ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Участникам Российской антарктической экспедиции предстоит проникнуть в подледниковое озеро

Участникам Российской антарктической экспедиции предстоит проникнуть в подледниковое озеро


9-11-2014, 03:39. Разместил: sasha1959

9 ноября, 1:44
Новая экспедиция везет к месту научных работ механизмы, которые смогут обеспечить выравнивание давления в озере и в скважине, чтобы после вскрытия границы льда вода реликтового озера не поднималась


Российские ученые, проводившие работы на подледном озере Восток в 2012 году

Российские ученые, проводившие работы на подледном озере Восток в 2012 году

©  EPA/ИТАР-ТАСС/ARCTIC AND ANTARCTIC RESEARCH INSTITUTE PRESS SERVICE

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 8 ноября. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Проникновение в подледниковое озеро Восток, лежащее в центре Антарктиды, вблизи Южного полюса планеты, предстоит осуществить участникам 60-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Экспедиция началась в субботу в 21:30 мск. В этот момент первое из трех экспедиционных судов - "Академик Федоров" - покинуло Морской торговый порт Санкт-Петербург и взяло курс на южный континент. "Судно вышло без задержек, точно по графику", - сообщил корр. ТАСС заместитель начальника Российской антарктической экспедиции Вячеслав Мартьянов.

 

Буровые работы на уникальной глубинной скважине в 3769 метров, которая ведет к границе лед-вода реликтового озера Восток, возобновятся с глубины 3724 метра. Таким образом, участникам нынешней Российской антарктической экспедиции осталось пробурить 45 метров до проникновения в озеро. Новая экспедиция везет к месту научных работ механизмы, которые смогут обеспечить выравнивание давления в озере и в скважине, чтобы после вскрытия границы льда вода реликтового озера не поднималась по отверстию во льду, сводя на нет усилия буровиков.

 

Так уже случилось после первого проникновения в озеро. Российские ученые и буровики впервые пробились через почти четырехкилометровый ледовый панцирь к водам озера Восток 5 февраля 2012 года. Тогда были взяты первые пробы воды, в которой обнаружили следы живых организмов. Однако через год вода поднялась на 500 метров и замерзла, после чего пришлось продолжать работы с полпути, прокладывая новую скважину параллельно первой.

 

Планомерное изучение озера Восток планируется начать в 2016 году, после того как будет утверждена государственная программа по финансированию этих уникальных научных работ, отметил Мартьянов.

Что еще предстоит сделать в Антарктиде

60-й Российской антарктической экспедиции предстоит создать новую полевую базу "Дружба". "Здесь будет создан аэродром для летающей геофизической лаборатории, размещенной на борту самолета Ан-2, и спартанский полевой лагерь в четыре контейнера", - сообщил Мартьянов. В задачи геофизической лаборатории входит геофизическая съемка поверхности Антарктиды. База нужна для того, чтобы лаборатория могла провести работы в ранее не исследованном районе к югу от круглогодичной российской станции Мирный и к западу от шельфового ледника.

 

Для аэродрома выбран ледник Купол Завадского, так как таяние там не очень интенсивное, что позволяет обеспечить возможность взлета и посадки на протяжении исследовательских работ. С других антарктических аэродромов летающая лаборатория сюда добраться не может, так как район удален от них на 500 км и более, пояснил собеседник агентства.

 

Кроме того, экспедиция доставит на станцию Новолазаревская новую оснастку (систему приводов, посадочную плиту для оптики и зеркал, систему опоры) для 200-миллиметрового телескопа АЗТ-7 - единственного российского телескопа в Антарктиде, с помощью которого ведется наблюдение за отражением от Земли потоков солнечной энергии, напрямую влияющих на климат на Земле. Новое оборудование изготовлено на опытном производстве Главной (Пулковской) астрономической обсерватории. "Если сравнить телескоп с человеком, то прежним в антарктическом телескопе останется только "глаз" - оптическая система, а все остальное - "мозг, руки, ноги" - изготовлены заново", - пояснил корр. ТАСС научный сотрудник Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета Владимир Хохлов, курирующий антарктические астрономические исследования. По его словам, модернизация улучшит управляемость телескопом и увеличит точность результатов наблюдения.

 

Экспедиция также везет в Антарктиду новую аппаратуру для наземного обеспечения деятельности спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Специалисты Роскосмоса, которые входят в состав экспедиции, протестируют сигнал ГЛОНАСС на всем пути следования научно-экспедиционного судна "Академик Федоров".

 

Маршрут "Академика Федорова.

Всего за 180 дней экспедиции судно "Академик Федоров" дважды пересечет экватор, зайдет в немецкий порт Бремерхафен и Южноафриканский Кейптаун. В Антарктиде экспедиция посетит полевую базу "Молодежная", которую в этом сезоне решено расконсервировать, а также круглогодичные станции Мирный, Новолазаревская и Прогресс (сюда судно зайдет трижды). На рейдах вблизи береговых станций произойдет выгрузка научной аппаратуры, предметов снабжения, высадка сезонного состава экспедиции. В этих же точках на борт судна поднимутся полярники, зимовавшие на российских круглогодичных антарктических станциях.

 

В рамках экспедиции запланировано широкое международное сотрудничество. На инфраструктуре РАЭ будут работать ученые из США, Германии, Белоруссии, Таджикистана, Аргентины. Группа российских исследователей вечной мерзлоты будет осуществлять совместные исследования со своими коллегами из Новой Зеландии в оазисе Сухие Долины, расположенном в районе американской антарктической станции Мак-Мердо. По предположению специалистов, именно здесь находятся самые древние мерзлотные породы нашей планеты.

 

Возвращение "Академика Федорова" в Санкт-Петербург запланировано на 7 мая 2015 года. Помимо этого судна в составе 60-й Российской антарктической экспедиции будут работать еще два - "Академик Трешников" и "Академик Александр Карпинский".

 

О судне

 

Научно-исследовательское судно "Академик Федоров" было построено в 1987 году в Финляндии по заказу СССР. Оно названо в честь академика АН СССР героя Советского Союза Евгения Федорова, работавшего на первой советской дрейфующей станции "Северный полюс-1". Судно является непременным участником российских антарктических экспедиций, а когда в Антарктиде зима, совершает рейсы в Арктику. В этом году перерыв между арктическим и антарктическим рейсами составил всего две недели. В Арктике судно выполняло работы по уточнению положения внешней границы континентального арктического шельфа России.

 

 

http://itar-tass.com/politika/1560027


Вернуться назад