ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Безаэродромные самолеты с аэростатической разгрузкой грузоподъемностью 20...400 тонн (Гибридные дирижабли) "Фиалка"

Безаэродромные самолеты с аэростатической разгрузкой грузоподъемностью 20...400 тонн (Гибридные дирижабли) "Фиалка"


15-12-2009, 20:08. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Устройство и особенности

Автору проекта в результате теоретических и экспериментальных исследований удалось найти концептуальную схему летательного аппарата (ЛА) сочетающего в себе лучшие качества дирижабля, самолета, вертолета и судна на воздушной подушке (СВП).

ЛА представляет собой "летающее крыло" смешанного типа, основной частью которого является дискообразный центроплан. Он служит в основном вместилищем подъемного газа (гелия), в центре которого в канале размещена подъемная система и грузовая кабина (отсек), а по краям установлены пилотско-пассажирская кабина, консоли крыла и хвостовое оперение. Снизу размещено комбинированное взлетно-посадочное устройство: колесно-лыжные опоры и шасси на воздушной подушке (ШВП).

Дискообразная форма позволяет в 3,0 - 3,5 раза уменьшить габариты газовмещающего корпуса по сравнению по сравнению с классической сигарообразной формой дирижабля и при этом почти на порядок уменьшить боковую парусность ЛА.

Наличие элементов самолета: консолей крыла и хвостового оперения позволяет обеспечить необходимую устойчивость и управляемость в горизонтальном полете, а за счет несущих свойств консолей крыла и дискообразного корпуса, а также аэростатической разгрузки конструкции достигнуть высокой транспортной эффективности по весовой отдаче и удельной производительности.

Размещение подъемного винта в центровом канале диска позволяет реализовать свойства вертикальновзлетающих ЛА, в том числе вертолетов.

Наличие элементов СВП, ШВП, а также нагнетателя ВП, в качестве которого служит подъемный винт, обеспечивают безаэродромную эксплуатацию и базирование ЛА, т. е. движение, посадку и взлет с воды, болота, любого ровного грунта, снежной поверхности и т. д.

Безаэродромность и наличие на борту технологического блок-модуля самообслуживания, размещенного в грузовой кабине (отсеке), позволяет обеспечить автономность эксплуатации: не нужны элинги, швартовочные устройства, взлетно-посадочные полосы, площадки и другие элементы инфраструктуры, характерные для обычных дирижаблей, самолетов и вертолетов.

Размещение подъемной силовой установки (СУ) в канале диска, а маршевых СУ на задней части диска-центроплана позволяет создать наиболее удачную компоновку в целом СУ, обеспечивающую необходимые тяговые характеристики на всех режимах полета с одновременным обеспечением стабилизации и управления.

Наличие на ЛА трех принципов создания подъемной силы: аэростатической, аэродинамической и реактивной, возможности посадки на любую естественную ровную поверхность, обдувка органов управления и стабилизации воздушным потоком от винтов СУ, относительно невысокая удельная нагрузка на несущие поверхности с одновременным использованием современных авиационных систем управления и навигации позволяет достигнуть высокой надежности и безопасности эксплуатации.

Таким образом, приведенная концепция тяжелого грузоносителя на базе современных достижений авиационного двигателестроения, систем управления, конструкционных материалов и технологий уже сегодня может быть реализованы.

Представленный материал может быть использован для разработки бизнес-плана в любой сфере хозяйственной деятельности

Основные преимущества

Основные преимущества самолета с аэростатической разгрузкой перед обычным самолетом:
  • посадка и взлет с любой естественной земной поверхности: море, озеро, река, болото, сельскохозяйственное поле, взлетно-посадочная полоса, автомобильная дорога и т. д.;
  • сверхукороченный разбег и пробег с возможностью вертикального взлета и посадки;
  • высокая весовая отдача: в1,5 - 2,0 раза больше по сравнению с турбореактивными транспортными самолетами типа "ИЛ-76" и в 2,5 - 3,5 раза выше по сравнению с турбовинтовыми самолетами типа "АН";
  • пустая конструкция имеет аэростатическую разгрузку на 20 - 70 % в зависимости от типоразмера;
  • доставка груза и пассажиров в труднодоступные регионы России: Крайний Север, Восточная Сибирь и Дальний Восток;
  • глобальная дальность полета с возможностью доставки груза в любую точку Земли без дозаправки топливом;
  • стоимость доставки груза сравнима со стоимостью перевозки железной дорогой;
  • исключаются дорогостоящие аэропортовые сооружения: обслуживание осуществляется с помощью мобильных технологических блок-модулей, установленных в любой части Земли;
  • является высокоэффективным средством по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного характера: промышленных и лесных пожаров, землетрясений и наводнений, разливов нефти и нефтепродуктов на море и др.

