Матрица. Секретная технология виртуальной реальности
То, что человечество в своем развитии пришло к определенному рубежу, видно уже невооруженным глазом любому думающему человеку. Пока не совсем понятно, каким именно будет этот рубеж, и что последует за ним, но линейный тренд развития, основанный на накоплении материальных благ и неумеренном их потреблении себя исчерпал. Причем, исчерпал, что крайне важно, как со стороны простых «потребителей», так и со стороны их основных производителей.
Первые, потребители, физически не успевают за потоком новинок и массово отказываются от этой гонки, все больше ограничивая себя неким достаточным уровнем, удовлетворяющим основные потребности. Пока далеко не все, еще есть те, кто из последних сил пытаются угнаться за модой, новинками хайтека и прочими плюшками. Но тренд уже очевиден. Причем, дело даже не физическом в недостатке средств, а скорее в моральной усталости от самого процесса.
Вторые, производители, тоже теряют интерес к поддержанию темпов роста потребления со стороны населения планеты, но уже по вполне рациональным причинам. Большая часть производств и соответственно прибылей уже сосредоточена в немногих руках. Их дальнейшая концентрация уже грозит обернуться не прибылью, а убытками, и соответственно теряет смысл. Большая часть материальных ресурсов, на которых основано массовое производство, близка к истощению. А попутно взрывной рост автоматизации и роботизации самих производств требует все меньше рабочей силы для их функционирования. Что автоматически ликвидирует для всех оставшихся за бортом главный источник заработка, позволяющий поддерживать потребительские стандарты.
Стоит ли удивляться тому, что в этих условиях главной проблемой для всех групп, оказавшихся на вершине внутривидовой «пищевой цепочки», становится проблема сдерживания роста человечества, а в идеале его кратного сокращения? Но здесь возникает огромное количество трудностей. Все аналитические расчеты, даже учитывающие варианты массовых пандемий, глобальной ядерной войны, масштабных природных катастроф и тому подобных «голливудских» вариантов решения данной проблемы показывают, что таким образом рост населения планеты в среднесрочной перспективе можно лишь существенно замедлить, но даже не остановить. А варианты кратного сокращения возможны лишь при условии по-настощему тотальной катастрофы, которая одновременно с «лишним» человечеством уничтожит и саму цивилизацию. То есть ликвидирует ее блага в том числе и для самих «озабоченных» властных групп. Более того, выяснилось, что и попытка разделить человечество искусственно на две неравные части – массовое люмпенизированное быдло и немногочисленную элиту – тоже не позволяет сохранить имеющиеся сегодня технологии на уровне даже простого воспроизводства.
В этих условиях глобальная элита озаботилась любыми доступными альтернативами, позволяющими сохранить собственную накопленную власть, защитить ее от покушений «снизу» на более или менее долгосрочную перспективу, а также обойтись при этом без масштабного уничтожения цивилизации. Одной из таких альтернатив стала ускоренная попытка создания виртуальной реальности, в которую можно было бы поместить (желательно добровольно) большую часть человечества с одновременным максимальным ограничением его потребления материальных благ в реальности настоящей.
Нечто подобное было создано в культовой трилогии «Матрица». Но тогда это казалось совершенной фантастикой, не имеющей никакого отношения к реальной жизни. Но время идет, и ситуация меняется достаточно быстро. В том числе и потому, что подобная идея находит массовую поддержку со стороны всех заинтересованных сторон. Для глобального финансового олигархата это сохранение власти с прекрасными перспективами ее закрепления. Для государственных элит это способ избежать гражданских волнений населения своих стран и также обезопасить свою локальную власть над территориями и имеющимися на них ресурсами. Для простых людей, которые все более массово оказываются «лишними», это тоже способ сделать свою жизнь более яркой и насыщенной. Пусть даже и жизнь виртуальную.
Прекрасными показателями тенденции и тренда на виртуализацию является взрывной рост популярности массовых онлайновых игр жанра ММОРПГ, а также все возрастающая доля жанра ЛитРПГ в фантастической литературе. Фантасты вообще прекрасно отражают любые социальные тренды и ожидания.
Но внедрение настоящей виртуальной реальности пока упирается в проблемы имеющихся технологий. Не хватает быстродействия компьютеров и каналов связи, не отработано взаимодействие техники с человеческим мозгом и так далее. Но прогресс идет, развитием виртуальности занялись крупнейшие гранды мирового хайтека. В том числе Майкрософт и Фейсбук, озабоченные созданием очков и шлемов виртуальной реальности.
А не так давно, в этом году, появились первые признаки и примеры того, что процесс продвинулся гораздо дальше, чем многие ожидали. В США стала известной компания Magic Leap, подошедшая к проблеме с совершенно иной стороны и добившаяся невероятных успехов. В отличие от Майкрософт и Фейсбук, эта компания создает технологию не замещения, а дополнения реальности. Все виртуальные элементы проецируются непосредственно на сетчатку глаза таким образом, что для мозга реальности совмещаются. Технология пока находится в стадии разработки, но у то, что в маркетинговых целях компания сочла возможным показать на публике, завораживает. Это кажется настоящим прорывом. Уже даже по немногим видеороликам становится понятным, что мир стоит на пороге полноценной технологической революции. Взгляните.
https://youtu.be/syIRPCuHo8g
И ведь речь идет не только о картинке, пусть и объемно-голографической. Технология, как заявляется разработчиками, вполне позволяет человеку полноценно общаться с виртуальным миром с помощью управления жестами. Вот еще один пример.
https://youtu.be/kPMHcanq0xM
Компания уверяет, что при создании видеороликов не использовался монтаж и все увиденное — результат работы Magic Leap. Сама компания была создана в 2011 году. За четыре года существования она уже успела привлечь более $500 млн инвестиций, в том числе и от Google. По-видимому, после неудачи с Google Glass компания хочет достичь успеха с помощью стороннего проекта.
