ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > При реставрации «Пекина» обнаружены редкие артефакты

При реставрации «Пекина» обнаружены редкие артефакты


4-06-2013, 17:00. Разместил: VP
 

В рамках реставрации гостиничного комплекса «Пекин» и застройки прилегающей территории, обнаружены редкие археологические находки, которые являются объектами культурного наследия столицы, и представляют собой историческую ценность, сообщает сайт компании «Галс Девелопмент». После завершения археологических исследований, все артефакты будут переданы в Музей Истории Москвы.

Работы на площадке проводились компанией «Археологические изыскания в строительстве» с марта 2013 г. За два месяца раскопок было найдено более 350 артефактов XVI-XX веков, среди которых обнаружены уникальные изразцы, характеризующие эволюцию гончарного дела Москвы от XVII до XIX века, а также предметы обихода, ремесленные изделия из кожи и дерева.

«В московском песчаном грунте крайне редко сохраняются экземпляры предметов быта, поэтому найденные вещи имеют высокую историческую ценность. В ходе работ были найдены фрагменты обуви, конской упряжи, часть поясной сумки и старообрядческий кожаный амулет-лествица, которые находились в законсервированном состоянии в слоях органики, куда не проникали бактерии. Это большая удача, что они «дожили» до наших дней», ̶ отметил Леонид Кондрашов, главный археолог Москвы.

«Найденные изразцы ̶ это облицовочные плитки с полой коробкой, покрытые глазурью, рельефами, резьбой и имеющие обычно какой- то сюжет. В Москве использовались для сохранения тепла в доме и для его украшения. Для экспертов изразцы служат средством датировки слоев и сопутствующих находок», ̶ пояснил археолог Владимир Беркович, заместитель генерального директора компании «Археологические изыскания в строительстве».

Археологические исследования велись на территории, где с конца XVII до XIX века находилась Тверская-Ямская слобода. Для проведения изысканий было заложено два раскопа площадью по 120 кв. м. Толщина культурных пластов разных периодов составила более 3 метров, из них не менее метра пришлось на слой, относящийся к периоду существования слободы. Пока решение о продолжении раскопок на ближайшей к «Пекину» Триумфальной площади не принято, сообщает Lenta.ru.

