Когда дело касается сердечных приступов, приведших к внезапным остановкам сердца, каждая минута задержки кардинально снижает шанс пострадавшего человека на выживание. В самом лучшем случае время от момента сердечного приступа до прибытия машины скорой помощи может составить около 10 минут, в то время как уже через пять-шесть минут в головном мозге человека, не получающем кислорода, начинают происходить необратимые изменения. Алек Момонт (Alec Momont), аспирант из Технологического университета Дельфта, Голландия, придумал весьма простое решение проблемы оказания первой помощи при остановке сердца. Он разработал беспилотный летательный аппарат Ambulance Drone, в котором имеется встроенный дефибриллятор и коммуникационное оборудование при помощи которого специалист-медик может руководить действиями обычных людей, находящихся возле пострадавшего человека.
"Согласно имеющейся статистике, в странах Европейского Союза около 800 тысяч человек ежегодно переносят приступы и внезапную остановку сердца. Из этих 800 тысяч выживает только около 8 процентов, к остальным же помощь просто не успевает добраться вовремя" - рассказывает Алек Момонт, - "Разработанный мной беспилотник, способный летать со скоростью 100 километров в час, может в дежурном режиме покрыть площадь в 12 квадратных километров, обеспечивая время прибытия к месту происшествия около 1 минуты. А это уже позволит поднять шанс выживания пострадавшего с 8 до 80 процентов".
Конструкция беспилотника Ambulance Drone рассчитана таким образом, что он, кроме дефибриллятора, может нести набор готовых к употреблению медикаментов. Благодаря появлению компактной реализации технологии автоматической дефибрилляции (Automated External Defibrillators, AEDS), уникальной конструкции, изготовленной из легкого углеродистого пластика, и мощных роторов, беспилотник Ambulance Drone способен нести универсальную "аптечку" весом в 4 килограмма, плюс еще 4 килограмма другого дополнительного груза.
Но самым главным в конструкции беспилотника Ambulance Drone является отнюдь не дефибриллятор и аптечка. Главную роль играет встроенная в него навигационная и коммуникационная система. Навигационная система позволяет аппарату самостоятельно найти телефон человека, вышедшего на связь со службой скорой помощи, и "на всех парах" прибыть к месту происшествия.
Встроенная в аппарат камера передает "живое" видео в центр управления, где находится квалифицированный специалист-медик. Звуковое оборудование позволяет медику слышать все, что происходит вокруг пациента, то, что ему сообщают окружающие пострадавшего люди, и инструктировать людей, которые будут оказывать пострадавшему первую помощь при помощи дефибриллятора и медикаментов.
"В настоящее время лишь 20 процентов обычных людей, не проходивших специальной подготовки, способны успешно использовать дефибриллятор" - рассказывает Алек Момонт, - "Под руководством опытного медика с этой задачей успешно могут справиться уже 90 процентов людей. Кроме этого, спокойный голос специалиста, дающего понятные и простые инструкции, позволит уменьшить панику, возникшую вокруг пострадавшего человека".
Но, до того момента, когда беспилотники Ambulance Drone смогут принять участие в деле спасения человеческих жизней пройдет достаточно долгое время. Все дело заключается в том, что в Голландии и в некоторых других европейских странах законом запрещено использование в любых целях беспилотных летательных аппаратов в городских условиях. Тем не менее, разработка Алека Момонта уже возбудила некоторый интерес в медицинском секторе, что позволяет надеяться на то, что такие беспилотники все же появятся в распоряжении медиков тех стран, где законы не так строги.