ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Рыцарская культура родом с Востока!
Рыцарская культура родом с Востока!31-03-2013, 17:20. Разместил: virginiya100 |
Какие рыцари старше по времени — европейские или восточные? Ну, конечно, западноевропейские последует ответ большинства и… они будут неправы. Оказывается, есть барельеф с изображением шаха Хосрова II (620 г.), на котором тот изображен с головы до ног облаченным в кольчужные доспехи. Между тем на Западе подобных доспехов не было даже в XII веке!
А вот если мы будем внимательно читать известную поэму Фирдоуси "Шах-наме", относящуюся к концу Х — началу ХI века (известно, что первую редакцию поэмы он закончил в 994 г., а вторую — в 1010 г.), то убедимся, что описанные там доспехи практически не отличаются от тех, что в Западной Европе появились четыре века спустя.
Кажется удивительным, но наличие тяжеловооруженных всадников в IХ — ХI вв. в доспехах из металлических пластин отмечается во многих государствах арабского халифата. Причем современные этому времени поэты описывали его как "состоявшее из множества зеркал", а арабские историки — что оно выглядит "подобно византийскому", то есть и люди, и кони имели пластинчатые доспехи, которые, будучи хорошо отполированными, ярко сверкали на солнце.
Да, но можно ли доверять поэме "Шах-наме"? Известно, что первый ее перевод с персидского на арабский язык был выполнен прозой в 1212 — 1227 гг. и, следовательно, несет на себе отпечаток именно этой эпохи. А вот более поздние переводы и, соответственно, иллюстрации к ним, отражают свое время — считают англоязычные историки Р. Робинсон, Й. Хит и Д. Николь. Впрочем, давайте не будем ссылаться только на англичан, а почитаем отрывки из этой поэмы сами… Сказал Рустам: Достань мой меч булатный.
Шлем боевой и весь доспех мой ратный; Аркан и лук; кольчугу для коня; Кафтан из шкуры тигра для меня. Кольчугою стальной облек он плечи, Надел доспехи, взял оружье сечи. И прискакал он в степь, щитом сверкая, Своей тяжелой палицей играя.
Очевидно, что кольчуга использовалась и самим Рустамом и точно также служила броней для его коня, поскольку в поэме об этом сказано так: Стоял скакун перед шатром в броне, Внимая неожиданной войне.
В "Шах-наме" неоднократно подчеркивается (что лишний раз говорит о том, что писал ее человек хорошо знакомый с военным делом): шлем на голову воины надевают перед тем, как облачиться в кольчугу. Это значит, что шлемы у иранских воинов имели коническую форму. Если воин надевает кольчугу через голову, то так это легче проделать, поскольку она легко соскальзывает с гладкой поверхности.
И встал и препоясался на бой, Снял с головы венец он золотой, Надел взамен индийский шлем булатный, Облек могучий стан кольчугой ратной. Взял меч, копье и палицу свою, Как тяжкий гром разящую в бою.
То, что на Востоке было в обычае носить поверх доспехов богатые одеяния, также подтверждается все тем же текстом поэмы "Шах-наме". Рустам в парче из Рума и в броне, Мгновенно оказался на коне.
В библиотеке города Гулистана находится рукопись "Шах-наме", изготовленная неизвестным художником гератской школы в 1429 году. На одной из ее миниатюр, где переданы мельчайшие детали вооружения, показаны, в частности, воины, носящие поверх кольчуги чешуйчатые оплечья, а в некоторых случаях еще и набедренники с наколенниками.
На миниатюрах из "Шах-наме" примерно 1440 года, хранящихся в Королевском британском азиатском обществе, видны бармицы, закрывающие нижнюю часть лица. У некоторых воинов изображены бармицы чешуйчатые с кольчужной пелериной, прикрывающей плечи.
