ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Владимир Михеев о новейших беспилотниках и перспективных системах РЭБ

Владимир Михеев о новейших беспилотниках и перспективных системах РЭБ


4-04-2015, 16:40. Разместил: sasha1959


Российские технологии радиоэлектронной борьбы – одни из самых продвинутых в мире. С их помощью можно легко ввести противника в заблуждение, имитировать на чужих радарах десятки ложных целей и получить преимущество внезапной атаки. Об уникальных возможностях радиоэлектронной борьбы и гонке технологий рассказал в интервью радиостанции ‪«Говорит Москва»‬ советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев.


Место российских разработок в мире


Порох всегда нужно держать сухим. Это нормальное состояние любой страны, которая хочет быть самостоятельной. Мы должны перестать самоуничижительно относиться к себе и вспомнить, что и радио было изобретено в России, и первыми вышли в космос.

 

Сейчас наша промышленность находится в конкурентоспособном состоянии, и это показывает то, что мы можем вести самостоятельную политику. Российская армия в последнее время усиленными темпами перевооружается, и наша современная авиация ничем не уступает.

 

К примеру, никто не поверил бы сорок лет назад, когда китайцы гоняли воробьев у себя на полях, что сейчас на каждом электронном гаджете будет стоять надпись Made in China. Нет ничего невозможного, тем более высокие позиции в мире. А что касается санкций – дальше некуда. Мое мнение как специалиста: никакого плача не будет, предприятия как работали, так и будут работать.

 

Электроника на наших самолетах


На борту нашего военного самолета не может быть иностранной электроники. Кто на военный самолет даст серьезную электронику, понимая, что завтра он прилетит к вам домой. Основа, костяк всей авионики – это наша, чисто российская электроника.

 

Что касается гражданской авиации. Мы принимали участие в проекте самолета SSJ 100 в той степени, в которой нас попросили, изготовили то, что нам заказали.

 

Сегодня мы готовим предложение по авионике для SSJ 100, а также для перспективных МС-21, которые выйдут в ближайшее время. Сначала ОАК заказала 48-50% авионики для нового самолета, но, когда поняла, что на самом деле обстановка сложная и второй половины электроники может не быть, снова обратилась к нам: а вы сделаете вторую часть?

Сейчас мы довели наше предложение по МС-21 до 70%.

 

Радиоэлектронная борьба


Системы РЭБ – это интересная тема, востребованная, потому что мы все понимаем, что стоим на пороге электронной войны. Началась она 111 лет назад со случая применения средства электронной борьбы во время Русско-японской войны. Именно тогда впервые в мире были применены радиопомехи, а сейчас это уже самостоятельная отрасль и в военной сфере, и в промышленности. Сегодня мы говорим о 15-20% ежегодного роста по направлению средств и комплексов радиоэлектронной борьбы.

 

Нам всю жизнь приходилось иметь дело с самым сильным в мире электронным противником, так как мы всегда равнялись по силам с США и ведущими странами мира. Поэтому мы развивали направления электронной борьбы, традиционно готовили свой электронный ответ, который сможет вывести систему из строя или не дать ей работать.

 

Примерно пять лет назад, когда мы поняли, что нам нужно менять очередное поколение техники, мы выпустили целый пласт разработок. В их числе и многофункциональный комплекс «Ртуть-БМ», который предназначен для защиты личного состава сухопутных войск и других на поле боя от поражения высокоточным оружием, для блокирования систем связи. Сегодня ему аналогов в мире нет.

 

Например, вертолетный комплекс РЭБ «Рычаг». Это средство защищает не только сам вертолет в полете, но и обеспечивает безопасное применение авиации, сухопутных войск. Оно блокирует работу авиации и ПВО, ЗРК и системы связи и управления противника. Это очень умный, серьезный летающий робот РЭБ. Для российских ВС он установлен на современном вертолете Ми-8МТПР1. Комплекс ведет радиоэлектронную разведку в радиусе нескольких сотен километров вокруг себя, полностью мониторит эфир во всем диапазоне частот, используемых военной радиоэлектроникой.

