ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > На Урале научились программировать будущее

На Урале научились программировать будущее


25-01-2013, 09:06. Разместил: VP


Фото Илья Быкова

 

"Что такое мехатроника?" – поинтересовался ведущий церемонии открытия у молодых людей из первого ряда. И, не получив вразумительного ответа, пообещал: "Через три дня вы точно будете это знать!" Так на базе учебного центра компании ЧТПЗ в городе Первоуральске стартовал первый чемпионат России по мехатронике WorldSkills Russia.

 

Термин вызывает затруднение даже у экспертов, потому что объяснить его не так-то просто, и трактовки получаются довольно разные. Построение электроприводов; комбинация машиностроения, электронной техники, компьютерных разработок и других технических дисциплин; создание различных интеллектуальных систем; робототехника – вот далеко не полный перечень возможных вариантов. Само понятие образовано путем слияния слов "механика" и "электроника". Это одна из новейших инженерных специальностей в мире. В России она официально введена лишь в 1995 году. Однако в развитых странах именно эта дисциплина позволила решить проблемы индустриального развития в 70-е годы прошлого века, уверяют эксперты.

 

"Мехатроника соединяет в себе три профессии: электрик, механик и IT-специалист. В цехе уже не надо будет несколько работников, один человек сможет выполнять все эти задачи", – объясняет главный международный эксперт по мехатронике Майкл Линн из немецкой компании Festo (один из организаторов конкурса). "Грубо говоря, это пуско-наладка" – озвучивает свою версию представитель Первоуральского новотрубного завода, наблюдающий за ходом соревнований. По его словам, человек, владеющий этой специальностью, может быстро и грамотно настроить любую современную производственную линию - будь то металлургия, машиностроение или пищевая промышленность, и в дальнейшем контролировать ее работу.

 

"Во многих регионах имеется потребность в таких кадрах", – отметила в начале чемпионата Наталья Золотарева, директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного образования Министерства образования и науки РФ. Удовлетворять эту потребность трудно, потому что пока большую часть российской молодежи перспектива трудиться на заводах и фабриках не слишком воодушевляет.

 

Популяризация рабочих профессий, в том числе через проведение конкурсов профессионального мастерства по всему миру, является главной целью международного движения WorldSkills International. Важный элемент соревнований – их открытость: наблюдать за процессом может любой желающий. За три дня (с 22 по 24 января) чемпионат посетили порядка тысячи школьников. Для большей заинтересованности юных гостей были предусмотрены соответствующие развлечения – мастер-классы, игровая киберзона, творческая зона, нано-бар и даже имитатор кабины мостового крана.

 

"Сегодня для России это действительно историческое событие, – говорит президент WorldSkills Russia, официальный делегат WorldSkills International от РФ Лидия Фролова. – Меньше года прошло с того момента, как 17 мая 2012 Россия стала полноправным членом этой международной организации с полувековой историей. И вот мы уже проводим национальный чемпионат по самой высокотехнологичной специальности WSI. Эти ребята – лучшие из лучших, настоящее будущее России. Надеюсь, что в скором времени вся Россия вольется в движение WSI и наши дети будут осознанно выбирать любимую работу и становиться лучшими на мировом уровне".

 

Пока организаторы общаются с экспертами и журналистами, конкурсанты сосредоточено выполняют первое задание – за три часа им нужно собрать рабочую станцию. Семь команд, у каждой идентичный набор деталей, только инструменты собственные. Главное – не скорость, а правильная сборка, соответствующая определенным стандартам. Победители соревнований войдут в сборную России для участия в чемпионате WorldSkills в Лейпциге в июле 2013 года.

 

Площадка для проведения мероприятия была выбрана не случайно.

 

Во-первых, на Урале расположены ведущие промышленные предприятия России. А во-вторых, сложный технический конкурс требует соответствующей материальной базы. Учебный центр ЧТПЗ был открыт в 2011 г. и на сегодняшний день является крупнейшим и самым современным образовательным центром в Европе. Площадь центра – более 5 тыс. кв. м, в центре более 100 современных единиц оборудования – уменьшенных копий трубных станов, сварочных линий, токарных станков и пр., а также пять современных лабораторий. Тренажеры-имитаторы по электроприводу, гидравлике, механике и электрике помогают детям в считанные недели понять принципы работы современного оборудования и овладеть практическими навыками.

 

Советник генерального директора по стратегическим коммуникациям ЧТПЗ Сергей Рыбак, не скрывая гордости, проводит экскурсию по центру для московских гостей. Техническое оснащение учебных классов впечатляет. В прошлом году конкурс сюда составил 16 человек на место. Даже строгие порядки абитуриентов не смущают. Например, перед началом занятий учащиеся обязаны пройти проверку на алкотестере. И не дай бог прибор покажет хоть легкую степень опьянения – отчисление гарантировано.

 

Этот образовательный проект, который осуществляется в партнерстве с Первоуральским металлургическим колледжем и правительством Свердловской области, – пример успешного внедрения в России дуальной системы образования, разработанной в Германии и основанной на тесном взаимодействии предприятий и профессиональных школ. Примерно 60% учебного времени отводится на практическое освоение производственных навыков, и только 40% – на теорию. Зато выпускники будут владеть тремя - четырьмя специальностями.

 

Главной причиной создания учебного центра явилась проблема острой нехватки кадров. При запуске новых производств компания столкнулась с необходимостью нанять почти две тысячи новых работников, конкурс иногда достигал 20 человек на место, люди приезжали из разных концов страны и даже из Казахстана, рассказывает заместитель генерального директора ЧТПЗ Валентин Тазетдинов. Попытка подобрать необходимых специалистов на рынке успехом не увенчалась. Желающих было много, но они приходили со своими понятиями о стандартах работы и корпоративной культуры, трудно взаимодействовали друг с другом, сформировать слаженную команду не всегда получалось. Наконец, руководство решило, что проще и, в конечном счете, выгоднее самими заниматься подготовкой кадров.

 

Дуальную систему профессионального образования пытаются внедрить и некоторые другие российские предприятия. Но в целом их число пока невелико – пальцев двух рук хватит, чтобы пересчитать. Почему? Этот вопрос обсуждался на круглом столе в рамках чемпионата. По мнению его участников, для успеха необходимы три фактора. Первый – четкое видение предприятием стратегии развития как минимум на пятилетку вперед. Второй – готовность компании непосредственно участвовать в образовательном процессе, а не просто оплачивать учебу студентов, которые потом придут к ним работать. И, наконец, третий – финансовое обеспечение. Объем инвестиций в данном случае имеет существенное значение. К слову, ЧТПЗ и правительству Свердловской области – а проект строился на основе частно-государственного партнерства – учебный центр обошелся в 800 млн рублей.

 

Но главным движущим фактором является желание владельцев компаний – захотел и сделал, делится своими наблюдениями в неформальной беседе представитель Минобразования. Что ж, возможно, подобное желание у российских промышленников усилится, когда первопроходцы начнут пожинать плоды своих усилий в виде квалифицированных кадров, заметно повышающих конкурентоспособность предприятия.


Вернуться назад