В течение нескольких следующих лет Пентагон намерен внедрить новую систему связи и управления, которая позволит сухопутным подразделениям армии эффективно взаимодействовать с военно-воздушными силами и армейской авиацией, осуществляющими непосредственную поддержку с воздуха. Главной целью такого проекта является создание комплекса средств, при помощи которых армейские подразделения смогут быстро и просто указывать цели и вызывать поддержку с воздуха. Американские военные уже достаточно давно получили подобную возможность, однако время реакции на запрос о помощи пока остается достаточно большим.
С целью обеспечения войск необходимыми возможностями несколько лет назад была начата программа PCAS (Persistent Close Air Support – «Постоянная непосредственная авиационная поддержка»), в рамках которой разрабатывались различные образцы аппаратуры и техники. Суть предлагаемой системы состоит в применении ряда наземных компонентов и специального оборудования, вплоть до космических аппаратов, а также аппаратуры, входящей в состав экипировки армейских подразделений и набора бортовой электроники для тактической авиации. Подразумевалось, что при помощи имеющейся у них аппаратуры бойцы смогут указывать местоположение войск или объектов противника, которое будет передаваться авиации. Согласно первым расчетам, такой подход к вызову поддержки с воздуха, обеспеченный современной аппаратурой, позволил бы сокращать время реакции авиации в несколько раз.
Несколько лет назад стали известны некоторые особенности системы PCAS, в частности состав аппаратуры, которую планируется выдавать подразделениям. По некоторым данным, подразделения сухопутных войск и авиация должны получать набор оборудования, в том числе планшетные компьютеры с операционной системой, построенной на базе платформы Android. Такая аппаратура, как ожидается, поможет войскам вызывать поддержку буквально парой нажатий на сенсорный экран. После выбора цели и запроса атаки автоматика должна самостоятельно обрабатывать информацию и передавать ее тактической авиации, занятой в системе непосредственной поддержки сухопутных подразделений.
Самым интересным элементом системы поддержки с воздуха мог стать модернизированный самолет-штурмовик Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II. В рамках программы PCAS планировалось разработать проект доработки этого самолета, направленный на повышение его боевых качеств. Помимо использования новых элементов бортового оборудования, предназначенных для передачи данных о целях, A-10 мог получить системы дистанционного управления.
Летом 2010 года агентство DARPA, курирующее перспективные проекты для вооруженных сил США, опубликовало первые сведения, касающиеся модернизации существующих и создания перспективных самолетов поддержки с воздуха. Специалисты DARPA выдали запрос на получение информации о перспективной технике для системы PCAS, соответствующей предъявляемым требованиям. В запросе приводились некоторые соображения по поводу современного состояния дел в этой области и желаемого результата.
Специалисты DARPA отмечали, что в существующей ситуации осуществление непосредственной поддержки войск связано с рядом специфических проблем. Главные трудности связаны с применяемыми системами связи. Поскольку для передачи данных о целях, которые требуется уничтожить, применяется голосовая радиосвязь, могут проявляться различные ошибки. Кроме того, подобный способ связи и целеуказания не способствует сокращению времени реакции. В зависимости от особенностей ситуации от передачи данных до удара может проходить до 30-60 минут.
Также имеются проблемы, свойственные пилотируемой авиации. Самолеты или вертолеты непосредственной поддержки имеют ограничения по времени патрулирования, дальности полета и т.д. Кроме того, находящийся в кабине человек не застрахован от ошибок, что добавляет проблем в и без того непростую ситуацию.
Проанализировав ситуацию, специалисты агентства DARPA пришли к выводу о необходимости создания новых ударных самолетов, имеющих несколько специфических черт. От участников программы требовалось проработать облик модернизированного штурмовика A-10, который сможет полноценно работать в рамках системы PCAS. Отдельное требование касалось систем управления. Планировалось проработать как модернизацию пилотируемого самолета A-10, так и определить возможность разработки беспилотной модификации этого штурмовика. В дальнейшем планировалось построить/переоборудовать прототипы перспективного штурмовика и провести его испытания.