Тушение лесных пожаров

В настоящее время тушение глобальных лесных пожаров с помощью традиционных способов как с воздуха с помощью вертолетов и самолетов (и гидросамолетов), так и с земли малоэффективно. Подтверждение тому служат, например, лесные пожары на площади 230 тыс. га в России (Хабаровский край, 1998 год) и США на площади 200 тыс. га (штаты Аризона и Вашингтон, август 2001 года).

Изобретенное в России воздушное судно большой грузоподъемности может отлично справиться с указанной задачей.

Безаэродромный самолет с аэростатической разгрузкой грузоподъемностью 20 - 400 тонн (гибридный дирижабль) запатенотован в:
  • России: патент № 2.092.381 "Гибридный дирижабль конструкции Филимонова";
  • Германии: патент № 0861773;
  • США: патент № 5.909.857.
Преимущество указанного воздушного судна по сравнению с другими летательными аппаратами, предназначенными также для тушения лесных пожаров, в том, что оно способно локализовать лесной пожар за короткое время.

Совершив вертикальную посадку на ближайший от пожара водоем и взяв на борт огромное количество воды (200 тонн и более), он обеспечивает быстрое и эффективное тушение лесного пожара. Так, например, расчеты показали, что Хабаровский лесной пожар, имевший статус мировой экологической катастрофы, можно было бы локализовать с помощью только одного воздушного судна за одни сутки.

Ежегодно на планете Земля гибнут от лесных пожаров миллионы гектаров леса, стоимость которых составляет около 16 миллиардов долларов США. Фактически сгорают "легкие" Земли. Автор вышеназванного патента предлагает в первую очередь странам, страдающим ежегодно от разрушительных лесных пожаров, объединить денежные и материальные ресурсы с целью постройки вышеуказанного воздушного судна для тушения глобальных лесных пожаров, остановив тем самым надвигающуюся экологическую катастрофу.

Геометрические данные

Основные геометрические данные

Самолет Ф-10 Ф-15 Ф-20 Ф-25 Ф-30 Ф-35
Общие габариты:
длина L, м 48 72 96 120 144 168
размах l, м 46 71 94 118 141 165
высота H, м 13 20 27 33 50 47
Площади несущие:
общая, м2 776 1742 3102 4880 6987 9513
диска центроплана, м2 620 1392 2478 3898 5582 7600
консолей крыла, м2 156 350 624 982 1405 1913
Центроплан:
диаметр центроплана Dd, 25,8 38,6 51,5 64,6 77,3 90,2
Габариты канала:
диаметр входной Dвх, м 10 15 20 25 30 35
диаметр выходной Dвых, м 12,9 19,3 25,8 32,2 38,6 45,1
высота Hкан, м 8,3 12,5 16,7 21,0 25,1 29,3
Кабина грузо-пассажирская носовая:
длина, м 11,0 16,5 22,0 27,5 34,0 39,0
ширина, м 3,5 4,0 5,0 6,0 7,0 8,0
высота, м 6,0 8,0 11,0 14,0 17,0 20,2
объем, м3 231 528 1210 2310 4046 6240
Грузовой отсек центральный:
диаметр основания Dго, м 8,3 12,5 16,7 20,8 25,0 29,2
высота Hго, м 6,1 9,2 12,2 15,3 18,3 21,4
объем, м3 182 694 1655 3114 5550 8846
Грузовые отсеки хвостовые (2 шт.):
длина, м 11,0 16,5 22,0 27,5 34,0 39,0
ширина, м 1,75 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0
высота, м 3,0 4,0 5,5 7,0 8,5 10,0
объем, м3 115x2 264x2 605х2 1155x2 2043x2 3120x2
Аэростатический объем:
общий, м3 2070 6960 16530 32320 55890 88800
центроплана, м3 1710 5750 13660 26710 46190 73390
крыла, м3 235 768 1870 3650 6315 10030
хвостового оперения, м3 125 425 1000 1960 3385 3380

