ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Американцы ставят на синтетику

Американцы ставят на синтетику


5-12-2012, 15:14. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Американцы ставят на синтетику

 

США могут полностью прекратить импортировать сырую нефть, перейдя на производство синтетического топлива

 

 

США могут полностью перейти на производство синтетического топлива США могут полностью перейти на производство синтетического топлива

Фотография: iStockPhoto

Дмитрий Малянов

 

США могут полностью прекратить импортировать сырую нефть, перейдя на производство синтетического топлива на основе угля, природного газа и биомассы. К такому выводу пришла исследовательская группа из Принстонского университета, показавшая, что переход на синтезированное топливо станет экономически оправданным уже в ближайшие 30—40 лет.

Помимо положительных экономических и политических последствий, связанных с уменьшением зависимости американской экономики от импорта сырой нефти, переход на синтезированное топливо позволит Соединенным Штатам существенно сократить и свой вклад в мировые выбросы техногенных парниковых газов, прежде всего CO2, который будет частично поглощаться растениями, предназначенными для получения биомассы, считают авторы аналитической статьи, опубликованной в журнале Американского института инженеров-химиков.

Другим важным плюсом синтезированного топлива является то, что, в отличие от биотоплива на основе этанола, которое нужно либо смешивать с бензином, либо использовать в специально отрегулированных под него двигателях,

синтетическое топливо почти идентично топливу, получаемому методом перегонки нефти, и может использоваться в двигателях, работающих на «классическом» бензине, солярке и авиационном керосине.

Важно также, что в отличие от минерального топлива синтетическое, в силу особенностей его производства, содержит на порядки меньше вредных примесей — серы и тяжелых металлов.

Исследовательская группа, которой руководит профессор химического и биоинжиниринга Принстонского университета Кристодулос Флудас, проработала несколько сценариев перехода на синтетику, просчитав конкретную нагрузку, которую окажут размещенные в различных районах США заводы по производству синтетического топлива на местные электросети, системы водоснабжения и природную среду. Итогом работы стала оптимальная модель, описывающая размещение и производительность этих предприятий.

«Мы задались вопросом, можно ли синтезировать достаточное количество топлива, одновременно снизив выбросы СО2 на 50%, и будет ли это экономически целесообразно. И в том и в другом случае ответ получился положительным», — цитирует профессора Флудаса пресс-служба Принстонского университета.

Для полного перехода на синтетическое топливо потребуется немало времени и инвестиций.

По наиболее реалистичному сценарию, переход займет от 30 до 40 лет, а общий объем инвестиций может составить 1,2 триллиона долларов.

Технология производства жидкого топлива методом продувания перегретого водяного пара через каменный уголь в присутствии катализаторов (процесс Фишера—Тропша и аналогичные ему) была изобретена еще в 20-х годах прошлого века в Германии и активно использовалась Третьим рейхом и союзной ему Японией, испытывавшими сильный дефицит нефти, для производства синтетического бензина, дизельного топлива, парафина и смазочных масел. После Второй мировой войны, с падением цен на нефть, эти предприятия были свернуты, и долгое время единственный крупный завод по производству синтетического дизельного топлива действовал лишь в ЮАР. Небольшая промышленная установка по синтезу жидких углеводородов, собранная из немецкого трофейного оборудования, работала также в СССР (в Новочеркасске) вплоть до начала 90-х.

Последние несколько лет на фоне падения рентабельности нефтедобычи и роста цен на нефть о синтетическом топливе, процессе Фишера—Тропша и богатом опыте немецких инженеров-химиков, поставивших эту технологию на промышленные рельсы, стали говорить все чаще. Притом не только среди экспертов, но и в американском министерстве обороны, которое весьма озабочено тем, что почти половина потребляемой США нефти импортируется (при этом две трети этого импорта перерабатывается в автотопливо), а также в министерстве энергетики, предложившем налоговые льготы штатам, развивающим у себя подобные производства.

Принстонская группа, подойдя к проблеме системно, пришла к выводу, что для полного удовлетворения потребностей экономики США в моторном топливе и смазочных материалах американцам необходимо построить 130 заводов по производству синтетического топлива, используя в качестве сырья уголь, природный газ и биомассу.

По разработанному группой сценарию, такие производства должны размещаться в оптимальной близости как к источникам сырья, так и к потребителям топлива.

Комплексная модель, включающая в себя стоимость не только сырья, но и других потребляемых ресурсов (прежде всего воды и электричества), а также стоимость землеотводов, рабочей силы и пр., предусматривает строительство в разных частях США 9 маленьких, 74 средних и 47 больших предприятий, производящих соответственно 1%, 28% и 71% всего объема топлива. Самый большой кластер заводов, согласно модели, будет образован в центральной и юго-восточной части страны, а наибольший объем производства синтетического топлива придется на Канзас, где будут размещены 11 больших заводов. Наибольшее число заводов придется на Техас, но из-за особенностей аграрного производства в этом штате их мощность будет средней.

По подсчетам группы, средняя цена синтетического эквивалента барреля сырой нефти составит, в случае реализации такого плана, 95,11 долларов, что вполне приемлемо, учитывая нынешнюю цену на нефть. Цена будет варьироваться в зависимости от места производства.

Так, согласно расчетам, самое дешевое топливо будет производиться в Канзасе ($83,58 за эквивалентный баррель).

Цена синтетического топлива может быть еще ниже, если сырьем для синтеза послужат только газ и уголь. Однако в этом случае добиться 50-процентного снижения выбросов СО2 уже не получится. Как бы то ни было, использование биомассы в качестве еще одного компонента синтеза не снизит конкурентоспособность синтетического топлива при условии, что сохранятся нынешние, в районе 90—100 долларов, цены на нефть.

Авторы статьи подсчитали также, из чего будет складываться цена синтетического топлива.

Большую ее часть составят капиталовложения в новые производства — строительство и обслуживание новых заводов.

Далее следуют стоимость растительного сырья, в качестве которого будут использованы сельскохозяйственные культуры, не имеющие ценности для пищевой промышленности, и затраты на электричество.

Таким образом, главным фактором, сдерживающим развитие производства синтетического топлива, остается большой объем стартовых вложений, которые превышают пока вложения в строительство аналогичных мощностей по переработке нефти в 3—4 раза. Поэтому для реализации сценария, предусматривающего полный отказ от нефтяного импорта, необходима мощная поддержка государства в виде налоговых льгот и прочих инициатив, стимулирующих на федеральном и местном уровне инвестиции в производство, которое в ближайшие 30—40 лет может, по выражению авторов статьи, «стать основой новой американской экономики».

Собственно, члены принстонской группы и не скрывают, кому адресовано их исследование в первую очередь: это американское министерство энергетики, министерство обороны США и федеральное агентство по охране окружающей среды.


Вернуться назад