Достаточно быстро военные отказались от идеи использования беспилотного варианта A-10 или модификации с возможностью дистанционного управления при сохранении кабины пилота. Расчеты показали, что подобные варианты оказываются слишком сложными для реализации в сравнении с относительно простой модернизацией существующей техники путем установки набора оборудования связи и целеуказания. Ориентировочно к 2011-12 годам все исследования по тематике беспилотника на базе самолета A-10 были прекращены.
По результатам анализа предложенных проектов агентство DARPA выбрало головного подрядчика, которому предстояло разработать все элементы системы PCAS. Им стала компания Raytheon, являющаяся одни из главных разработчиков радиоэлектронных систем для вооруженных сил США. Уже к концу 2012 года завершилась разработка отдельных элементов системы PCAS, после чего начались их испытания. В конце 2012 и начале 2013-го DARPA совместно с Raytheon изготовили и передали некоторое количество элементов системы группировке войск США, работающих в Афганистане. Порядка 500 планшетных компьютеров использовались армией для слежения за ситуацией и наведения самолетов и вертолетов поддержки. Испытания показали, что такая аппаратура позволяет сократить время, необходимое для выполнения удара, до 6-10 минут.
В феврале 2014 года компания Raytheon получила заказ на реализацию следующего этапа проекта. В ходе этих работ специалисты должны были создать набор специального оборудования, предназначенного для установки на существующие штурмовики A-10. В течение следующих 18 месяцев подрядчик должен был выполнить все работы, включая испытания доработанного самолета. Стоимость этого контракта составила 25 млн долларов.
Осенью прошлого года завершилось переоборудование опытного A-10, предназначенного для участия в испытаниях. В октябре состоялся первый полет прототипа, в ходе которого проверялась работа различных систем. В течение следующих двух месяцев тестировались средства связи и системы передачи данных о целях. На декабрь планировалось начало следующего этапа испытаний с применением вооружения. В прошлом году утверждалось, что все испытания могут быть завершены к концу весны 2015-го. В дальнейшем можно будет наладить серийное производство аппаратуры и ее поставку в войска.
На полноценное внедрение системы связи и целеуказания PCAS уйдет несколько следующих лет. В качестве опытного ударного самолета, призванного осуществлять поддержку войск, в настоящее время используется доработанный штурмовик A-10. В дальнейшем для этих целей могут использоваться и иные самолеты или вертолеты, способные нести необходимый набор вооружения. Для атаки целей, указанных сухопутными войсками, планируется использовать управляемые бомбы и ракеты, а также бортовые пушки.
В последние годы тактическая авиация ВВС США претерпевает некоторые заметные изменения. Несколько лет назад начался вывод штурмовиков A-10 в резерв. До конца следующего десятилетия эти самолеты планируется списать и постепенно заменить более новой техникой. В качестве замены для этих штурмовиков рассматриваются новейшие многоцелевые истребители Lockheed Martin F-35 Llightning II. Очевидно, в случае дальнейшего строительства и развития системы PCAS новые самолеты будут получать соответствующее оборудование, которое будет использоваться для получения целеуказания перед нанесением ударов по объектам противника.
Еще в 2010 году, когда рассматривался вариант создания ударного беспилотника на базе самолета-штурмовика A-10, в зарубежных изданиях появились несколько фотоколлажей, изображавшие возможный облик этой машины. Несмотря на отсутствие каких-либо официальных сведений о подобной технике, специалисты и любители военного дела принялись обсуждать возможность создания беспилотного варианта A-10. После новостей об отказе разработке ударного БПЛА или машины с возможностью эксплуатации в пилотируемом и беспилотном варианте обсуждения этого вопроса прекратились. Тем не менее, коллажи, изображающие беспилотный A-10, время от времени «всплывают» и становятся поводом для новых споров.