Сравнительные данные: Фиалка-10

Самолет Фиалка-10 АН-8 АН-72
Взлетная масса, м 35 38 34
Масса пустого (снаряженного) самолета, т 10 26 17
Аэростатический объем, тыс. м3 2 - -
Силовые установки:
суммарная мощность, кВт, или тяга, ?аН, в том числе: 3680 7620 12740
маршевых 2х1175 2x3810 2x6370
подъемных 2х665 - -
количество, тип и марка двигателей:
маршевых 2ТВД ТВ-117 2ТВД АИ-20Д 2ТРДД Д-36
подъемных 2ГТД - 3Ф - -
нагрузка на ометаемую подъемным винтом площадь, (?аН/м2) 70 - -
Крейсерская скорость, км/ч 180 520 720
Высота полета, км до 3 до 6 8-10
Перегоночная дальность, км 15000 - -
Целевая нагрузка, т, при дальности 24,0 при L=850
14,4 при L=4400
11,0 при L=850
2,7 при L=4400
10,0 при L=850
7,5 при L=4400
Полная весовая отдача, % 77 32,6 50
Аэростатическая разгрузка пустой конструкции, % 20 - -
Габариты:
длина, м 40 31 28
размах крыла, м 46 37 32
высота, м 13 10 8
Взлетно-посадочные данные:
скорость отрыва Vотр, км/ч 55-60 240 250
скорость посадочная Vпос, км/ч 55-60 250 260
длина разбега, м 50 - -
длина пробега, м 40 - -
требования к взлетно-посадочной площадке (полосе) естественная площадка: озеро, река, болото, с/х поле и т. д. специально подготовленная ВВП: бетонная или грунтовая специально подготовленная ВВП: бетонная или грунтовая

Сравнительные данные: Фиалка-15

Самолет Фиалка-15 АН-128
Взлетная масса, м 81 61
Масса пустого (снаряженного) самолета, т 22 37
Аэростатический объем, тыс. м3 7 -
Силовые установки:
суммарная мощность, кВт, или тяга, ?аН, в том числе: 8180 12520
маршевых 2х2625 4х3130
подъемных 2х1465 -
количество, тип и марка двигателей:
маршевых 2ТВД АИ-20к 4ТВД АИ-20м
подъемных 2ТВ З-117 -
нагрузка на ометаемую подъемным винтом площадь, (?аН/м2) 70 -
Крейсерская скорость, км/ч 180 520
Высота полета, км до 3 4,5-6
Перегоночная дальность, км 20000 -
Целевая нагрузка, т, при дальности 60 при L=1000
45 при L=3350
20 при L=750
10 при L=3350
Полная весовая отдача, % 83 39
Аэростатическая разгрузка пустой конструкции, % 32 -
Габариты:
длина, м 72 33
размах крыла, м 70,5 38
высота, м 20 10,5
Взлетно-посадочные данные:
скорость отрыва Vотр, км/ч 55-60 230
скорость посадочная Vпос, км/ч 55-60 220
длина разбега, м 75 1200
длина пробега, м 60 940
требования к взлетно-посадочной площадке (полосе) естественная площадка: озеро, река, болото, с/х поле и т. д. специально подготовленная ВВП: бетонная или грунтовая

Сравнительные данные: Фиалка-20

Самолет Фиалка-20 ИЛ-76
Взлетная масса, м 148 157
Масса пустого (снаряженного) самолета, т 39 70
Аэростатический объем, тыс. м3 16,5 -
Силовые установки:
суммарная мощность, кВт, или тяга, ?аН, в том числе: 14560 48000
маршевых 2х4675 4x12000
подъемных 2х2600 -
количество, тип и марка двигателей:
маршевых 2ТВД V-22 4ТРДД Д-30 КП
подъемных 2ГТД SH-53E -
нагрузка на ометаемую подъемным винтом площадь, (?аН/м2) 70 -
Крейсерская скорость, км/ч 180 850
Высота полета, км до 3 9-12
Перегоночная дальность, км 22000 -
Целевая нагрузка, т, при дальности 70 при L=5000
88 при L=3000
40 при L=5000
Полная весовая отдача, % 85 55
Аэростатическая разгрузка пустой конструкции, % 42 -
Габариты:
длина, м 96 47
размах крыла, м 94 50
высота, м 27 16
Взлетно-посадочные данные:
скорость отрыва Vотр, км/ч 55-60 215-230
скорость посадочная Vпос, км/ч 55-60 190-235
длина разбега, м 100 850
длина пробега, м 80 450
требования к взлетно-посадочной площадке (полосе) естественная площадка: озеро, река, болото, с/х поле и т. д. специально подготовленная ВВП

Сравнительные данные: Фиалка-25

Самолет Фиалка-25 АН-22
Взлетная масса, м 238 225
Масса пустого (снаряженного) самолета, т 63 120
Аэростатический объем, тыс. м3 32 -
Силовые установки:
суммарная мощность, кВт, или тяга, ?аН, в том числе: 22710 44000
маршевых 3х4855 4x11000
подъемных 2х4070 -
количество, тип и марка двигателей:
маршевых 3ТВД V-22 4ТВД НК-12МТ
подъемных 2ГТД Д-25В -
нагрузка на ометаемую подъемным винтом площадь, (?аН/м2) 70 -
Крейсерская скорость, км/ч 180 550
Высота полета, км до 3 4,5-6,0
Перегоночная дальность, км 26000 9000
Целевая нагрузка, т, при дальности 147 при L=3100
112 при L=5250
60 при L=3100
40 при L=5250
Полная весовая отдача, % 87 47
Аэростатическая разгрузка пустой конструкции, % 51 -
Габариты:
длина, м 120 57
размах крыла, м 118 64
высота, м 33 12,5
Взлетно-посадочные данные:
скорость отрыва Vотр, км/ч 55-60 240
скорость посадочная Vпос, км/ч 55-60 250
длина разбега, м 125 -
длина пробега, м 100 -
требования к взлетно-посадочной площадке (полосе) естественная площадка: озеро, река, болото, с/х поле и т. д. специально подготовленная ВВП

