство из Вашингтонского
университета, курс по эффективным коммуникациям Колорадского
университета и другие курсы из раздела «Личностное развитие» на
Coursera.
ДМИТРИЙ ПРОВОТОРОВ
Менеджер продуктов и исполнительный директор Мануфактура IT Production & Graphic Design
«Некоторые из этих профессий есть в том или ином виде уже сейчас.
Например, IT-евангелист — они существуют больше десятка лет, вспомните
Гая Кавасаки у Apple. А теперь давайте посмотрим на виртуальную
реальность — в будущем она будет иметь бесконечное количество уровней
вложенности. И сервис Clean представит новую услугу — обслуживание тел,
подключенных к VR. HomeKit от Apple первым предложит возможность
интегрироваться в виртуальную реальность с целью обеспечения
безопасности тела. А экзоскелеты найдут массовое применение не только
для совершения подвигов в спортивных или военных целях, но и для
обеспечения физической нагрузки на тело, подключенное к виртуальной
реальности. На основе этой идеей можно представить множество профессий:
от тех, кто моет меня, пока я в VR, до фитнес-разработчиков, создающих
программы тренировок для экзоскелетов. Не все же должно быть романтично,
кто-то и полы должен мыть.
В далёком будущем вовсе не будет вузов и образовательных учреждений, не
будет преподавателей в привычном их понимании. Человек — бутылочное
горлышко системы образования. Учитель может вдохновить, но может и
отбить желание учиться, повесить ярлык гуманитария или технаря, создавая
рамки в умах молодых гениев. Учитель есть в центральной части Европы,
но его нет в Зимбабве или ЮАР. Преподавать в будущем будут машины.
Человек рожден с желанием познавать мир, и ему только нужно дать
инструмент. Избранные педагоги будут обучать машины, чтобы те обучали
миллионы по всему миру. Близкая к этому идея — преподаватель для
нейронных сетей. Сейчас сети развиваются быстро, но их нужно кому-то
обучать. Сеть не научиться рисовать, петь, распознавать лица, играть в
покер, если ей не помогут люди, если они не передадут знания.
Индустриализация закончена, ресурсы теряют свою значимость, теперь время
креатива. Время людей, умеющих придумывать то, чего еще не было.
Близкая к этому идея — преподаватель для нейронных сетей. Сейчас сети
развиваются быстро, но их нужно кому-то обучать. Сеть не научиться
рисовать, петь, распознавать лица, играть в покер, если ей не помогут
люди, если они не передадут знания.
IT — это новая реальность. Она меняется катастрофически быстро, это
экспоненциальный рост и мы не берёмся смотреть вперед на десять лет.
Даже за 5 лет произойдут пугающие своей скоростью изменения. И всё, что
мы можем сказать сегодня о профессиях будущего основывается на нашем
прошлом опыте, на том, что мы знаем. Но очень многого мы не знаем — не
знаем, что будет открыто в науке, как изменятся технологии и к чему эти
изменения приведут в обществе. И, пожалуй, самой интересной будет работа
именно в этих «серых» областях карты. Индустриализация закончена,
ресурсы теряют свою значимость, теперь время креатива. Время людей,
умеющих придумывать то, чего еще не было, исследователей и
первооткрывателей. Безусловно, трудоголиков и тех, кто умеет
вдохновлять, — без этого не достичь результата. И сегодня те, кто
работают в IT — вошли в эту воду неизвестного будущего и создают
прецеденты, которые меняют мир».
Ксения Камынина
[link]
Вернуться назад
|