На берегах Нила некогда возвышались сотни сооружений, возведённых под явным египетским влиянием в те времена, когда в самом Египте пирамиды давно перестали строить.
Почти через две тысячи лет после того, как подданные египетского фараона Хуфу возвели ему 150-метровую пирамиду, армия Нубии вторглась и оккупировала Египет. Шёл примерно 730 г. до н. э., и к тому времени египетские фараоны давно отказались от массивных гробниц. Это было дорого, и они едва не разорили страну. Но пирамиды очаровали нубийских царей. Их XXV (нубийская) династия была выброшена из Египта в 656 г. до н. э., но влияние Египта на культурные традиции Нубии сохранялось очень долго. Например, на царском некрополе в Мероэ стоят 80 миниатюрных пирамид. А теперь в Седеинге (более чем в 700 км от Мероэ) обнаружено множество совсем крошечных пирамид со стороной около 75 см, относящихся к той же эпохе. По-видимому, богатая элита перенимала привычки правителей, только в уменьшенном масштабе.
Здесь и ниже фото Vincent Francigny / SEDAU.
С начала XIX века археологи отыскали в Судане более 220 царских пирамид. В начале периода Мероэ (около 300 г. до н. э. — 350 г.) их строили исключительно для самых благородных кровей. «Возводить пирамиду для того, кто не был членом царской семьи, считалось святотатством», — поясняет один из руководителей раскопок в Седеинге Венсан Франсиньи из Американского музея естественной истории (США). Позднее табу ослабло, и богачи получили разрешение подражать царям. Но их пирамиды никогда не достигали царских размеров. Нубийцы относились к этим сооружениям с тем же священным трепетом, что и древние египтяне. Это был символ солнца — высокие крутые склоны пирамиды означали солнечные лучи, падающие на землю. В Мероэ продолжили разработку этой темы, оформляя замковые камни пирамид классическими египетскими мотивами в виде птиц или лотосов, растущих из солнечного диска.
В Мероэ использовались две системы письменности, тоже вдохновлённые Египтом. Первых успехов в их расшифровке удалось добиться только в начале 1990-х годов. Сделавший ряд важнейших открытий в этой области филолог Клод Рилли, глава Французской археологической миссии в Судане, обнаружил, что ему очень не хватает надписей для дальнейшей работы (на тот момент было известно менее двух тысяч, и почти все они были эпитафиями). К сожалению, из-за строительства плотины на Ниле вода поднялась и затопила большинство недавно обнаруженных некрополей эпохи Мероэ. Кладбище в Седеинге на западном берегу Нила близ египетской границы осталось одним из немногих, где ещё можно было проводить раскопки. Это и побудило Рилли и Франсиньи собраться и в 2009 году приступить.
За четыре года на, казалось бы, скромном некрополе археологи нашли не только пять новых надписей, но и тысячи погребальных камер, многие из которых лежали под небольшими пирамидами. На площади около 0,2 га обнаружен фундамент 35 пирамид. Крупнейшая имела 6,7 м в ширину и чуть больше 9 м в высоту. Над могилами детей стояли памятники шириной меньше метра. «Это фантастика, — пытается донести до нас, простых смертных, всё величие своего открытия г-н Франсиньи. — На других кладбищах того времени можно было найти 20–30 захоронений знати с памятниками. А здесь сотни пирамид с тысячами могил вокруг них, многие из которых находятся друг над другом».
Большинство погребений Седеинги относятся к тому времени в истории царства, когда монаршая монополия на строительство пирамид ослабла. По словам г-на Франсиньи, само по себе это не объясняет огромное количество памятников — уникальный случай для Нубии. Вероятно, свою роль сыграла и география. Эксперт отмечает, что Седеинга находилась ближе к Египту и в относительной изоляции от административных центров Мероэ, расположенных к югу. Возможно, местные жители чувствовали себя более свободно, чем соотечественники, обитавшие ближе к столице, а потому с большей лёгкостью нарушали запрет на пирамиды.
Удалённостью от культурного центра царства можно объяснить и уникальный элемент в конструкции пирамид Седеинги. Обычно пирамиды Мероэ строились совсем не так, как в Египте: каменная кладка возводилась вокруг заполнения. В некоторых пирамидах Седеинги кладка внутри круглая. Делать это ради того, чтобы поддержать стены, не имело смысла. Скорее, это пережиток более древнего местного обычая хоронить людей под курганами и нагромождениями камней. Прочие находки, впрочем, указывают на сильное египетское влияние. Обнаружены несколько замковых камней в форме лотоса, растущего из солнечного диска, и фаянсовая статуэтка божества плодородия Беса. Одного человека похоронили даже на куске стелы из близлежащего храма времён Нового царства, возведённого в XIV в. до н. э., когда этими местами правил Египет.
Связи с Египтом объясняют и богатство, позволившее народу Седеинги возвести такое количество пирамид. Этот городок располагался посреди бесплодной пустыни, но на дороге, соединявшей Мероэ непосредственно с северным соседом. Седеинга была одним из первых населённых пунктов Нубии, где останавливались египетские торговцы. Этот путь — Сорокадневная дорога — существует и поныне, и кладбище находится прямо рядом с ним. К сожалению, караваны верблюдов, проходившие мимо век за веком, способствовали сильной эрозии пирамид. Даже сейчас археологам пришлось заставить их идти в обход, чтобы не вытоптать то, что осталось от пирамид.
Только подумайте: им сейчас почти две тысячи лет — примерно столько же, сколько было пирамиде Хеопса (Хуфу), когда её увидели завоеватели из Нубии...
Подготовлено по материалам журнала Archaeology.
Вернуться назад
|