ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Летающий ранец сплотил семью мечтой о небе
Летающий ранец сплотил семью мечтой о небе15-12-2009, 20:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Летающий ранец сплотил семью мечтой о небе
<!--IBF.ATTACHMENT_36861-->
Всего $20 в месяц, выкроенных из семейного бюджета, работа в свободное время без выходных и праздников, подручные материалы, помощь детей и, конечно, вера в себя. Так когда-то начинался проект, ныне готовый вылиться в интересный бизнес по продаже по всему миру персональных летающих ранцев, стоящих, как хороший спорткар. Вы готовы обойти Карлсона на повороте? Тогда в путь. Новозеландская компания Martin Aircraft полным ходом движется к старту мелкосерийного производства удивительного аппарата — летающего ранца Martin Jetpack. Публичный дебют этой лёгкой машины состоялся в американском Ошкоше (Oshkosh) летом прошлого года. Тогда мы довольно подробно рассказали о ней. Напомним пока лишь главное: "Мартин" поднимается в небо за счёт тяги пары вентиляторов, заключённых в кольцевые обтекатели, а приводит их один бензиновый движок (топливо применяется автомобильное). Martin Aircraft называет свою разработку первым в мире действительно практичным летающим ранцем, подразумевая его повседневное использование, простоту обучения управлению этой машиной и, на что делается особый упор, высокую безопасность. Martin Jetpack летал уже много раз, но пока, судя по всему, его не испытывали на предельные возможности, ограничиваясь осторожными подъёмами (фото Martin Aircraft Company). А что в этой области теоретически бывает ещё? "Заплечные" вертолёты с классическим большим винтом над головой пилота (об их длинной истории можно прочесть тут), ракетные ранцы (вот их история, а тут можете узнать об одном из самых совершенных образцов) да всякая редкость типа ранца с крошечными турбореактивными движками. Изобретатель "джетпака", основатель компании Гленн Мартин (Glenn Martin). Первые идеи, связанные с летающим ранцем, пришли ему в голову ещё в 1981 году, но компания была основана только в 1998-м. Первые прообразы "Джетпака Мартина" (было сделано, по меньшей мере, 9 прототипов) научились устойчиво парить лишь в 2005-м, а широкая публика узнала о существовании машины, подготовленной к серийному производству, только в прошлом году. В воздух эти аппараты поднимались. Но либо время полёта оказывалось ничтожным, либо сам полёт опасным, либо появлялись вопросы к надёжности и управляемости. В общем — экзотикой всё это и осталось, несмотря на десятилетия эволюции. Вариант персонального воздушного транспорта, предлагаемый новозеландцами, выделяется кучей параметров. И среди них потребители прежде всего оценят продолжительность полёта — до получаса. Правда, пока не завершён весь цикл испытаний, о подлинных способностях ранца судить негоже. Тем не менее есть обнадёживающие моменты. За прошедшие месяцы многочисленные поклонники "транспортных средств будущего" не раз высказывали недовольство: на опубликованных ранее снимках и в роликах ранец Мартина страхует в очень невысоком полёте пара "пеших" помощников, придерживающих машину за специальные поручни сбоку. Мол, без коррекции этих людей аппарат будет трудно управляем, а то и вовсе перевернётся. Но и это не всё. Компания разъяснила, что её аппарату присуща естественная стабильность за счёт расположения суммарного центра давления выше центра масс машины вместе с пилотом (его положение, кстати, регулируется один раз перед началом рейса). Причём эти точки находятся одна под другой как при взгляде анфас, так и в профиль. Эта схема поясняет, почему аппарат Мартина стремится стабилизироваться сам собой (иллюстрация Martin Aircraft Company). Таким образом, для того чтобы машина начала движение вперёд, назад, вбок или вращение на месте, необходимо создать некомпенсированную силу, для чего служат поворотные аэродинамические рули, расположенные в ниспадающем потоке, идущем от винтов. Этими пластинами и управляет пилот, именно они чуть-чуть наклоняют аппарат в ту или иную сторону, создавая горизонтальную составляющую общей силы тяги установки. Создатели "джетпака" пишут, что во время одного из тестовых полётов пилот бросил ручки управления и машина исправно зависла на месте — удерживаясь ровно и неподвижно. На сайте компании регулярно появляются новости, свидетельствующие о постепенном развитии проекта. Так, в декабре 2008-го фирма получила почти $970 тысяч от новозеландского правительственного фонда исследований, науки и технологий (Foundation for Research, Science and Technology). От этой суммы ещё далеко до $20 миллионов, необходимых для развёртывания полномасштабного выпуска "джетпака". Тем не менее новозеландцы обещают, что первые 10 аппаратов будут поставлены клиентам уже в нынешнем году. Новую модель (то есть самую последнюю версию эволюционировавшего "джетпака") отличает очень широкое применение углеродных композитов. Это не только лопасти винтов-вентиляторов, к примеру, но и несущая рама аппарата, и воздуховоды, и топливный бак, и ударопоглощающая клетка в нижней части машины, и ещё большой перечень деталей (фото Martin Aircraft Company). А вообще компания ведёт переговоры с более чем полусотней потенциальных покупателей, проявивших интерес к летающему ранцу. Эти люди представляют разные страны от Малайзии до Швеции. Но большинство — из США. Некая группа предпринимателей в Штатах