Сейчас Magic Leap со всеми ее инновациями и разработками оценивают в $2 млрд, и, что интересно, в штате компании — всего около 100 сотрудников. Для ее основателя, Рони Абовица, биоинженера по образованию, это не первый проект. Ранее он уже продал собственную компанию Mako Surgical Corp. более чем за $1,5 млрд.
В разговорах и интервью о своем новом детище Абовиц сообщает немного информации о Magic Leap.Однако главная цель его проекта звучит весьма претенциозно: создать интерфейс, способный заменить ПК и смартфоны.
Несмотря на острый недостаток информации о Magic Leap, журналистам и энтузиастам удалось собрать по крупицам примерную картинку того, как именно технология будет работать. На данный момент известно, что изображение, проецируемое в глаза пользователя носимым устройством, будет создаваться на основе разницы изображения, принимаемого органами зрения человека.
При этом каждый глаз одновременно будет получать несколько картинок сразу. Это позволит создать эффект глубины и перспективы. В своей разработке Magic Leap также старается решить важную проблему — разработать технологию передачи изображения таким образом, чтобы она не вызывала дискомфорта и головокружения. Иными словами, технология просто-напросто будет «обманывать» мозг.
Этого ей удастся добиться не только через визуальные образы; вкупе со звуковым сопровождением она создаст весьма и весьма достоверную картинку.
Но внешняя составляющая — лишь одна сторона медали. Разработчики не забыли и об инновационной «начинке» гаджета. Для обеспечения максимальной производительности в устройстве столь небольших размеров компания собирается использовать технологию так называемой кремниевой фотоники, основное преимущество которой заключается в том, что для передачи сигналов используются оптические сигналы, а не электрические. Это позволит многократно ускорить процесс передачи информации.
Над технологией кремниевой фотоники на протяжении нескольких лет работали компании IBM и Intel. Сама инновация выглядит многообещающе и в дальнейшем имеет все шансы получить широкое распространение и сделать прорыв в области электроники.
И пока остальные компании только робко присматриваются к кремниевой фотонике, Magic Leap планирует сделать ее основой своего изобретения. Технология кремниевой фотоники позволит увеличить производительность устройства
Сохраняя ореол загадочности, компания не раскрывает примерных дат релиза собственного изобретения. Тем не менее она охотно делится своим видением того, где разработка Magic Leap будет задействована.
На первый взгляд может показаться, что дополненная реальность, которую продвигает компания, будет лишь игрушкой или развлечением. И действительно, судя по роликам, Magic Leap делает упор и на это направление. Однако, по словам главы компании, у их устройства есть и более глобальные задачи.
Также планируется, что изобретение станет тем самым лидером революции, которая полностью перевернет наше представление о взаимодействии с компьютером. На самом деле никаких глобальных инноваций в способах нашего общения с компьютерной техникой не происходило уже на протяжении достаточно длительного срока. Устройства ввода-вывода, файловая система и плоский 2D-экран придуманы десятки лет назад и настолько привычны для пользователя, что он и не подозревает, как это может работать по-другому. Magic Leap собирается изменить эти представления.
Уже сейчас компания разработала необходимый софт, который будет использован для создания игр, приложений и программ для Magic Leap. От себя добавлю, что развитие этой технологии полностью уничтожит известный нам кинематоргаф, ликвидирует потребность в традиционных методах обучения детей. Внесет существенные коррективы даже в медицину. Перенесет в виртуальную среду огромное число различных видов работ.
Но самое главное, это действительно намек на будущий прорыв в виртуальную реальность на массовом уровне. Не готов однозначно сказать, будет ли это во благо или во вред человечеству. В конечном итоге, все созданное нашей цивилизацией до сих пор являлось лишь инструментом, который в зависимости от потребностей можно было использовать и для одного и для другого. Все зависит от самого человека. Когда-то я писал, что погружение в дополнительные слои Матрицы отдаляет человека от Всевышнего. Со временем я изменил свою точку зрения. Все действительно зависит от самого человека и только от него. Создатель внутри каждого из нас. И нам ничего не нужно для общения с Ним или для познания Его. Никакие подпорки или инструменты. Никакая виртуальная реальность. Но точно также вследствие закона свободы выбора, никто и ничто не может и помещать нам добровольно окунаться в любые глубины Майи, очаровываясь ими. Это наш и только наш выбор.
И еще один немаловажный фактор. Перенесение существенной доли человеческой активности в вируальную среду позволит ослабить давление на биосферу планеты. И дать ей возможность немного передохнуть и оправиться от того ущерба, который мый ей нанесли за несколько веков развития технократической цивилизации. А может быть даже и восстановиться.