ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Челябинский тракторный завод представил бронированный бульдозер
Челябинский тракторный завод представил бронированный бульдозер25-09-2015, 09:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Челябинский тракторный завод представил бронированный бульдозер
Для решения некоторых задач в условиях военного конфликта армии требуется не только военная, но и специальная инженерная техника. При этом подобные машины должны иметь необходимую защиту, позволяющую работать в сложных условиях без риска для экипажа. На недавней выставке Russia Arms Expo 2015 был представлен новый такой подобной техники, которая способна заинтересовать отечественных и зарубежных военных. Челябинский тракторный завод (ЧТЗ-Уралтрак) показал макетный образец перспективного защищенного бульдозера Б10М2.5000СЗ-Е1Н, приспособленного для работы в сложных условиях.
Челябинский тракторный завод, входящий в состав корпорации «Уралвагонзавод», занимается строительством тракторов, бульдозеров и другой специальной техники различных классов. В ближайшем будущем номенклатура серийно выпускаемой техники может пополниться новой инженерной машиной для вооруженных сил. Защищенный бульдозер Б10М2.5000СЗ-Е1Н был разработан на базе серийного Б10М2 и отличается от него рядом новых элементов конструкции. За счет переработанного корпуса, как утверждается, удалось обеспечить защиту водителя-оператора от пуль и осколков снарядов. Представленная в Нижнем Тагиле машина представляет собой натурный макет, пригодный для использования в различных испытаниях. По ряду определенных причин этот бульдозер получил новый корпус, выполненный из неброневой стали. Таким образом, имеющийся прототип машины Б10М2.5000СЗ-Е1Н не имеет серьезной защиты, предусмотренной проектом, однако может использоваться в испытаниях и показывать свои возможности. Естественно, в случае получения заказа ЧТЗ начнет сборку корпусов из броневой стали. Общий вид бульдозера Б10М2.5000СЗ-Е1Н Базой для перспективной инженерной машины стал бульдозер Б10М2 тягового класса 10. Бульдозер Б10М2 строится на основе гусеничного трактора Т10М2. Эта машина предлагается в нескольких модификациях, отличающихся типом силовой установки, а также некоторыми другими агрегатами. По желанию заказчика базовый бульдозер может оснащаться различным оборудованием, предназначенным для решения тех или иных задач. С двигателем трактора мощностью 180 или 190 л.с. сопрягается гидромеханическая трансмиссия с трехколесным одноступенчатым гидротрансформатором и трехскоростной планетарной реверсивной коробкой передач. Ходовая часть оснащается шестью опорными катками на каждом борту, объединенными в одну тележку с трехточечной подвеской. При базе 2,88 м и ширине гусеницы 0,5 м удельное давление базового трактора Т10М2 находится на уровне 0,055 МПа. В зависимости от состава специального оборудования длина бульдозера Б10М2 может превышать 6,6 м, ширина по гусеницам – 2,3 м, высота – более 3,4 м. Масса машины зависит от модели и набора навесного оборудования. Обычно этот параметр превышает 16-17 т. В базовой конфигурации челябинский бульдозер оснащается сравнительно легким незащищенным корпусом, обеспечивающим защиту агрегатов и оператора от внешних воздействий. Для удобства работы оператора кабина оснащается двойными стеклопакетами, отопителем-вентилятором, подрессоренным регулируемым креслом, солнцезащитными шторками и другим оборудованием. Кроме того, предусматриваются эргономичная приборная панель и удобные органы управления машиной и специальным оборудованием. Поскольку бульдозер Б10М2.5000СЗ-Е1Н должен работать в условиях боевых действий, специалистами ЧТЗ был разработан новый бронекорпус, призванный защищать оператора и агрегаты машины от обстрела из стрелкового оружия и подрыва взрывных устройств. Фактически родной корпус трактора/бульдозера полностью демонтируется и вместо него предлагается устанавливать новые агрегаты, выполненные из броневой стали и бронестекла. Защита оригинальной конструкции устанавливается на все основные агрегаты бульдозера. Бронелистами или многослойным стеклом прикрыты силовая установка, кабина и рама машины. Двигатель и часть агрегатов трансмиссии, находящихся рядом с ним, защищены прямоугольным бронекожухом, выполненным из нескольких основных деталей. Вместо лобового листа применена решетка для охлаждения двигателя, состоящая из двух частей. Верхняя часть выполнена в виде нерегулируемых жалюзи, нижняя – металлической сетки. Двигатель имеет вертикальные бортовые листы со скошенной задней частью. Из-за сужения кожуха двигателя в задней части бортовые люки для обслуживания имеют по две крышки сложной формы. Одна из этих крышек крепится к вертикальному листу, вторая располагается в вырезе наклонной. Сверху двигатель защищается ровным листом, расположенным с небольшим наклоном на нос. Базовый бульдозер Б10М2 В новом проекте бронированного бульдозера Б10М2.5000СЗ-Е1Н предложена серьезная переделка конструкции кабины оператора. Для обеспечения необходимого уровня защиты с сохранением приемлемого веса было решено отказаться от прямоугольной в плане конструкции, введя