 

«Рычаг» поставит такую помеху, которая не позволит самолету противника применить ракету, бомбу и т.д. Он работает с очень большого расстояния, поэтому и называется «станция мощных радиоэлектронных помех».

 

Про экспорт


Рынок оружия всегда находится под особенным наблюдением. А для поставщиков он еще и серьезно контролируется. Для решения вопроса поставки наших изделий за рубеж разрабатывается целая операция, готовится предложение, ведутся длительные переговоры, определяются финансовые возможности партнера и степень его дружественности. Только после этого на государственном уровне принимается решение о поставке вооружений. Причем мы поставляем объекты «под ключ», учитывая все пожелания и возможности заказчика.

 

Иногда мы разрабатываем новые изделия для иностранного заказчика. Здесь следует сказать, что США не поставляют новые средства РЭБ за рубеж, потому что они понимают, что это изделие может быть использовано против них. Мы традиционно поставляли, потому что мы делаем «умный» РЭБ – закладываем возможности, которые позволяют использовать эти технологии в мире, но не нанесут вреда России.

 

Военные технологии для гражданской сферы


Известно, что пилот должен дышать хорошим, чистым воздухом, поэтому кто, как не мы, умеет делать аппараты искусственного дыхания. Мы выпускаем целый ряд подобной медицинской аппаратуры.

 

Кто, как не мы, понимает, что за летчиком во время полета должно быть наблюдение. Мы должны знать его пульс, его давление, понимать его реакцию на перегрузки. Этот опыт позволил нам наладить производство специальных датчиков в виде обычных часов, которые постоянно отслеживают состояние больного. Кроме того, они могут в онлайн-режиме передавать его данные по каналам связи в поликлинику, в его электронную карту.

 

Если вдруг что-то произошло, то, во-первых, он все время находится на мониторинге, во-вторых, сигнал автоматически поступит в скорую помощь. Когда скорая помощь будет выезжать к этому больному, врачи уже в дороге начнут снимать с его браслета все характеристики и смогут понять, что с ним происходит. Можно сказать, что это уже наше прошлое. Ряд поликлиник пользуются этими изделиями.

 

Ну а третье – мы же на самолете или вертолете много топлива возим, поэтому мы делаем топливные системы. Это позволяет нам создавать уникальную продукцию для ТЭК. Мы производим всевозможное оборудование для нефтегазопроводов, к примеру аварийные задвижки. Здесь должна быть 100% надежность выполнения операции. Если что-то вдруг произошло, устройство должно без света, газа и воды перекрыть эту задвижку в любых условиях и обеспечить безопасность.

 

Кроме этого, мы производим всевозможные системы зарядки автомобиля, зарядные станции. Мы же управляем всеми электросистемами самолета и поэтому можем производить станции для электромобилей и продавать их. Причем не только на наш рынок.

 

«Беспилотные» перспективы


Мы стоим на пороге развития беспилотной авиации в России. Сейчас в разработке находится целый ряд БЛА с различными назначениями, массогабаритными характеристиками и т.д.

 

В ближайшее время – думаю, на выставке «Армия-2015» – мы определенные экземпляры увидим, в том числе и беспилотник, начиненный нашей радиоэлектроникой. В ближайший год-два эта техника поступит в армию России в достаточных количествах и будет представлять из себя грозное вооружение.

 

КРЭТ для Арктики


КРЭТ – это около 100 предприятий, которые производят самую современную электронику в России. Это связь, навигация, локация, средства РЭБ – все, что понадобится и в Арктике. Наше оборудование летает на высотах 10-12 км и выше, в том числе и в космосе, так что наша техника приспособлена для этих экстремальных условий.

 

Чем отличаются условия Арктики? Мало того что там низкая температура, высокая напряженность магнитного поля Земли и многие приборы не работают, а также радиация из космоса, которая выводит из строя обычные полупроводниковые приборы.

 

Это экстраординарные условия. Так вот, наша продукция для того и сделана, чтобы работать в этих условиях. Поэтому многие образцы, как авиационные, так и наземные, будут оснащены нашей техникой.

 

Официальный сайт КРЭТ


Вернуться назад