По всему миру найдены сотни таких отпечатков. Мужскими их принято считать просто потому, что рядом с ними изображена дичь: бизоны, олени, лошади, мамонты. То ли охотники вели счёт трофеям, то ли проводили магические ритуалы, дабы обеспечить удачную охоту.
«Действительно, в большинстве общин охотников и собирателей животных убивают мужчины, — отмечает г-н Сноу. — Но именно женщины обычно тащат мясо в лагерь. К тому же они не меньше мужчин заинтересованы в успешной охоте».
Фото Dean Snow.
Исследование г-на Сноу началось более десяти лет назад, когда ему попалась на глаза работа британского биолога Джона Мэннинга, который обнаружил, что у мужчин и женщин разная относительная длина пальцев: у женщин безымянный и указательный пальцы (есть такая тенденция) примерно одной величины, а у мужчин безымянный вроде бы длиннее.
На следующий день г-н Сноу достал с полки изданную 40 лет назад книгу о наскальной живописи. На обороте передней стороны обложки был изображён в цвете отпечаток руки из знаменитой пещеры Пеш-Мерль на юге Франции. Если верить Мэннингу, то была женская рука...
Отпечатки рук найдены в пещерах Аргентины, Африки, Борнео и Австралии. Но самые известные примеры находятся в пещерах на юге Франции и севере Испании. Им от 12 до 40 тыс. лет. Именно к ним и обратился г-н Сноу. Он рассмотрел сотни отпечатков, хотя многие слишком слабы или смазаны. В итоге измерить удалось только 32 изображения (как отпечатков, так и сделанных техникой трафарета): 16 — из испанской пещеры Эль-Кастильо, 6 — из пещеры Гаргас (Франция), 5 — из Пеш-Мерль.
Г-н Сноу пропустил полученные показатели через алгоритм, который он разработал на основе измерений рук выходцев из Европы, живших по соседству с его университетом. Учитывалась не только длина пальцев, но и длина кисти, соотношение размеров безымянного и указательного, указательного и мизинца. Увы, поскольку руки мужчин и женщин во многом схожи, алгоритм правильно угадывал половую принадлежность человека по руке лишь в 60% случаев.
Но руки первобытных людей, к счастью для г-на Сноу, демонстрировали лучше выраженный диморфизм, то есть их характеристики реже совпадали, чем у современных людей. 20 тыс. лет назад мужчины были больше мужчины, а женщины — больше женщины.
В общем, оказалось, что 24 кисти из 32 (75%) принадлежали женщинам.
По мнению Дина Сноу, слева, скорее всего, мужчина, справа — женщина. (Отпечатки из пещеры Эль-Кастильо в Кантабрии, Испания.)
Как и следовало ожидать, выводы вызвали неоднозначную реакцию у специалистов. Несколько лет назад эволюционный биолог Дейл Гатри выполнил похожий анализ палеолитических отпечатков рук. Его работа (основанная в основном на различиях в ширине ладони и большого пальца) показала, что львиная доля отпечатков принадлежит мальчикам-подросткам.
Взрослым пещеры должны были казаться опасными и неинтересными, но мальчики могли исследовать их, обуреваемые жаждой приключений, считает г-н Гатри, почётный профессор Аляскинского университета в Фэрбенксе (США): «Они рисовали то, что приходило им в голову, то есть в основном две вещи — голых женщин и больших, страшных млекопитающих».
Другие исследователи более благосклонно отнеслись к новым данным.
«Полагаю, эту статью можно назвать вехой», — говорит археолог Дэйв Уитли из консалтинговой фирмы ASM Affiliates (США). Хотя отпечатки обсуждаются уже десятки лет, впервые кому-то удалось синтезировать приличную доказательную базу.
Г-н Уитли отвергает мысль г-на Гатри о том, что наскальное искусство создавалось по чисто практическим причинам, имевшим отношение к охоте. По его мнению, большинство картин — дело рук шаманов, входивших в транс ради установления связи с миром духов. «Стоит оказаться в этих пещерах в полном одиночестве, как очень, очень быстро у вас начинается сенсорная депривация — минут через 5–10, — отмечает г-н Уитли. — Это может ввести вас в изменённое состояние сознания».
Новое исследование не противоречит гипотезе о шаманах, считает г-н Уитли, ибо в некоторых обществах охотников и собирателей в роли шаманов выступают женщины и даже трансгендеры.
Работа поднимает больше вопросов, чем предлагает ответов. Почему именно женщины чаще становились художниками? Им принадлежат только отпечатки рук или остальные картины тоже? Может ли подобный анализ определить, были то люди или неандертальцы?
Но самого г-на Сноу больше волнует другое. Почему древние художники, кто бы то ни был, оставляли отпечатки рук? Ответа нет, но есть импонирующая ему гипотеза о том, что это был способ заявить о себе: «Это моя работа, я это сделал».
Результаты исследования опубликованы в журнале American Antiquity.
Подготовлено по материалам National Geographic.