в ее состав несколько скошенных панелей. В частности, из-за этого вместо крупного вертикального лобового стекла оператор располагает сравнительно небольшим окном, установленным под наклоном непосредственно позади крышки капота. Над окном расположены две фары, предназначенные для освещения рабочей зоны. Новая кабина получила крупные скошенные скуловые листы, также выполняющие функции боковых дверей. Оператор может попасть в кабину и справа, и слева. При этом петли располагаются в задней части дверей, из-за чего те открываются поворотом вбок-назад. Для улучшения обзора в верхней части двери имеется прямоугольное окно. Еще одно стекло такой же формы располагается наклонно у передней нижней кромки двери. Нижние стекла в определенной мере компенсируют отсутствие полноценного остекления, использованного на базовом бульдозере. Позади дверей находятся вертикальные борта с окнами. Кормовая часть кабины выполнена из нескольких листов: вертикальных верхнего и нижнего, а также наклонного среднего. В верхнем листе предусмотрено окно со стеклоочистителем. Также на нем установлена вторая пара фар. Специфическая конструкция кормовой части кабины, по-видимому, связана с необходимостью уменьшения веса конструкции при обеспечении достаточных внутренних объемов для размещения всех нужных агрегатов. На крыше кабины имеется коробчатый агрегат, вероятно, представляющий собой крышку люка. В таком случае в ряде ситуаций оператор получает возможность выбраться из машины даже при заблокированных дверях. По данным Челябинского тракторного завода, новый бульдозер Б10М2.5000СЗ-Е1Н будет защищен от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. При этом, однако, точные данные об уровне защиты отсутствуют. Толщина брони и стекол пока не уточнялась. Вероятно, будет обеспечена защита от наиболее распространенных типов стрелкового оружия. Представленный на недавней выставке RAE-2015 образец перспективной инженерной машины получил бульдозерное и рыхлительное оборудование. В передней части показанной машины Б10М2.5000СЗ-Е1Н был установлен полусферический увеличенный бульдозерный отвал типа «Е1», выпускаемый Челябинским тракторным заводом. Корпус этого отвала шарнирно соединяется с двумя опорными балками, закрепляемыми на тележках ходовой части базового трактора. В составе оборудования присутствуют несколько гидравлических цилиндров, предназначенных для изменения положения отвала. При этом подъем и перекос отвала обеспечиваются гидравликой, а регулировка угла реза осуществляется винтовым раскосом. По данным производителя, отвал типа «Е1» состоит из трех секций: полусферической центральной и изогнутых боковых. Кроме того, на верхней кромке центральной секции крепится дополнительная пластина, увеличивающая общую высоту конструкции. Бульдозерный отвал «Е1» имеет ширину 3,31 м и высоту 1,5 м. Объем призмы волочения достигает 5,85 куб. м. Общий вес отвала и соединенного с ним оборудования – 2,61 т. Вид сбоку Также выставочный защищенный бульдозер получил рыхлительное оборудование типа ОР10Н. Однозубное устройство параллелограммного типа с гидравлическими приводами предназначается для рыхления грунтов различных категорий, в том числе разборно-скальных. Комплект общим весом 1,72 т обеспечивает рыхление грунта на глубину до 650 мм и имеет три установки глубины рыхления. Базовый бульдозер Б10М2 имеет универсальные крепления для установки навесного оборудования. По этой причине инженерная машина Б10М2.5000СЗ-Е1Н может оснащаться не только отвалом и рыхлителем. Вероятно, по желанию заказчика, подобная инженерная техника может выпускаться и в иных конфигурациях, соответствующих предъявляемым требованиям. На недавней выставке был показан макетный образец инженерной машины, не имеющий бронезащиты. Полноценный бронированный бульдозер новой модели может появиться позже, если какой-либо заказчик проявит свой интерес к такой технике. По сообщениям пресс-службы ЧТЗ, предлагаемый бульдозер уже заинтересовал представителей некоторых зарубежных государств. В обозримом будущем это может привести к появлению контракта на поставку серийной техники. Сообщается, что машиной Б10М2.5000СЗ-Е1Н во время выставки заинтересовались представители Индии, Ирана, Казахстана и других зарубежных государств. Кроме того, представители Челябинского тракторного завода уже провели переговоры с потенциальными заказчиками. С кем именно велись переговоры, и какие вопросы на них обсуждались, не уточняется. Также говорилось об интересе к бульдозеру, проявленном потенциальными российскими заказчиками. На данный момент перспективный защищенный бульдозер для инженерных войск Б10М2.5000СЗ-Е1Н существует только в виде макетного образца с полным набором навесного оборудования, но без брони. Некоторые потенциальные заказчики уже заинтересовались такой техникой, но, насколько известно, еще не подписано ни одного контракта на ее поставку. Тем не менее, переговоры о продаже бульдозеров могут продолжиться в ближайшее время, что приведет к появлению соответствующих заказов. По материалам сайтов: http://chtz-uraltrac.ru/ http://vestnik-rm.ru/ http://rg.ru/
Автор Рябов Кирилл
Вернуться назад |