даже высказывала идею о переносе к ним на родину производства "Джетпака Мартина", но пока об этом речь не идёт. В Новой Зеландии уже практически набрана сеть поставщиков комплектующих, — поясняет компания. И всё же американский рынок, видимо, будет для Martin Jetpack главным. Не зря заказать новинку можно уже сейчас — но только через американское подразделение фирмы — Martin Jetpack USA (цена, как ранее и было объявлено, — $100 тысяч, предоплата 10%, срок исполнения заказа — год). Потенциальные покупатели, как уверяет компания, оказались чётко разбиты на две группы: одни хотят приобрести Martin Jetpack для отдыха, другие — для работы, такой как поиск и спасение людей, наружная инспекция зданий и сооружений (вентиляторы в кольцах позволяют спокойно подлетать на этой машине к стенам). Мотор "джетпака" был разработан специально для этого аппарата. Это двухтактный V-образный четырёхцилиндровый движок рабочим объёмом 2 литра. Он развивает 200 лошадиных сил, а весит всего 60 килограммов (фото Martin Aircraft Company). (мне бы такой на машину....) Что ещё стоит узнать про аппарат? Вес пустого "джетпака" составляет 113 килограммов, максимальный взлётный — 243 кг (из них вес пилота — до 127 кг), топливный бак — 19 литров, дальность полёта — 50,7 км, максимальная скорость — 101 км/ч, статический потолок — 2,44 км (в теории, поскольку так высоко машина ещё не летала). Заметим, очень похожий на Martin Jetpack американский Trek Aerospace Springtail в самой последней модификации, именуемой EFV-4B, обладает более солидными параметрами. Вес пустого аппарата — 170 кг, максимальный взлётный — 378 кг (в том числе пилота — порядка 128), топливный бак 46,6 литра, максималка 182 км/ч, предельная дальность полёта 296 км либо два с лишним часа в воздухе, статический потолок почти 3,5 км. Вот только проект тот – подлинный долгострой, даром что появился немного раньше, так и не дождался ни славы, ни потока покупателей. А ведь первый рабочий прототип этой машины осторожно оторвался от земли ещё в декабре 2001 года, а усовершенствованный образец совершил уверенный полёт без привязи ещё в 2005-м. Собственно с тех пор приятных новостей от Trek практически не поступало. Разве что в 2008 году в арсенале фирмы появился аэрокатер (мы рассказали о нём во второй части этой новости). Серийный Martin Jetpack комплектуется аварийным парашютом от компании Ballistic Recovery Systems, спасающим весь аппарат. Открывать его можно даже на небольшой высоте, причём выбрасывает парашют специальный заряд, сходный с таковым в автомобильных подушках безопасности (фото Martin Aircraft Company). Может, дело в том, что более тяжёлый Springtail находится на полпути к сверхлёгким вертолётам с закрытой кабиной? И в этом плане он не очень удобен. Вроде уже и не ранец, но ещё и не полноценный вертолёт. Новозеландская "газонокосилка" (жужжит больно громко) ближе по весу к классическим летающим ранцам (будем считать таковыми ракетные пояса, в силу их давности). Хотя на деле и её никак на спине не потаскаешь — громоздкая вещица, что и говорить. (Кстати, интересно сравнить размеры аппаратов Martin Jetpack и EFV-4B: высота 1,52 и 2,5 метра, ширина 1,68 и 3 м, длина 1,52 и 1,6 м соответственно.) Но мы не стали бы придавать такое значение характеристикам. На наш взгляд, гораздо важнее личности, которые толкают проект от замысла к реализации. Может, дело как раз в том, что компания Martin Aircraft выросла из увлечения одного фанатичного самодельщика, который увлёк своей мечтой сначала семью, а потом и коллег по новорождённому бизнесу? Финальный вариант новозеландского ранца может похвастать прекрасной проработкой деталей. Аппарат просто красив (фото Martin Aircraft Company). Речь, конечно, о главе семейства Мартинов, — мистере Гленне. Его жена Ванесса и сыновья Харрисон (ему 16 лет) и Вильям (11 лет) несколько лет активно помогали Мартину-старшему в работе над машиной и первыми прототипами. "Когда Гленн изложил нам идею, семья ни минуты не сомневалась, что за неё надо браться", — рассказала Ванесса. Семья Мартинов (фото Martin Aircraft Company). Интересно, что первоначально работа велась по ночам в гараже Мартинов на очень скромные личные средства семьи. Секретность была такая, что дети не могли даже в школе рассказывать друзьям, над чем работает их отец. Первым тест-пилотом "джетпака" стала Ванесса, а позднее испытания взял на себя Харрисон. Они поднимали сырой ещё аппарат в воздух без посторонних глаз. Жена Гленна, в частности, ухитрялась совмещать короткие тесты около дома с хлопотами по хозяйству — ухаживанием за подрастающим поколением Мартинов, например. А Харрисон впервые опробовал изобретение отца в деле, будучи ещё 15-летним подростком. В то время в школе были каникулы, и его приятели хвастались, что подрабатывают в "Макдоналдсе", а Харрисон, вот обидно, не мог ответить им, что у него работа куда интереснее — он испытатель фантастического летающего ранца. Это потом к проекту подключилась целая команда инженеров, дизайнеров, финансистов и менеджеров, а также — несколько промышленных партнёров и исследователи из инженерного факультета университета Кентербери (Mechanical Engineering, University of Canterbury). А тогда... Ванесса вспоминает, что младший сын — Вильям — так вообще был уверен, что все отцы по ночам изобретают в гаражах какие-нибудь секретные штуковины, и был очень удивлён, узнав, что это не так. Вернуться назад |