Производство гидразина и гептила (несимметричный диметилгидразин)
в России было свернуто в 1990-е годы. С тех пор гидразин закупался за
рубежом, в основном в Германии. В 2014 году, после обострения отношений
со странами западного блока, поставки гидразина в РФ прекратились, так
как данный вид топлива используется в том числе для реализации военных
программ. В октябре 2014 года санкции были частично ослаблены: совет
Европейского союза разрешил поставлять в Россию гидразин и гептил в тех
случаях, когда топливо приобретается для реализации совместных с
Европейским космическим агентством программ либо для запусков
европейских космических аппаратов. Продавцам указали следить за тем,
чтобы российские компании покупали строго необходимое количество топлива
под конкретный проект.
По
словам представителей Роскосмоса, топливное эмбарго никак не сказалось
на космических программах. Точнее, сказаться пока не успело: в РФ были
накоплены запасы тех марок топлива, которые попали под санкции. Главным
образом, о создании запасов позаботились в Минобороны, уточнил
собеседник в Роскосмосе.
— Основного ракетного топлива — несимметричного
диметилгидразина, на котором работают первые ступени «Протонов» и ряд
других ракет, у нас накоплено на десятилетие вперед, так что дефицита не
предвидится, — заверил Иван Моисеев, научный руководитель Института
космической политики. — А вот с особо чистыми гидразинами, такими как
амидол, возникают проблемы. Поэтому Роскосмос и решил этот вопрос
оперативно.
Наложенные
европейскими странами и США санкции скорректировали политику Роскосмоса
по целому ряду направлений.
Наиболее чувствительным здесь оказался
запрет на поставку в РФ электронной компонентной базы (ЭКБ).
Поставка
ЭКБ двойного назначения (категории: military — для использования в
военных системах, space — радиационно стойкие комплектующие)
регулируется международными правилами торговли вооружениями (ITAR) и
требует оформления экспортных лицензий для вывоза с территории США и ЕС.
Бюро промышленности и безопасности коммерческого департамента США (BIS)
в прошлом году приостановило выдачу лицензий, из-за чего поставщики не
смогли продавать российским производителям космического оборудования
ранее применявшиеся в российских спутниках электронные компоненты. В
итоге целый ряд проектов попал под вынужденное перепроектирование, в их
числе «Арктика» и «ГЕО-ИК». Как сообщил в интервью «Известиям» генеральный директор ОАО «Российские космические системы» Андрей Тюлин,
принято решение перепроектировать навигационный спутник следующего
поколения для системы ГЛОНАСС.