Изображения доспехов в этом экземпляре "Шах-наме" отличаются от других персидских миниатюр. Некоторые воины облачены в чешуйчатые доспехи, другие поверх пластинок носят длинную одежду из ткани (нарайну). Большинство все же одеты в чешуйчатые доспехи, которые впервые встречались еще в римское и парфянское время.
Что касается пластинчатых панцирей, то древнейшей формой нагрудного, а также и наспинного доспеха, он называет зерцало — простой металлический диск, закрепленный с помощью перекрещивающихся кожаных ремней, причем на Востоке, в частности в Индии, такие диски носили поверх стеганых доспехов, подбитых металлическими пластинками — прямых аналогов европейской бригандины.
Такие же виды защиты представлены и в рукописи "Шах-наме" из Гулистана, датируемой 1429 годом, причем имеющие его воины носят такие диски только на груди. Другим доспехом из пластин уже прямоугольной формы, носимых спереди и сзади, стала чарайна ("четыре зеркала") — кираса из четырех, скрепленных пластин, весьма популярная на Востоке в течение всего ХVI в. и даже в более позднее время. Одни такие доспехи завязывались на спине или по бокам, но были и такие, в которых нагрудная пластина делилась посредине надвое и скреплялась при помощи особой петли, что позволяло надевать их подобно куртке или жакету.
В качестве защиты для ног нередко использовались кольчужные штаны, в которых сама кольчуга была нашита на ткань и усиливалась стальными пластинками, вставлявшимися между рядами колец. Колени на них прикрывались чашеообразными щитками и шипами, украшенными гравировкой — то есть мы опять-таки имеем комбинированную, а не чисто кольчужную броню, причем относящуюся по времени уже к ХVII и даже началу ХVIII века.
Исламский вариант арбалета — маджра, известный на Востоке уже с IХ в. (о чем также говорится в поэме "Шах-наме") применялся и на войне, и на охоте, однако более поздние западные образцы этого вида оружия оказались мощнее восточных, что, видимо, и предопределило победу христианских войск в битве при Арсуфе.
Интересно, что факты обмена оружием постоянно подчеркивается в поэме "Шах-наме", где вооружение воинов-пехлеванов (богатырей домусульманской эпохи) имеет самое различное происхождение. Там встречаются "шлем румийский" — то есть "из Рума" — Рима, мечи индийские, арабские — что лишний раз свидетельствует как о высоком качестве производимого на Востоке оружия, так и о торговле им. А в итоге — сходстве вооружения воинов различных восточных государств.
Одновременно англоязычные историки единодушно отмечают, что конские доспехи имели и византийские, и иранские, и арабские, и китайские всадники, причем в эпоху, когда европейцы обо всем этом еще даже и не помышляли. В то же время оформление социальных институтов рыцарства, связанного с огромными издержками на оружие и доспехи, а значит и соответствующего земельного держания, делало тождественным не только средства борьбы и защиты, но сближало евразийскую знать даже внешне, что нашло свое отражение в европейской и восточной геральдике. Например, в Сассанидской державе с предоставлением наследственного лена феодалам часто вручалась и специальная одежда с изображением какого-нибудь животного. Из-за этого они получали и соответствующие имена: Вахраншах (князь-вепрь), Ширваншах (князь-лев), Риланшах (князь-слон), Аланшах (князь-ворон).
Гербы у персидской знати существовали задолго до европейских. Это были изображения животных (олень, лев, кабан, конь, слон, птица семург), предметов (трезубец) и даже людей, причем он, как и многие другие, ссылается при этом на поэму Фирдоуси "Шах-наме", где описания знамен вышедшей в поход иранской конницы фактически не отличаются от эмблем на знаменах рыцарей Западной Европы! Здесь каждый знатный воин имеет собственное знамя, украшенное символическим изображением.
Так что "рыцари Востока", как об этом свидетельствует поэма Фирдоуси "Шах-наме", появились раньше западных и долгое время превосходили их во всем — и качеством оружия и доспехов, и даже собственно своей рыцарской культурой и искусством! Вернуться назад |