Одна из самых ранних находок — так называемый «красный» печной изразец, относящийся к концу XVI — началу XVII века. Из таких фигурных плиток на печах собирали декоративные фризы. Глиняное украшение покрывали известью, следы которой еще сохраняются на ее поверхности.
Одна из самых ранних находок — так называемый «красный» печной изразец, относящийся к концу XVI — началу XVII века. Из таких фигурных плиток на печах собирали декоративные фризы. Глиняное украшение покрывали известью, следы которой еще сохраняются на ее поверхности.
Слева виден изразец «голландского типа» с синей кобальтовой глазурью и характерным узором из полукруглых сегментов. Он был распространен в петровские времена, когда мода на все голландское захлестнула Россию. В центре и справа — более поздние полихромные (многоцветные) изразцы, один из которых плоский, а другой имеет рельеф.
Слева виден изразец «голландского типа» с синей кобальтовой глазурью и характерным узором из полукруглых сегментов. Он был распространен в петровские времена, когда мода на все голландское захлестнула Россию. В центре и справа — более поздние полихромные (многоцветные) изразцы, один из которых плоский, а другой имеет рельеф.
Муравленые изразцы стали широко распространены в Москве с конца XVII века, хотя появились на век раньше. Их название происходит от прозрачной, цвета «травы-муравы» свинцовой глазури.
Муравленые изразцы стали широко распространены в Москве с конца XVII века, хотя появились на век раньше. Их название происходит от прозрачной, цвета «травы-муравы» свинцовой глазури.
Самый поздний тип московского изразца был покрыт белой поливной эмалью и не раскрашивался.
Самый поздний тип московского изразца был покрыт белой поливной эмалью и не раскрашивался.
Лестовка, или лествица, — это разновидность четок, имеющих у староверов особую форму и значение. Цепь напоминает лестницу, символизирующую духовное восхождение. В данном случае сохранились только кожаные треугольники, лапостки. В каждой лествице делают по четыре лапостки.
Лестовка, или лествица, — это разновидность четок, имеющих у староверов особую форму и значение. Цепь напоминает лестницу, символизирующую духовное восхождение. В данном случае сохранились только кожаные треугольники, лапостки. В каждой лествице делают по четыре лапостки.
Кожаная напоясная сумка в XVIII веке заменяла москвичам карманы. Минималистичное изделие можно отнести к стилю «юнисекс» — мужчины и женщины носили напоясные сумки практически одинакового дизайна. Как и кожаная лествица, сумка очень хорошо сохранилась из-за обилия в слободе конского навоза. Закисляя почву, навоз ускоряет разрушение железа, сохраняя при этом органику.
Кожаная напоясная сумка в XVIII веке заменяла москвичам карманы. Минималистичное изделие можно отнести к стилю «юнисекс» — мужчины и женщины носили напоясные сумки практически одинакового дизайна. Как и кожаная лествица, сумка очень хорошо сохранилась из-за обилия в слободе конского навоза. Закисляя почву, навоз ускоряет разрушение железа, сохраняя при этом органику.
Одна из немногих находок, имеющих прямое отношение к профессиональной специализации слободы, — конская щетка, предназначенная для расчесывания грив лошадям.
Одна из немногих находок, имеющих прямое отношение к профессиональной специализации слободы, — конская щетка, предназначенная для расчесывания грив лошадям.
Железная вилка XVIII века — одно из немногих металлических изделий, найденных археологами на раскопках слободы. Искать железо проще, чем керамику, однако оно довольно быстро разрушается в кислой почве.
Железная вилка XVIII века — одно из немногих металлических изделий, найденных археологами на раскопках слободы. Искать железо проще, чем керамику, однако оно довольно быстро разрушается в кислой почве.
Глиняные курительные трубки (в данном случае — «турецкого образца») были в ходу вплоть до появления папирос. Московские археологи находят их довольно часто: хотя деревянные мундштуки быстро сгнивают, сами трубки прекрасно сохраняются в земле. «Турецкими» трубками пользовались самые широкие слои населения, причем функционально они были чуть ли не одноразовыми — использованную трубку разбивали о каблук, что заметно по характеру повреждений.
Глиняные курительные трубки (в данном случае — «турецкого образца») были в ходу вплоть до появления папирос. Московские археологи находят их довольно часто: хотя деревянные мундштуки быстро сгнивают, сами трубки прекрасно сохраняются в земле. «Турецкими» трубками пользовались самые широкие слои населения, причем функционально они были чуть ли не одноразовыми — использованную трубку разбивали о каблук, что заметно по характеру повреждений.
Английские кремы или помады Atkinson`s относятся к довольно позднему слою — к концу XIX века. Они представляли собой эмульсии воды в масле и обычно содержали пчелиный воск. Создание подобного «охлаждающего» крема приписывают Галену.
Английские кремы или помады Atkinson`s относятся к довольно позднему слою — к концу XIX века. Они представляли собой эмульсии воды в масле и обычно содержали пчелиный воск. Создание подобного «охлаждающего» крема приписывают Галену.
Эта железная подкова была предназначена для самого ямщика, а не для его лошади. Такими подковами подбивали каблуки. В женской обуви их потомками стали набойки.
Эта железная подкова была предназначена для самого ямщика, а не для его лошади. Такими подковами подбивали каблуки. В женской обуви их потомками стали набойки.
«Искусственную минеральную воду» в таких бутылках производила компания «Гойеръ и Редлихъ» на собственном заводе в Москве.
«Искусственную минеральную воду» в таких бутылках производила компания «Гойеръ и Редлихъ» на собственном заводе в Москве.
Третья слева среди аптечных бутылок — емкость для парфюма знаменитой фабрики «Брокар и Ко.», которая после национализации стала «Новой Зарей». Остальные три емкости представляют собой типичные аптекарские флаконы, распространенные на всем протяжении XIX века и даже ранее.
Третья слева среди аптечных бутылок — емкость для парфюма знаменитой фабрики «Брокар и Ко.», которая после национализации стала «Новой Зарей». Остальные три емкости представляют собой типичные аптекарские флаконы, распространенные на всем протяжении XIX века и даже ранее.
В подобных треугольных бутылочках москвичи не так уж давно покупали уксусную эссенцию. Это один из самых поздних экспонатов, он относится к 20-м годам XX века.
В подобных треугольных бутылочках москвичи не так уж давно покупали уксусную эссенцию. Это один из самых поздних экспонатов, он относится к 20-м годам XX века.
Самая старая из найденных в раскопе монет, елизаветинская копейка, датируется 1760 годом. На одной из сторон изображен Георгий Победоносец.
Самая старая из найденных в раскопе монет, елизаветинская копейка, датируется 1760 годом. На одной из сторон изображен Георгий Победоносец.
На другой — вензель императрицы Елизаветы
На другой — вензель императрицы Елизаветы

Вернуться назад