С легкой руки автора одного из коллажей гипотетический проект беспилотного штурмовика получил обозначение QA-10, составленное в соответствии с правилами номенклатуры военно-воздушных сил США. На опубликованном коллаже изображался самолет A-10 с «доработанным» фюзеляжем. Автор изображения удалил фонарь кабины, вместо которого был дорисован обтекатель соответствующей формы. Таким образом, вместо кабины пилота на гипотетическом беспилотнике имелась гладкая обшивка с некоей аппаратурой управления под ней.
Прочие элементы конструкции нарисованного самолета остались прежними: фюзеляж характерной изогнутой формы с двумя мотогондолами над хвостовой балкой, низкорасположенное прямое крыло и стабилизатор с разнесенными килями. Задуманный художником беспилотник должен был нести автоматическую пушку GAU-8/A Avenger и некоторое количество управляемых ракет и бомб. Под крылом базового штурмовика имеются 8 пилонов для подвески вооружения. Еще 3 точки подвески предусмотрены под фюзеляжем. Таким образом, беспилотный вариант штурмовика должен был сохранить подобные возможности перевозки боевой нагрузки.
Несмотря на все ожидания общественности, проект разработки беспилотного штурмовика QA-10 или A-10PCAS, как он именовался в некоторых публикациях, не разрабатывался. По результатам предварительных исследований было решено, что создание такой техники связано с рядом серьезных проблем, решение которых при нынешнем уровне развития технологий будет слишком сложным и не оправдает расходы. В частности, должны были возникнуть трудности с разработкой системы управления, «заточенной» для боевой работы на малых высотах, свойственной обычной практике применения пилотируемых штурмовиков A-10. В результате было решено отказаться от планов по созданию беспилотного штурмовика на базе существующей техники.
Тем не менее, система PCAS в дальнейшем может быть использована для управления боевой работой ударных беспилотных летательных аппаратов. Вскоре после отказа от разработки БПЛА на базе A-10 было решено скорректировать требования к перспективному тяжелому разведывательно-ударному беспилотнику, который будет разрабатываться и использоваться в будущем. По некоторым данным, сейчас не исключается включение аппаратуры системы PCAS в состав оборудования существующих беспилотных авиационных комплексов. Такой шаг позволит сократить время реакции ударной авиации при выполнении поддержки войск без необходимости строительства новой авиационной техники или серьезной модернизации существующей.
Уже в ближайшем будущем планируется начать развертывание системы PCAS, которая поможет упростить и ускорить выполнение непосредственной поддержки с воздуха в боевой обстановке. Сухопутные подразделения планируется укомплектовать специальными планшетными компьютерами с возможностью целеуказания и передачи данных тактической авиации. Некоторые самолеты, в свою очередь, должны получить соответствующее приемное оборудование. В случае успешного завершения работ аппаратуру получат имеющиеся у ВВС самолеты нескольких типов. Кроме того, в будущем ей будут оснащаться новые летательные аппараты, в том числе беспилотные. На данный момент нельзя исключать, что в рамках строительства системы PCAS будет решено вернуть в строй штурмовики A-10, выведенные в резерв. Именно на базе таких самолетов испытывается новая система, а в дальнейшем они могут стать одним из основных ее ударных средств.
Необходимо отметить, если Пентагон решит вернуть в строй штурмовики A-10, то эксплуатироваться будут именно существующие пилотируемые самолеты с набором нового оборудования. Вероятность разработки проекта БПЛА наподобие нарисованного QA-10 крайне мала. Если будет решено использовать в составе системы PCAS ударные беспилотники, то, вероятно, это будут существующие или новые машины этого класса, а не переделанные самолеты. Так или иначе, в течение нескольких следующих лет вооруженные силы США получат новую более совершенную систему связи и управления тактического уровня.
По материалам сайтов: http://darpa.mil/ https://fbo.gov/ http://defensetech.org/ http://robotpig.net/ http://globalsecurity.org/ http://diydrones.com/ http://warbirdinformationexchange.org/ http://strangernn.livejournal.com/ http://secretprojects.co.uk/
Вернуться назад
|