ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > У восьмимесячных детей есть базовые знания об анатомии животных

У восьмимесячных детей есть базовые знания об анатомии животных


9-10-2013, 15:27. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

У восьмимесячных детей есть базовые знания об анатомии животных


Схема одного из экспериментов для двух объектов: один сделан из банки, другой из коробки
Схема одного из экспериментов для двух объектов: один сделан из банки, другой из коробки. В этом эксперименте объекты сначала демонстрировали способность самостоятельно передвигаться (self-propelled condition), а потом признаки наличия свободной воли, изображая общение с экспериментатором (agentive condition): объект издавал какие-то звуки, а экспериментатор «отвечал» на них. После этого ребенку показывали, что объект внутри пустой (hollow trial) или же что он со всех сторон закрыт, то есть внутрь него невозможно заглянуть (closed trial). Когда объект мог самостоятельно передвигаться и общаться с экспериментатором, дети выражали недоумение, если выяснялось, что объект пустотелый; если же внутрь объекта посмотреть было нельзя, ничто не противоречило поведению объекта как живого существа, и дети не чувствовали дискомфорта. Изображение из обсуждаемой статьи в PNAS

Эксперименты, проведенные американскими исследователями, показали, что у восьмимесячных детей уже есть абстрактные представления о том, какими свойствами должны обладать животные. Так, дети склонны считать живыми объекты, которые могут самостоятельно передвигаться и взаимодействовать с человеком (то есть обладают свободой воли). Также считаются живыми объекты, которые могут самостоятельно передвигаться и имеют шерсть — характерный для животных признак. При этом пустотелые объекты живыми не признавались: по мнению маленьких детей, животное должно быть заполнено внутренностями.

Американские исследователи решили изучить свойства, которые заставляют детей признавать объект живым. Известны данные опроса детей трехлетнего возраста о внутреннем устройстве различных предметов и животных (см.: Rochel Gelman, 1990. First principles organize attention to and learning about relevant data: Number and the animate-inanimate distinction as examples, PDF, 1,65 Мб): отвечая на вопрос, что находится внутри объекта, дети иногда говорили, что внутри ничего нет, но только не когда речь шла о животном. Это заставляет предположить, что дети не просто считают живыми объекты, которые выглядят похоже на животных или ведут себя характерным для животного образом, — дети ожидают от этих объектов еще каких-то биологических свойств, особенного внутреннего устройства. В новом исследовании эту гипотезу проверяли на совсем маленьких, восьмимесячных, детях, еще не умеющих говорить.

Как узнать мнение ребенка, если он еще не способен рассказать экспериментаторам о своих предположениях? Для этого применяют метод «неоправданных ожиданий»: по степени озадаченности ребенка увиденным делают вывод о том, что именно ребенок ожидал увидеть. В описываемых экпериментах ребенок сначала наблюдал за поведением объекта, который по некоторым признакам напоминал настоящее животное (например, был способен самостоятельно передвигаться). После этого ребенку демонстрировали каким-то очевидным для взрослого образом, что объект никак не может быть живым. Например, показывали, что у объекта внутри, или трясли его так, чтобы было слышно, что внутри что-то гремит. При этом измеряли время, в течение которого ребенок смотрел на объект. Принималось, что чем дольше смотрит ребенок, тем выше степень его озадаченности. Это означает, что свойства поведения объекта, которые ребенку демонстрировали в начале эксперимента, не согласуются в его представлении с более поздними сведениями, полученными об устройстве этого объекта. В серии таких экспериментов с разными искусственными объектами было выявлено, какие свойства объектов заставляют детей считать их живыми.

Исследователи создали набор объектов, в большей или меньшей степени напоминавших настоящих животных. Чтобы изобразить способность объекта самостоятельно передвигаться, его перемещали с помощью ручки, уходившей за перегородку, за которой прятался экспериментатор. Манеру передвижения объектов меняли: их перемещали по разным траекториям, скользящими движениями или скачками. Чтобы сымитировать способность объектов «вести диалог», в них были встроены динамики. Кроме того, использовались объекты разной формы (округлые, цилиндрические, в форме параллелепипеда) и покрытые разными материалами (пряжей, бумагой или шерстью животных).

Оказалось, что способ передвижения не влияет на то, как дети воспринимают объект. Да и вид объекта тоже не слишком важен: предмет довольно необычного вида может быть признан живым, если он продемонстрирует способность самостоятельно передвигаться и общаться с экспериментатором. В то же время, наличие шерсти было существенным дополнительным аргументом: если покрытый шерстью предмет мог самостоятельно двигаться, то дети признавали его живым. Видимо, это связано с уже накопленным детьми опытом: по словам их родителей, 60% детей, участвовавших в эксперименте, регулярно общаются с пушистыми животными, а 83% хотя бы раз в жизни трогали пушистое животное.

Для того чтобы дети признали объект живым, необходимо было наличие у него хотя бы двух из перечисленных свойств. Например, если объект двигался и взаимодействовал («общался») с человеком, то дети думали, что он живой, и их озадачивало, когда внутри объекта оказывалось пусто или что-то гремело. Но при отсутствии одного из этих свойств пустые внутренности не удивляли испытуемых. То же самое происходило, когда им показывали обклеенную шерстью коробку: если она в ходе эксперимента двигалась «самостоятельно», то дети принимали ее за живую и ожидали, что внутри коробки что-то будет (или, по крайней мере, что внутренняя пустота будет не видна); если же коробка в ходе эксперимента не двигалась, то детей не удивляло, что она оказывалась пустой или гремела при встряхивании (это указывает на то, что внутри явно не всё заполнено), потому что они и так не предполагали у нее признаков жизни.

Таким образом, было выявлено, что для детей восьмимесячного возраста необходимым условием признания объекта живым является наличие у него некоторых внутренностей. Ясно, что такие маленькие дети не имеют представления о том, как на самом деле устроены животные внутри. Однако у них уже есть абстрактное знание, что какие-то внутренности у животного обязательно должны быть. И особенно удивительно, что именно внутреннее устройство, а не внешний вид определяет то, признается объект живым или нет.

Источник: Peipei Setoh, Di Wu, Renée Baillargeon & Rochel Gelman. Young infants have biological expectations about animals // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2013. V. 110. No. 40. P. 15937–15942. Doi:10.1073/pnas.1314075110.

Юлия Кондратенко


Вернуться назад