ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Электропарус будущего: может ли «сломанный зонтик» открыть для нас космос
Электропарус будущего: может ли «сломанный зонтик» открыть для нас космос22-07-2016, 11:27. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Электропарус будущего: может ли «сломанный зонтик» открыть для нас космосДля тех, кто живет во вселенной «Звездного пути», 4 апреля 2063 года будет великим днем. В этот день гениальный ракетный инженер Зефрам Кохрэйн впервые успешно испытает свой варп-двигатель. Технология произведет революцию в сфере космических путешествий: космические корабли смогут путешествовать быстрее скорости света и смело выведут нас туда, где никто не был прежде.
Для всех остальных варп-двигатели, червоточины и путешествия быстрее скорости света останутся чисто спекулятивными понятиями. Они могут быть возможны — идея деформации (варпа) пространства и путешествия через короткие проходы в ткани пространства-времени много лет рассматривается научно — но очень немногие физики готовы поставить серьезные деньги против утверждения Эйнштейна, что никто не может двигаться быстрее скорости света. Что же делать тем, кто хочет выбраться за пределы нашей Солнечной системы и посмотреть, что там находится? Единственным космическим аппаратом, который забрался дальше, чем планеты, луны и астероиды нашей Солнечной системы, был «Вояджер-1». На момент написания этой статьи, этот отважный зонд был в 20 083 476 000 километрах от Земли, двигаясь на скорости 17 километров в секунду. И вроде бы круто, но «Вояджер-1» был запущен в 1977 году и оснащен научными инструментами, камерами и датчиками начала 70-х. С ними он и летит уже почти 40 лет. Прежде чем люди попытаются отправить другой зонд в межзвездное пространство, инженеры надеются найти способ добраться туда быстрее и, в идеале, при своей жизни. Вариантов несколько. Некоторым нравятся солнечные паруса — гигантские зеркальные листы, движимые силой фотонов Солнца. Другим — включая Стивена Хокинга — нравится полет на этих парусах при помощи плотно сфокусированных пучков фотонов, которые будут генерировать лазеры на Земле или на спутниках на орбите. Инженер NASA Брюс Вигманн изучает возможность полета к звездам с применением двигательной системы, которая напоминает сломанный зонтик или жилистую медузу. В его основе лежит идея электрического паруса и космического зонда, помещенного в центр вентилятора из металлических проводов. Вместо того чтобы отталкиваться за счет фотонов, электропарус использует энергию солнечного ветра. Этот поток заряженных частиц непрерывно излучается Солнцем на скорости, близкой к 400 км/с. Предварительные исследования свидетельствуют, что космический аппарат, оседлавший этот ветер, мог бы двигаться в три раза быстрее зонда, оснащенного солнечным парусом.
Но на практике все это может быть не так легко. Профессор астрофизики из Мичиганского университета Томас Зарбахен говорит, что в идее Вигманна «куча проблем».
Поэтому, если солнечный парус может быть несколько сотен метров в ширину, космический зонт NASA должен быть 40 километров в диаметре — размером с город — и провода, привязанные к космическому аппарату, придется запускать на обычной ракете вроде новой SLS NASA. Недавно Зарбахен руководил крупным американским научным исследованием, которое показало, что небольшие спутники, известные как Cubesat, вполне могут справиться с планетарными миссиями и обойдутся гораздо дешевле традиционных космических аппаратов. Но он не уверен, что полет на заряженных проводах будет лучшим способом заставить их двигаться. «Материальная сторона во всем этом ужасает, — говорит Зарбахен. — Мы делаем провода больше сотни лет и они до сих пор ломаются».
Вместо того чтобы использовать электропарус, Зарбахену больше нравится идея разогнать зонды будущего с помощью солнечных парусов или ядерного движения — или и того и другого. Не то чтобы электрический зонтик невозможно сделать. Но уж точно не легко. Команда Вигманна в настоящее время занимается основами инженерии в своем проекте и надеется провести первые испытания, используя провода, привязанные к высотным воздушным шарам.
Если технология окажется успешной, космический аппарат на электропарусе сможет обогнать «Вояджер». Или мы могли бы просто подождать, пока Кохрэйн изобретет варп-двигатель, и тогда оба предыдущих варианта останутся далеко позади… Вернуться назад |