На авиационном заводе компании "Иркут" в Иркутске 8 июня прошла презентация новейшего российского пассажирского самолета МС-21. В церемонии "выкатки" лайнера приняли участие премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, вице-премьеры Аркадий Дворкович и Дмитрий Рогозин и министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Церемония выкатки магистрального самолета МС-21 в Иркутске. Фото: Марина Лысцева/ ТАСС
МС-21, или "Магистральный самолет XXI века", - семейство ближне-среднемагистральных самолетов, которое будет включать в себя две модели: МС-21-200, рассчитанный на перевозку до 165 пассажиров, и МС-21-300, который способен принять на борт до 211 пассажиров. Самолет разработан совместно ОКБ Яковлева и корпорацией "Иркут". На начальном этапе в разработке также участвовала компания "Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина", но затем она покинула проект.
Лайнер обещает стать настоящим прорывом. Он создан с использованием самых современных технических решений, которые делают это воздушное судно одним из самых комфортабельных. Среди его особенностей специалисты отмечают высокий уровень качества аэродинамики за счет удлинения крыла, увеличенный фюзеляж, повышенное использование композитов. Композитные материалы, которые, в частности, применяются в конструкции крыла и двигателя, легче металла, а значит, мотор будет потреблять гораздо меньше топлива. Разработчики обещают, что новый пассажирский самолет позволит снизить эксплуатационные расходы на 12-15% по сравнению с другими машинами в своем классе.
На некоторых МС-21 будут стоять американские силовые установки Pratt & Whitney, выполненные специально для этой модели самолетов. Часть машин укомплектуют установками ПД-14, которые сейчас проходят первый этап летных испытаний. Это первый двигатель для гражданских лайнеров, разработанный в России за последние десятилетия усилиями исключительно отечественных инженеров. В будущем на его основе планируется создать целое семейство двигателей для самолетов и вертолетов.
Композитные крылья установлены на многих иностранных воздушных судах. Но МС-21 снабдили крыльями, выпущенными на заводе в Ульяновске по совершенно иной технологии.
Ожидается, что надежда отечественной гражданской авиации поднимется в воздух в будущем году. Решение о сроках первого полета будет принято по результатам наземной отработки на летно-испытательной станции в декабре 2016 - феврале 2017 года. Получение отечественного сертификата и первая поставка самолетов МС-21-300 заказчику запланированы на конец 2018 года.
Пока что целиком собран лишь один экземпляр самолета. В настоящее время заканчивается сборка второй машины, которую отправят на тестовые испытания. Всего в производстве - четыре испытательных образца. До серийного производства еще далеко, но очередь за лайнером уже выстроилась приличная.
Первым заказчиком новейшего лайнера станет "Аэрофлот". Ему достанется 50 самолетов по контракту с лизинговой компанией "Авиакапитал-сервис". По словам авиаконструкторов, всего на МС-21 уже поступило 75 "твердых" заказов и еще около 100 "мягких". Среди клиентов — "Ильюшин-финанс", "ВЭБ-лизинг", "Сбербанк-лизинг", авиакомпания "Ираэро", а также перевозчики из Малайзии, Египта и Азербайджана. Ведутся переговоры о поставке самолетов чартерной иркутской авиакомпании "Ангара". К моделям с отечественной "начинкой" интерес проявляют Минобороны, ФСБ и МЧС. Постепенно самолет должен будет полностью заменить Ту-154 на отечественном рынке.
МС-21 - второй пассажирский самолет, выпущенный после краха советской авиационной промышленности. Первым был ближнемагистральный Sukhoi Super Jet 100 (SSJ 100), который, несмотря на его активное продвижение, пока не пользуется большой популярностью у авиакомпаний. С момента презентации самолета и его лицензирования в 2008 г. заказано всего 172 судна. Представители летной промышленности надеются, что МС-21 окажется более удачным с точки зрения маркетинга. Его готовят к выводу не только на внутренний, но и на международный рынок.
Мировой рынок среднемагистральных самолетов оценивается примерно в 8 тыс. контрактов на поставки в авиакомпании. Основная сложность заключается в том, что в той же нише, что и наш пассажирский лайнер, находятся такие гиганты, как Boeing-737 MAX и Airbus A320neo. Внешний рынок законтрактован Boeing и Airbus на 75% до 2025 года, однако спрос постоянно растет, поэтому за свой кусок авиапирога побороться можно.
И все же основным конкурентом нового российского самолета, как считается, станет китайский COMAC C919, который презентовали в ноябре 2015 года. На церемонии было объявлено, что на него уже поступило более 500 предзаказов. Специалисты говорят, что "китаец" обещает стать достойным соперником, но у нашего лайнера немало сильных мест, которые будут предпочтительны для покупателей. Есть у МС-21 и явные достоинства по сравнению с Boeing-737. Эта сверхпопулярная модель использует наработки 40-летней давности и нуждается в модернизации, тогда как российский лайнер построен и оснащен по последнему слову техники.
При продвижении МС-21 его разработчики, очевидно, учтут ошибки, допущенные при выводе на рынок SSJ. Российский самолет пока вчистую проигрывает конкуренцию в классе бразильскому Embraer и канадскому Bombardier. Причем специалисты в области авиации говорят, что проблемы "суперджета" связаны не с качеством лайнера, а с тем, что к нему был утрачен интерес со стороны руководства отрасли. На развитие самолета нужно много времени и средств. В России же получается так, что, если модель не оправдывает надежд по продажам, ее программа модернизации сразу сворачивается.
У МС-21 еще все впереди. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Россия вернулась на рынок гражданского самолетостроения с продуктом, которому вполне по силам составить серьезную конкуренцию ведущим зарубежным компаниям.