Сравнительные данные: Фиалка-30

Самолет Фиалка-30 С-5А (США)
Взлетная масса, м 353 323
Масса пустого (снаряженного) самолета, т 90 145
Аэростатический объем, тыс. м3 56 -
Силовые установки:
суммарная мощность, кВт, или тяга, ?аН, в том числе: 32800 74400
маршевых 2х10540 4x18600
подъемных 3х3910 -
количество, тип и марка двигателей:
маршевых 2ТВД НК-12МВ 4ТРДД
подъемных 3ГТД Д-25В -
нагрузка на ометаемую подъемным винтом площадь, (?аН/м2) 70 -
Крейсерская скорость, км/ч 180 815
Высота полета, км до 3 10-13
Перегоночная дальность, км 31000 -
Целевая нагрузка, т, при дальности 174 при L=5600
283 при L=1000
100 при L=5600
Полная весовая отдача, % 90 55
Аэростатическая разгрузка пустой конструкции, % 62 -
Габариты:
длина, м 144 75
размах крыла, м 141 68
высота, м 40 18
Взлетно-посадочные данные:
скорость отрыва Vотр, км/ч 55-60 220
скорость посадочная Vпос, км/ч 55-60 230
длина разбега, м 150 -
длина пробега, м 120 -
требования к взлетно-посадочной площадке (полосе) естественная площадка: озеро, река, болото, с/х поле и т. д. специально подготовленная ВВП (LВВП=3400 м

Сравнительные данные: Фиалка-35

Самолет Фиалка-35 АН-124 АН-225
Взлетная масса, м 493 405 600
Масса пустого (снаряженного) самолета, т 123 - -
Аэростатический объем, тыс. м3 89 - -
Силовые установки:
суммарная мощность, кВт, или тяга, ?аН, в том числе: 44670 92000 138000
маршевых 4х7175 4x23000 6x23000
подъемных 2х7980 - -
количество, тип и марка двигателей:
маршевых 2ГТД Д-136 4ТРДД Д-18Т 6ТРДД Д-18Т
подъемных 2ГТД Д-136 - -
нагрузка на ометаемую подъемным винтом площадь, (?аН/м2) 70 - -
Крейсерская скорость, км/ч 180 800-850 700-850
Высота полета, км до 3 10-12 10-12
Перегоночная дальность, км 40000 16500 14700
Целевая нагрузка, т, при дальности 286 при L=4500
417 при L=1000
125 при L=4500 200 при L=4500
Полная весовая отдача, % 93 - -
Аэростатическая разгрузка пустой конструкции, % 72 - -
Габариты:
длина, м 168 69 84
размах крыла, м 165 74 89
высота, м 47 21 18
Взлетно-посадочные данные:
скорость отрыва Vотр, км/ч 55-60 240 250
скорость посадочная Vпос, км/ч 55-60 250 260
длина разбега, м 175 - -
длина пробега, м 140 - -
требования к взлетно-посадочной площадке (полосе) естественная площадка: озеро, река, болото, с/х поле и т. д. специально подготовленная ВВП с высокой несущей способностью специально подготовленная ВВП с высокой несущей способностью


Перспективы развития

Приведенные данные по проекту позволяют сделать следующие выводы.

Внедрение безаэродромного самолета с аэростатической разгрузкой открывает широкие перспективы развития воздушного транспорта на принципиально новом техническом уровне.

Применение такого ЛА в качестве воздушного транспортного средства позволит:
  • значительно сократить расход углеводородного сырья, потребляемого в целом воздушным транспортом;
  • отказаться от дорогостоящих аэропортовых сооружений, сократив также в несколько раз связанные с ними расходы;
  • отказаться от строительства железных и автомобильных дорог на Крайнем Севере, Сибири и Дальнем Востоке России;
  • позволит выступить воздушному транспорту (с использованием такого ЛА) в качестве альтернативы Северному морскому транспорту;
  • снизить в несколько раз транспортные затраты при освоении нефтяных и газовых месторождений в труднодоступных регионах России;
  • обеспечить эффективную защиту населения в экстремальных ситуациях техногенного и природного характера.
Некоторые перспективные области применения самолета с аэростатической разгрузкой (или аэростатического транспортного средства) представлены ниже


Вернуться назад